Изменения реальной заработной платы и факторы, их определяющие
Динамика реальной заработной платы выявляется с помощью индекса стоимости жизни, определяемой путем сопоставления суммы, выплаченной работниками за приобретение необходимых средств к существованию.
Поскольку заработная плата — это превращенная форма стоимости и цены товара рабочая сила, а также результатов функционирования последней, то ее изменения связаны с динамикой стоимости этого специфического товара. Когда тенденция к повышению стоимости товара рабочая сила преобладает над тенденцией к снижению ее стоимости, реальная заработная плата растет. Так, в 1970 г., в сравнении с 1910 г. реальное содержание заработной платы в США и ФРГ выросло более чем в 8 раз, в Англии и Франции — в 3—4 раза. Покупательная способность заработной платы уменьшалась во время войн, кризисов, монопольного ценообразования. Например, во Франции покупательная способность рабочих в 1920 г. была на уровне 1900 г., а в 1950 г. — на уровне 1930. С 1951 по 1986 гг. реальная заработная плата рабочих выросла в США в 1,3, Великобритании — в 1,8, Франции — в 2,4, ФРГ и Италии — в 2,8, Японии — в 4 раза. С 1985 по 1990 гг. реальная почасовая заработная плата рабочих обрабатывающей промышленности США уменьшилась на 6,2 %, в Японии выросла на 12,2, в ФРГ — на 14,9, во Франции — на 3, в Великобритании — на 11,7 %.
С началом НТР к рабочей силе, ее образованию, квалификации, культурному уровню предъявляются более высокие требования. Процесс производства (прежде всего, на предприятиях гигантских корпораций) нуждается в воспроизводстве все более сложной рабочей силы, что, наряду с повышением результативности труда, его полезного эффекта стало причиной роста стоимости товара рабочая сила и увеличения реальной заработной платы. К факторам, которые обусловливают рост заработной платы, относятся также действие закона возрастания потребностей, благоприятная экономическая конъюнктура, рост требований трудящихся и их сознательности, деятельность профсоюзов, организованность наемных работников. Так, в США при заключении коллективных договоров темпы изменений в заработной плате закладываются в контракт на три года вперед, потому экономическая конъюнктура в этот период практически не влияет на уровень заработной платы.
В условиях НТР в развитых странах мира предпочтение отдается стимулированию труда представителей тех профессий, которые непосредственно связаны с передовыми отраслями НТП. Так, в США заработная плата инженера в начале 90-х гг. была в 1,8 раза выше, чем у квалифицированного рабочего. По уровню заработной платы к инженерам приближаются экономисты, специалисты-математики, химики, биологи. Заработная плата квалифицированных рабочих в полтора раза, чем у рабочих средней квалификации, а рабочие, которые обслуживают современное оборудование (механики-ремонтники электрооборудования, наладчики, слесари-механики), получают зарплату на 200—300 % выше, чем рабочие на конвейере. Во второй половине 80 — начале 90-х гг. для 60 % всех рабочих мест в США требовалось высшее или среднее профессиональное образование. В условиях НТР все большее распространение получает такая форма заработной платы, как плата за знания, растет зависимость заработной платы от овладения рабочими смежными профессиями.
Среднегодовая заработная плата американского рабочего в 1994 г. составляла около 26 тыс. дол. Средняя заработная плата рабочих и служащих в 1995 г. — 13,12 дол. в час, а с учетом федеральных служащих, которые получают меньше — 12,25 дол. в час. Доля семейного бюджета, которая расходуется на питание, составляет в США 17 %, в Германии и Японии — 25 %. В Нью-Йорке, например, на питание семьи из четырех человек необходимо ежемесячно 400 дол., на оплату жилья— не менее 300 дол.
С ростом дохода наемных работников возникает эффект дохода. Он заключается в том, что при достижении достаточно высокого уровня материального благосостояния, получении возможности приобретать значительное количество услуг у работника возникает желание иметь больше свободного времени, что и приводит к определенному сокращению предложения рабочей силы. Эффекту дохода противоположен эффект замещения, когда наемный работник с относительно низкими доходами в свободное время занимается дополнительным трудом и заменяет отдых набором определенных товаров и услуг, которые он может приобрести на большую заработную плату, полученную таким образом.
Как известно, товары продаются по стоимости или цене, приближающейся к ней в той мере, в какой спрос на них отвечает предложению. Только за 1974-1996 гг. в развитых странах мира безработица выросла более чем в 3 раза. При этом значительное количество населения, утратив надежду найти работу, перестало ее искать. Только в США таких было 2,2 млн чел. Значительное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее стало причиной отклонения цены товара рабочая сила ниже ее стоимости.
В основе стоимостного компонента рабочей силы лежит закон стоимости, в основе ценового компонента — законы спроса и предложения, а также закон спроса и предложения.
Реальная заработная плата сокращается с ростом налогов. Если в 1946 г. с каждого доллара затрат население США платило в виде налогов 26 центов, то в 1990 — около 33. Важный фактор снижения заработной платы — задолженность населения за все формы кредита. За 80-е гг. в США такая задолженность возросла в 2,6 раза (с 1,4 до 3,7 трлн дол.), а чистый доход населения — в 2 раза. Основная часть американских потребителей — население в возрасте до 65 лет с доходами до 50 тыс. дол. в год (такой доход имеет каждая пятая семья) — расходует сейчас 20 % своего бюджета на возмещение задолженности за кредит. За неуплату кредита в 1990 г. 17,7 тыс. американских семей были вынуждены оставить свои дома.
Одним из факторов выравнивания тенденции к снижению цены рабочей силы является снижение цен на товары широкого потребления. Так, в 1981-1991 гг. в развитых странах Запада цены на непродовольственные товары широкого потребления (мебель, телевизоры, одежду) снизилась на 7 %, на мясо выросли на 3 %, на молочные продукты снизилась на 4 %.
Тем не менее действие факторов, обусловливающих снижение цены рабочей силы, в послевоенный период было более чувствительным. Кроме того, рост реальной заработной платы отставал от роста стоимости рабочей силы. Это делало невозможным воспроизводство за счет реальной заработной платы на надлежащем уровне совокупного работника, что привело к дальнейшему углублению противоречия между потребностями в воспроизводстве сложной рабочей силы и узкими границами корпоративной собственности.
Развитие этого противоречия вызывает усиление процесса огосударствления рабочей силы, рост социальных расходов государства, являющихся важным элементом реальных доходов населения. Государство, осуществляя воспроизводство рабочей силы, придает этому процессу характер коллективного капиталистического воспроизводства сложной рабочей силы.
Динамика социальных расходов в странах Запада тесно связана с динамикой заработной платы. Со снижением реальной заработной платы объем социальных расходов государства растет. С 1955 по 1969 г. расходы на социальные цели увеличились в США с 22,9 млрд дол. до 159 млрд дол. В первой половине 70-х гг., когда темпы роста реальной заработной платы замедлились, а затем произошло ее снижение, наблюдался значительный рост социальных расходов государства. С 1970 по 1979 г. они увеличились на 160 млрд дол., а в 1979-1995 гг. за счет федерального бюджета выросли с 298 до почти 850 млрд дол. Кроме того, расходы корпораций и фирм на социальные цели выросли с 125 млрд дол. в 1975 г. до более 500 млрд дол. в 1990 г. Только так можно было привести уровень и характер развития основной производительной силы в относительное соответствие с прогрессом техники, требованиями процесса производства на современных предприятиях.
Однако действия государства в социальной сфере имеют глубоко противоречивый и непоследовательный характер. Во-первых, темпы роста его социальных расходов отстают от реальных потребностей трудящихся в развитии образования, охраны здоровья и других социальных услуг, а также от темпов роста инфляции и снижения реальной заработной платы. Во-вторых, социальные расходы несправедливо распределяются среди различных групп населения. Например, бюджеты школ во многих престижных пригородных зонах в четыре раза превышают бюджеты обычных городских школ. В-третьих, с приходом к власти в последние годы в ряде развитых стран консервативных правительств началось массовое наступление на социальные завоевания трудящихся.
В странах СНГ снижение реальной заработной платы в первой половине 90-х гг. было вызвано преимущественно галопирующим ростом цен. Заработная плата в них в 90-х гг. не выполняла ни воспроизводственной, ни стимулирующей функции, или выполняла их крайне неудовлетворительно. Частично реализовывалась только ее распределительная функция. Это выражалось в оттоке части рабочей силы с наименее оплачиваемых должностей, в переходе в коммерческие структуры высококвалифицированных специалистов из высшей школы, научно-исследовательских институтов, в отъезде определенной части рабочей силы за рубеж.
Ощутимое снижение жизненного уровня в странах бывшего СССР связано также с обесцениванием трудовых сбережений населения. Если по производительности труда страны бывшего СССР отстают от развитых стран Запада примерно в 3-4 раза, то по жизненному уровню — в 7-8 раз. По данным Института социального анализа в Ганновере, уровень валового национального дохода на душу населения в странах СНГ составляет 26,7 % от уровня США. Это свидетельствует об антигуманном характере распределительной системы в этих странах, Структура доходов семьи и их использование. Основным источником роста доходов населения, как уже отмечалось, является заработная плата. Однако в бывшем СССР, а в значительной мере, и в сегодняшних странах СНГ заработная плата была и в значительной мере остается оторванной от личного трудового вклада работников и конечных результатов работы коллектива. Образование, уровень квалификации, трудовой стаж, даже рабочее время заметного влияния на ее уровень не оказывали. Аналогичные нормы применялись и к общественным фондам потребления, — второму важному источнику доходов семьи.
В условиях смешанной экономики развитых стран Запада на уровень доходов работников в различных сферах деятельности оказывают существенное влияние образование, приобретенная специальность, собственность, разные виды богатства, которые передаются по наследству или являются результатом предпринимательского успеха.
Часть доходов семьи в развитых странах мира формируется из процентов от вкладов, полученных дивидендов и др.
Основная часть доходов населения в современном цивилизованном мире используется на приобретение жилья, причем не любого, как это в подавляющем большинстве случаев имеет место в странах СНГ, а преимущественно собственного дома с соответствующими удобствами и необходимым уровнем коммунального обслуживания, гаражом, сауной, бассейном, зоной зеленых насаждений. В Великобритании, например, у 60 % семей есть собственные дома. В США на одного жителя приходится около 150 м2 жилой площади. При этом размер коммунальных услуг в расчете на 1 проживающего в комфортабельно оборудованной квартире в США составлял во второй половине 90-х гг. около 11 % средней заработной платы. Что касается предметов личного потребления (одежда, обувь, другие вещи), то сегодня на первый план выходит не проблема их приобретения, а их удобство, красота, соответствие требованиям моды. Такой же подход и к продуктам питания: речь идет не только о количественных показателях с учетом элементарной калорийности продуктов, но и об их качественной структуре, соответствии физиологическим потребностям человеческого организма, научно обоснованным нормам потребления.
После второй мировой войны в экономически развитых странах мира за сравнительно небольшой период времени в повседневную жизнь людей вошли телефон, телевизор, магнитофон, холодильник, автомобиль, компьютер, вычислительная техника, десятки других предметов бытового назначения, которые заметно изменили структуру потребностей, привычек, настроение людей. В 1993 г. на развлечения и отдых американцы потратили свыше 330 млрд дол., а количество населения, которое обслуживает сферу досуга, составило около 20 %, однако уровень жизни 14 500 семей был ниже официального уровня бедности.