Знать, с какой целью они внедряются и как это повлияет на факто-
Ры, от которых зависит прибыль предприятия.
Как известно, на прибыль предприятия влияют следующие фак-
Торы: объем выпуска и реализации продукции себестоимость
Производства и реализации продукции отпускные цены на реа-
Лизованную продукцию То есть приоыль есть функция от этих
факторов:
На действующих предприятиях новые техника и технология
могут быть направлены на достижение следующих целей:
•увеличение выпуска и реализации продукции на том же тех-
ническом уровне и производстве;
•экономию топливно-энергетических и других материальных
ресурсов;
•обеспечение необходимого качества и конкурентоспособно-
сти продукции;
•повышение уровня механизации и автоматизации производ-
ства и труда с целью повышения производительности труда;
•улучшение условий труда и др.
Кроме этого, внедрение новой техники и технологии может
Быть направлено на достижение сразу нескольких целей, что чаще
Всего и бывает.
Из всего этого следует вывод, что в каждом отдельном случае
Методика расчета прибыли от внедрения новой техники и техноло-
Гии на действующем предприятии имеет свои особенности.
Рассмотрим методические подходы определения годовой вели-
Чины прибыли в зависимости от цели внедрения новой техники и
Технологии на предприятии.
Прирост годовой величины прибыли от внедрения новой техни-
Ки и технологии с целью увеличения выпуска продукции на том же
Технологическом уровне ее производства можно определить из вы-
Ражения
Прирост годовой величины прибыли от внедрения новой техни-
Ки и технологии с целью более рационального использования топ-
где АП^—прирост годовой величины прибыли от внедрения новой техники и
технологии;
Себестоимость единицы производства и реализации до и после
внедрения новой техники и технологии;
Vv V2 —объем производства и реализации продукции до и после внедре-
ния новой техники и технологии;
Годовая величина увеличения выпуска и реализации продукции пос-
ле внедрения новой техники и технологии;
Ц —отпускная цена единицы продукции на предприятии;
Годовая величина снижения себестоимости производства и реали-
Зации продукции после внедрения и реализации продукции за счет эффекта
≪масштабности≫.
Величину можно определить из выражения
Где годовые условно постоянные расходы в себестоимости производства
И реализации продукции.
С учетом этого формула примет вид:
Ливно-энергетических и других материальных ресурсов на действую-
Щем предприятии можно достаточно точно определить из выра-
Жения
Где прирост годовой величины прибыли от внедрения новой техники и
Технологии, направленной на более рациональное использование топливно-
энергетических и других материальных ресурсов;
Норма расхода г-го материального ресурса до и после внедрения
новой техники и технологии;
V —объем производства и реализации продукции до и после внедрения
Новой техники,
—закупочная цена (без НДС) за единицу приобретения i-x мате-
Риальных ресурсов после внедрения новой техники и технологии.
Данная формула справедлива для случая, когда Vx = Vr Если
После внедрения энерго- и топливосберегающей техники и техно-
логии объем выпуска продукции увеличится, т. е. V2> F| 5TO в этом
случае необходимо учитывать эффект от ≪масштабности≫, а форму-
ла примет вид:
При определении прироста годовой величины прибыли от внед-
Рения новой техники и технологии с целью повышения производи-
Тельности труда на действующем предприятии с методической точ-
Ки зрения необходимо иметь в виду, что снижение себестоимости
Продукции и прирост прибыли от роста производительности труда
Будут иметь место в том случае, если темпы роста производитель-
Ности труда будут опережать темпы роста средней заработной
Платы т. е.
С учетом этого прирост годовой величины прибыли можно
Определить из выражения
Где прирост годовой величины прибыли за счет внедрения новой техни-
ки и технологии с целью повышения производительности труда;
Численность условно и абсолютно высвобождаемых работников
предприятия;
ЗП —среднегодовая величина заработной платы высвобождаемых ра-
ботников;
Окн —ставка единого социального налога.
Данная формула справедлива при неизменном объеме выпуска
Продукции. При увеличении выпуска продукции необходимо, как и
в предыдущем случае, учитывать прирост прибыли от эффекта ≪масш-
табности≫. С учетом этого формула примет следующий вид:
Если внедрение новой техники и технологии направлено на
Улучшение качества продукции и обеспечение ее конкурентоспо-
Собности, то при расчете прироста прибыли необходимо учитывать
следующие обстоятельства:
•для улучшения качества продукции на предприятии требуют-
ся дополнительные единовременные и текущие затраты;
•экономический эффект от улучшения качества продукции
проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;
•необходимо учитывать полученную экономию от снижения
брака;
•предприятие при улучшении качества продукции получает