Лидерство барометрической фирмы

Данная форма лидерства предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не навязывать свои ценыможетдругим. В этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовымлидером не потому, что она имеет наибольшую долю на рынке или наименьшие издержки, а в силу своей особой способности верно отслеживать изменения врыночной ситуации (предстоящий рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары дополняющие или заменяющие). Таким образом, другие компании отрасли воспринимают действия данной фирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъюнктуры. Вместе с тем отрасль может не сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии- подождем и увидим.

Привлекательность ценового лидерствазаключается в его возможности устранять перегиб кривой спроса (см. модель ломаной кривой спроса). Фирма - полный и признанный ценовой лидер может быть уверена, что конкуренты последуют как за повышением, так и за понижением цен. Даже для барометрической фирмы, за которой конкуренты следуют не всегда, вероятность ликвидации ломаной кривой спроса очень высока.

Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий

Рассмотренные нами модели поведения олигополистов предполагают, что ценыфирм выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию - по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.

Для достижения взаимоприемлемых ценолигополисты используют:

· тайные соглашения;

· молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);

· передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.

Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.

Факторы, препятствующие ценовой координации:

· вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;

· нестабильность отраслевого спроса;

· технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;

· изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;

· крайняя дифференциация продукции;

· частое изменение продукции;

· появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.

Неценовая конкуренция

Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цендля привлечения новых покупателей.

Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.

Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.

К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:

· усиление дифференциации продукции;

· рост качества обслуживания покупателей;

· качество и технические характеристики самого изделия;

· условия кредита;

· стиль и дизайн;

· долговременность использования и срок гарантии;

· реклама и стимулирование сбыта;

· расширение номенклатуры продукции.

IV. Графический анализ

Отразить в координатах (Q; P, MR, C)

  1. Ситуацию, когда фирма монополистический конкурент в краткосрочном периоде получает:

а) нормальную прибыль;

б) экономическую прибыль;

в) убыток, но ситуация позволяет его минимизировать;

г) убыток, и ситуация не позволяет его минимизировать.

  1. Фирму на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.
  2. Модель ломаной кривой спроса.
  3. Модель картеля.

Отразить в координатах (Q1; Q2)

  1. Модель дуополии Курно.

V. Задачи и ситуации

1. Фирма, монополистический конкурент, подсчитала, что при существующем на рынке спросе функция зависимости ее среднего дохода от объемов выпуска имеет вид АR = 10 – q, а функция средних издержек АС = 16 / q + q. Какую прибыль или убытки получит фирма, оптимизирующая свой выпуск?

2. Функция спроса фирмы монополистического конкурента имеет вид: Р = 10 – 2Q, а функция ее совокупных издержек: ТС = 25 + 4Q – Q2. Определить максимизирующие прибыль цену и объем производства.

3. Функция общих издержек фирмы олигополиста задана формулой ТС = (1 + 2Q)2. Найти величину предельных издержек фирмы при объеме выпуска = 3 ед.

4. Функция рыночного спроса дуополистов «Альфа» и «Омега» имеет вид: Р = 30 –Q , где Q – объем производства 2-х фирм вместе, то есть Q = Qa + Qо. Обе фирмы имеют нулевые предельные издержки, то есть МСа = МСо = 0. Определить равновесие Курно этих фирм по объему и по цене.

5. Данные таблицы отражают кривую спроса на продукцию отрасли, где действуют две равноправные фирмы:

P
Q

Каждая фирма производит продукцию при неизменных средних и предельных издержках = 3 у.д.е. составьте матрицу результатов (дилемма заключенного) для обеих фирм, если:

а) одна из них снизит цену на 1 у.д.е.;

б) другая сохранит ее на прежнем уровне;

в) обе фирмы снизят цену на 1 у.д.е.

6. Проведите анализ представленных утверждений и ответьте, какой тип рыночной структуры представлен в каждом из утверждений:

а) небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами;

б) большое количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами;

в) однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами;

г) определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами;

д) в авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.

7. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть?

8. В отношении каких нижеприведенных случаев было бы целесообразно применить антимонопольное законодательство:

а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик по производству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрасли;

б) происходит слияние одной из многочисленных страховых компаний и завода по производству синтетических волокон;

в) происходит слияние нескольких заводов по производству синтетических волокон;

г) завод по производству химических удобрений, благодаря внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии на масштабах производства, имеет возможность диктовать условия продаж в отрасли?

VI. Контрольные вопросы

  1. В чем специфика фирм монополистической конкуренции (МК)?
  2. Что означает дифференциация продукта и какие формы она может иметь?
  3. Почему для товаров фирм МК типична высокая перекрестная эластичность спроса?
  4. В чем специфика конкуренции между этими фирмами?
  5. Каково условие равновесия для этих фирм в кратко- и долгосрочном периодах?
  6. Почему эти фирмы имеют тенденцию к выравниванию прибыли?
  7. В чем состоят преимущества и недостатки фирм МК?
  8. В чем специфика олигополистического рынка?
  9. В каких формах проявляется некооперативное поведение олигополий?
  10. Каковы основные формы кооперативного поведения?
  11. Каковы причины, условия и последствия картелей. Проследите в историческом аспекте деятельность ОПЕК.
  12. Почему олигополии очень часто прибегают к тайному сговору. Можете ли Вы назвать примеры предполагаемого сговора между фирмами в России. В чем это проявляется?
  13. В чем суть и каковы формы модели ценового лидерства?
  14. Опишите теоретически и графически модель ломаной кривой спроса олигополиста.
  15. В чем суть дуополии? Кто первым сделал анализ этих фирм?
  16. В чем смысл «дилеммы заключенных» и как с ее помощью описывается поведение дуополистов?

VII. Рекомендуемая литература

  1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок. Микроэкономическая модель. – СПб, «Дело», 1992. Гл. 8-9.
  2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. 2-е изд. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и сервис», 1999. С. 253-257.
  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М., 1998-2003. Гл.10.
  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 2001-2007. Гл. 25.
  5. Микро – Макроэкономика. Практикум. Под ред. Огибина Ю.А. – СПб., 1994. Гл. 9, 10.
  6. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. – М.: «Высшая школа» 1996. С. 230-234.
  7. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. – М., 2000. С. 373-420, 483-526.
  8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. – М., 1993. Гл. 11-12.
  9. Экономика. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – М.: «Юристъ», 2000. С. 240-265.
  10. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. – ИНФРА – М, 2005.

Тема 13
Ценообразование на рынках ресурсов и формирование доходов

I. Основные вопросы темы

  1. Рынок факторов производства и его специфика.
  2. Спрос и предложение на рынке ресурсов. Производный характер спроса на ресурсы. Предельный продукт труда в денежном выражении и кривая спроса.
  3. Условия оптимального найма производственных ресурсов.
  4. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие. Ценовые и неценовые детерминанты спроса. Эластичность спроса на ресурсы.

Наши рекомендации