Повышение квалификации рабочих на предприятии
На современном этапе развития экономики требования к персоналу предприятия возрастают. Значение имеют высокие деловые качества, широта экономического мышления, предприимчивость, умение видеть перспективу развития. Поэтому необходима регулярная и систематическая оценка сотрудников предприятия,результатов их деятельности и их трудового потенциала.
На рис. 3.1.1 показаны пути совершенствования кадровой политики.
Рисунок 3.1.1 - Пути совершенствования кадровой политики
- Профессиональный подбор и расстановка персонала
Процесс отбора включает несколько этапов:
1. Выбор резюме. Резюме - основная составляющая досье претендента на должность.
2. Оценка кандидатов. Она включает анализ различных качеств личности: предварительное собеседование - обязательное и универсальное средство оценки кандидата. Оно позволяет изучить его личность, мотивацию и логику профессиональной карьеры.
3. Тестирование. Тесты подразделяются на несколько категорий в зависимости от оцениваемых свойств.
4. Диагностическое собеседование. Собирает основную информацию для определения пригодности кандидата на вакантную должность.
5. Проверка рекомендаций и «наведение справок». Заключается в опросе лиц, имевших профессиональный контакт с кандидатом.
6. Медицинское обследование.
7. Окончательный выбор кандидата на должность.
Расстановка персонала - процесс распределения между людьми различных организационных ролей и задач. При расстановке персонала необходимо учитывать три переменные: производительность (назначение наиболее квалифицированного для данной работы человека), развитие (возможность другим работникам развить свои навыки, осваивая новые обязанности) и индивидуальное удовлетворение самих работников.
- Формирование резерва кадров
Формирование кадрового резерва и работа с ним включает этапы:
1) определение потребности в руководителях (численного и должностного состава резерва);
2) предварительный набор претендентов в кадровый резерв;
3) изучение, оценка, отбор кандидатов в кадровый резерв;
4) рассмотрение, согласование, утверждение состава резерва;
5) работа с резервом;
6) контроль за подготовкой резерва;
7) определение готовности лиц из состава резерва к назначению на должность.
Для отбора кандидатов в кадровый резерв могут быть использованы источники информации:
- материалы последней аттестации;
- итоги производственной деятельности коллектива, руководимого кандидатом на выдвижение;
- материалы личных дел;
- данные, характеризующие квалификацию работников, трудовую деятельность;
- результаты собеседований с кандидатом в резерв;
- отзывы о кандидатах их руководителей и подчиненных и т.д.
- Состав резерва пересматривается в конце года. Основные формы работы по подготовке кадрового резерва:
- обучение на курсах, факультетах и в институтах повышения квалификации;
- организация стажировки на руководящих должностях и временное исполнение обязанностей руководителей подразделений;
- предоставление права решения отдельных вопросов на уровне того руководителя, на замену которого готовится работник;
- командировки на другие предприятия для ознакомления с передовыми методами и опытом работы;
- обеспечение участия работника, находящегося в резерве, в подготовке плана работы соответствующего структурного подразделения;
- организация деловых встреч и тематических дискуссий и др.
- Оценка потребности в обучении
Планирование программ подготовки - составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.
Одним из традиционных методов определения и регистрации потребности в обучении является аттестация.
Аттестация - это оценка деятельности сотрудников предприятия в период их работы. Цель аттестации - определить соответствие работника занимаемой должности по результатам его деятельности, уровню квалификации и личным качествам.
В порядке разработки программы деловой оценки кадров определяются:
1. Содержание оценки – определяется то, что собираются оценивать: личные качества работника, его труд или результаты труда. Далее необходимо установить, должны ли эти оценки быть независимыми друг от друга или составлять некую систему, и какую именно: в виде одного комплексного показателя или в виде набора показателей.
2. Методы оценки – позволяют выявить наличие тех или иных элементов, составляющих содержание оценки; измерить величину (или степень наличия) того или иного элемента с помощью конкретных показателей.
3. Процедура оценки - решаются вопросы о месте и частоте проведения оценки, о людях, проводящих ее, о том, какой период работы охватить, какие понадобятся технические средства для сбора и обработки данных, как будут оформлены и использованы результаты оценки и т.д.
Можно выделить три основных уровня оценки, которые показаны в таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1 - Основные уровни оценки труда работников
№ п/п | Уровень оценки | Периодичность | Метод | Возможности использования |
Повседневная оценка профессиональной деятельности (сильных и слабых сторон) | Один раз в день, один раз в неделю | 1. Анкетирование по фактическим действиям. 2. Обсуждение | Обратная связь с оцениваемым с целью модификации поведения и обучения | |
Периодическая оценка исполнения обязанностей | Один раз в полгода, год | 1. Анкетирование по фактическим действиям и результатам труда | Определение перспективы и разработка совместных целей | |
Оценка потенциала | Разовая, перманентная | 1. Тестирование 2. Центр оценки | Построение кадрового прогноза, планирование карьеры |
Существуют иные методы определения потребностей в обучении, основными из которых являются анализ деятельности и анализ исполнения.
Анализ деятельности важен при определении потребности в обучении новых сотрудников. Он представляет собой детализированное изучение выполняемой работы с целью определения требуемых специфических навыков.
Анализ исполнения включает оценку результатов деятельности действующих работников, выявление недостатков и определение методов их устранения с целью определения возможностей обучения для решения их профессиональных проблем.
Кроме вышеперечисленных методов также используется и ряд других: опрос-интервьюирование будущих участников; опрос тех, кто выполняет аналогичную работу, плюс опрос их клиентов, партнеров и прочих лиц, связанных с ними по работе; тестирование участников; анализ критических происшествий и проблем; разработка конкретного заказа руководителя организации; оценка стратегического и бизнес-плана организации.
Все перечисленные методы могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом, что повышает качество получаемых результатов.
- Обучение персонала
В тех компаниях, где внутрифирменное обучение проводится планомерно, обучение представляет собой непрерывный процесс, состоящий из нескольких этапов, которые составляют три стадии обучения: анализ необходимости в обучении, включая определение целей и задач обучения; организация обучения; оценка результатов обучения.
Обучение проводится для того, чтобы люди эффективно выполняли свою работу. Необходимость обучения возникает в трех случаях: принятие на работу нового сотрудника; изменение должностного уровня сотрудника; для повышения квалификации сотрудников организации. Обучающая деятельность предприятия представлена на рис.3.1.2.
Рисунок 3.1.2 - Обучающая деятельность предприятия
Анализируя формы тренинга профессиональных навыков, можно выделить следующие сферы их применения: пополнение недостающих знаний; исправление недостатков в выполнении работником должностных обязанностей; доведение до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях; закрепление навыков работы при исполнении особо важных для фирмы функций (обслуживание клиентов, качество продукции). К понятию профессиональной подготовки кадров относится - подготовка новых рабочих, т.е. обучение людей, не имеющих специальности, и переподготовка, т.е. освоение рабочими новой профессии.
Управление процессом переподготовки работников предполагает: определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее; выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение; проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента; подбор рационального сочетания прежней и новой профессий.
Переподготовка должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника. Повышение квалификации - обучение с целью усовершенствования профессиональных знаний, умений в связи с ростом требования к профессии или повышении в должности.
Главная задача повышения квалификации руководителей и специалистов - обеспечить реализацию новых научных, технических, организационных, экономических идей в практику деятельности предприятия.
Наиболее трудным аспектом в разработке и осуществлении обучающих программ следует признать оценку их эффективности. Эффективность обучения определяется тем, был ли достигнут заявленный результат.
Оценка эффективности управления персоналом организации строительных организаций должна основываться на совокупности оценок, представленных на рис.3.1.3: оценка косвенного эффекта – оценка эффективности кадрового менеджмента и эффективности управленческого труда; оценка прямого эффекта – оценка эффективности воздействия кадрового менеджмента на процесс производства.
С помощью такого подхода по показателям прямого эффекта можно определить, насколько совершенна в организации система управления, и оперативно принять решение о ее совершенствовании. Показатели же косвенного эффекта помогут определить причины низкой эффективности системы управления и разработать конкретные рекомендации и мероприятия.
Рисунок 3.1.3 - Составляющие оценки эффективности кадрового
менеджмента строительной организации
Для обеспечения строительной отрасли кадрами в данный момент наиболее актуально решение двух основных проблем:
1. Первая проблема заключается в принятии новой общей кадровой политики строительных организаций.
Строительные организации должны располагать костяком постоянных кадров рабочих высокой и высочайшей квалификации. Другая часть рабочих для производственного обслуживания рабочих мест основных рабочих может набираться на рынке труда в соответствии с потребностью в них.
2. Вторая проблема состоит в повышении эффективности организации подготовки высококвалифицированных рабочих. На рис. 3.1.4 представлена структура рабочего персонала ООО «-» по разрядам в динамике за 2006-2008 годы.
Рисунок 3.1.4 - Структура рабочего персонала ООО «-»по разрядам в динамике за 2006-2008 годы
Из диаграммы видно, что в 2007 году на 38,10% уменьшилась численность наиболее квалифицированных рабочих 6-го разряда, а также на 33,33% - численность рабочих самого низшего (1-го разряда). В 2007 году общая численность рабочих увеличилась на 8 человек по сравнению с 2006 годом, но в основном это произошло за счет прироста малоквалифицированных рабочих. Это свидетельствует о недостаточном внимании к кадровым вопросам руководства организации, непроработанной кадровой политике. При этом наблюдается недостаток кадров всех категорий по сравнению с потребностью организации, но особенно много не хватает высококвалифицированных рабочих.
Анализ персонала организации не будет полным без анализа его использования, т.е. того, насколько эффективно и продуктивно предприятие использует имеющиеся у него трудовые ресурсы. Данные показывают, что количество отработанных одним рабочим дней и часов в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшилось в среднем на 3%, в то время как количество сверхурочно отработанных часов за год возросло на 9,94%. В 2008 году количество отработанных сверхурочно часов возросло еще больше (на 13,28%) при общем увеличении количества отработанных одним рабочим дней и часов. Это говорит о недостаточной проработке вопроса распределения работ и загруженности персонала в рабочее время, что влечет за собой необходимость работать в авральном режиме сверхурочно.
За счет оплаты сверхурочно отработанного времени увеличиваются расходы на персонал, а также повышается риск снижения качества выполняемых строительно-монтажных работ. Дано использование рабочего времени, где видно, что среднее количество отработанных одним рабочим дней за 2 года из-за различных неявок на работу, в т.ч. из-за прогулов и простоев, уменьшилась на 1,67%. В то же время сверхурочно отработанное время одним работником увеличилось в среднем за 2006-2008 годы на 42%. Из-за изменения численности рабочих в 2007 году по сравнению с 2006 годом фактический фонд рабочего времени сократился на 56482 час.
Уменьшение в данный период количества отработанных одним рабочим дней повлекло за собой потери рабочего времени в 7031,05 час, а снижение продолжительности рабочего дня – в 450,95 час. Общие потери рабочего времени в 2007 году составили 63964 час. В 2008 году ситуация немного стабилизировалась, что позволило предприятию увеличить фактический фонд отработанного времени в целом на 18003 час. Это явилось следствием увеличения роста числа сотрудников, увеличения средней продолжительности рабочего дня и количества отработанных дней.
Эффективность использования трудовых ресурсов отражается показателем выработки. Выработка – это количество продукции, работ или услуг, произведенные в единицу времени или приходящиеся на одного среднесписочного рабочего.
Проведем расчеты выработки за 2006-2008 годы.
Выр = Вреал / Рср. спис (3.1.)
где Вреал – выручка, приходящаяся на рабочих строительных специальностей;
Рср. спис - среднесписочное количество рабочих.
Расчеты проведем исходя из следующих данных: среднесписочное количество рабочих в 2006 году – 160 человек (63,75% от количества всех работников), в 2007 году – 129 чел. (61,43%), в 2008 году – 137 чел. (60,89%).
Рассчитаем выручку, приходящуюся на рабочих строительных специальностей, при выручке на всех работающих:
в 2006 году – 115820 тыс. руб.,
в 2007 году – 148680 тыс. руб.,
в 2008 году – 172540 тыс. руб.
В 2006 году выручка, приходящаяся на рабочих строительных специальностей, составила:
Вреал=115820 х 63,75 /100 = 73835,25 тыс. руб.
В 2007 году:
Вреал=148680 х 61,43 / 100 = 91334,12 тыс. руб.
В 2008 году:
Вреал=172540 х 60,89 / 100 = 105059,61 тыс. руб.
Выработка в 2006 году составила
Выр = 73835,25 / 160 = 461,47 тыс. руб.
В 2007г году
Выр = 91334,12 / 129 = 708,02 тыс. руб.
В 2008 году
Выр = 105059,61 / 137 = 766,86 тыс. руб.
Результаты расчета выработки за 2006-2008 годы приведены в таблице 3.1.2 и на рис. 3.1.5.
Таблица 3.1.2 - Изменение выработки в 2006-2008 годах
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Выручка от реализации на одного рабочего, тыс. руб. | 73835,25 | 91334,12 | 105059,61 |
Среднесписочная численность рабочих, чел. | |||
Выработка, тыс. руб. | 461,47 | 708,02 | 766,86 |
Рисунок 3.1.5 - Динамика изменения выработки в 2006-2008 годах
В 2009 году в связи с увольнением 4 человек 1-го разряда, 4 человек второго разряда и повышения квалификация 2-х рабочих 4 разряда до 5-го разряда и 3-х рабочих 5 разряда до 6-ой разряд структура трудовых ресурсов изменилась следующим образом (рис. 3.1.6.):
Рисунок 3.1.6 - Изменение структуры рабочего персонала
ООО «-» в 2008-2009 годах
3.2 Улучшение условий труда (безопасность и экологичность)
Существенные изменения правовых и организационных основ охраны труда связаны с изменением форм собственности и условий хозяйствования.
Государство отдало работодателям часть функций по обеспечению охраны труда, оставив за собой право надзора и сосредоточив его, главным образом, в ведении Минтруда России и Минстроя России.
Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти РФ и республик в ее составе, объединений работодателей, профсоюзов и уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Права граждан в области охраны труда закреплены Конституцией России, Гражданским и Трудовым кодексами, Основами законодательства Российской Федерации об охране труда и являются обязательными для всех работодателей, независимо от формы собственности. Государственное управление охраной труда осуществляет федеральный орган надзора за охраной труда, полномочия которого определяются Президентом РФ или, по его поручению, Правительством РФ, а также соответствующие органы субъектов федерации.
Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и доверенные лица трудовых коллективов.
В строительной отрасли выдвигаются повышенные требования к созданию и обеспечению благоприятных для здоровья и безопасных условий труда из-за специфики производства:
- рассредоточенность в расположении строительных объектов, нередко значительная удаленность их от культурно-бытовых центров;
- многообразие типов машин, механизмов и приспособлений, большинство из которых имеет электроприводы;
- необходимость работы под открытым небом, часто при неблагоприятных погодных условиях (снег, дождь, слякоть и т. п.).
Поэтому в организации системы охраны труда в строительстве должны участвовать технический персонал стройки и работники системы управления ведомства, региона, страны.
Охрана труда складывается из многообразия технических, организационных, социально-экономических, санитарно-гигиенических и других мероприятий и заключает в себе:
- трудовое законодательство, предусматривающее и разрешающее правовые вопросы о трудовых взаимоотношениях на производстве, о режиме рабочего времени и отдыха, условиях труда женщин и подростков. Законодательно устанавливаются льготы и преимущества для различных категорий работников, определяется порядок приема, перевода и увольнения. Основы трудового законодательства по охране труда и возмещению вреда, причиненного работникам, содержатся в Трудовом законодательстве и Гражданском кодексе РФ, дополняются указами Президента и постановлениями Правительства РФ;
- технику безопасности,отражающую организационные и технические мероприятия при выполнении строительно-монтажных и специальных работ независимо от ведомственной подчиненности и принадлежности строительных организаций и фирм, выполняющих эти работы. Нормативные требования по технике безопасности содержатся в СНиП 12.03.2001 «Безопасность труда в строительстве». Инженерно-технический персонал строек обязан знать и строго соблюдать требования СНиПа;
- производственную санитарию, учитывающую влияние условий труда на организм и здоровье человека; разрабатывает и осуществляет меры по оздоровлению условий труда в производственных процессах и профилактические санитарно-гигиенические мероприятия. Нормативные требования по проектированию и осуществлению санитарно-технических мероприятий приводятся в Санитарных правилах и нормах (СанПиН), государственных стандартах, санитарных нормах (СН), санитарных правилах (СП) и др.;
- противопожарную безопасность,предусматривающую мероприятия по предупреждению пожаров и устанавливающую нормы проектирования зданий с целью улучшения их противопожарного состояния. Требования к пожарной безопасности объектов, средствам и способам тушения возгораний и профилактическим мероприятиям приводятся в соответствующих СНиПах, нормах и технических условиях.
Виды документов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в строительстве, приведены в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1 - Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации
Наименование вида нормативного правового акта | Органы, утверждающие нормативные право вые акты | |
полное | сокращенное | |
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда Санитарные правила Санитарные нормы Гигиенические нормативы Санитарные правила и нормы Строительные нормы и правила Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности Правила по охране труда межотраслевые Межотраслевые организационно- методические документы (положения, методические указания, рекомендации) Правила по охране труда отраслевые Типовые отраслевые инструкции по охране труда Отраслевые организационно методические документы (положения, методические указания, рекомендации) | ГОСТ Р ССБТ ОСТ ССБТ СП СН ГН СанПиН СНиП ПБ ПУБЭ ИБ ПОТ О - ПОТ О ТОИ - | Госстандарт России, Минстрой России Федеральные органы исполнительной власти Госсанэпиднадзор России Минстрой России Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией Минтруд России Минтруд России, федеральные органы надзора Федеральные органы исполнительной власти То же » |
Кроме единых межотраслевых общегосударственных норм и правил в области охраны труда действуют ведомственные и региональные правила, инструкции и положения, утверждаемые в установленном порядке и отражающие специфику производства в регионах, а также стандарты предприятий и общественных объединений (СТП и СТО).
Контроль за соблюдением законодательства о труде, правил по производственной санитарии, пожарной безопасности и соблюдению техники безопасности осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администраций предприятий, руководства частных фирм и вышестоящих органов:
Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекция), осуществляющая контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области охраны труда, и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов и другие региональные инспекции;
Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве России (Госгортехнадзор России). Представители Госгортехнадзора входят в состав Государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов;
Государственный энергетический надзор России (Госэнергонадзор), осуществляющий контроль за выполнением правил безопасности в электрическом и газовом хозяйствах России;
Государственный пожарный надзор России (Госпожнадзор), осуществляющий контроль управления пожарной охраной МВД России и его подразделений в регионах;
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор России от Министерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор), осуществляющий через санитарно-эпидемиологические станции контроль за соблюдением руководителями предприятий и строек санитарно-гигиенических норм и правил и предупреждение профзаболеваний, отравлений и др.;
Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор России), следящий за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности.
Кроме государственного предусмотрен и общественный контроль, который обеспечивают технические инспекторы труда в системе профсоюзов РФ и постоянно действующих на предприятиях профсоюзных Комиссий по безопасности труда. В обязанности инспекторов входит надзор за выполнением законодательства о труде, требований правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии, выполнение администрациями строек соглашений по оздоровлению условий труда и выполнению коллективного договора. Работа комиссий проводится в соответствии с типовым положением.
Первую ступень контроля обеспечивают мастер или прораб, бригадир и общественный инспектор по охране труда из состава бригады ежедневно в начале смены.
Проверяется соответствие каждого рабочего места требованиям стандартов, правил техники безопасности и производственной санитарии. Выявленные нарушения работающие устраняют незамедлительно.
Вторую ступень контроля обеспечивают начальник участка (старший прораб) и общественный инспектор по охране труда с участием мастера (прораба) не реже 1 раза в неделю. Проверяются результаты первой ступени контроля, состояние требований стандартов по технике безопасности и выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора.
Третью ступень контроля обеспечивает постоянно действующая комиссия по безопасности труда организации не реже 1 раза в месяц. Проверяются результаты первой и второй ступеней, а также реакция на постановления и приказы по обеспечению безопасных условий труда и быта.
Создание безопасных условий труда на производстве
По определению, управление нужно рассматривать как осуществление комплекса организационных мер, направленных на достижение необходимых количественных и качественных результатов, а также профилактику труда работающих.
Для решения проблем безопасности труда была разработана система мероприятий, основанная на обобщении опыта передовых строительных организаций России.
Ответственность за состояние охраны труда во всех подразделениях возложена на руководителя организации: управляющего (трест), начальника (СМУ); непосредственное руководство службой техники безопасности осуществляет технический директор (главный инженер) через инженера по технике безопасности и подчиненные ему отделы: производственно-технический (ПТО), труда и зарплаты (ОТ3), главного механика (ОГМ), энергетика и др. В вышестоящих директивных органах (главки, министерства) структура ответственности за состояние охраны труда аналогична.
В строительных подразделениях, где выше уровень организации производства, меньше нарушений требований охраны труда. Поэтому основным способом повышения уровня безопасности труда следует считать повышение общего уровня культуры производства.
Наиболее высокие показатели в области охраны труда имеются на предприятиях, где рабочие систематически обучаются передовым методам безопасного труда, проводятся различные инструктажи, изучаются требования техники безопасности при работе с электроинструментом, особенности эксплуатации строительных машин и механизмов и т. п. В профилактике производственного травматизма очень эффективным является оперативное управление безопасностью труда, повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения опасных ситуаций. Такая деятельность особо актуальна на крупных стройках и реконструируемых объектах, где одновременно работают несколько общестроительных и специализированных организаций, сосредоточено большое количество машин, оборудования, рабочих. В таких условиях обязательным является создание специальных штабов по технике безопасности под общим руководством представителя генподрядчика для координации.
Главная задача оперативного контроля за безопасностью труда - своевременное обнаружение нарушений норм и правил безопасной организации труда и принятие оперативных мер по их устранению.
В связи с особой важностью профилактической работы по охране труда непосредственно на рабочих местах регламентированы обязанности и ответственность ИТР и инженеров по технике безопасности в строительных подразделениях. Рассмотрим обязанности должностных лиц по соблюдению правил охраны труда.
Мастер (прораб) отвечает за обеспечение трудовой дисциплины и безопасных условий труда, проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на руководимом им участке или объекте:
- ежесменно совместно с общественным инспектором по охране труда осуществляет первую ступень оперативного контроля;
- обеспечивает безопасное ведение строительно-монтажных работ и достаточную освещенность рабочих мест;
- контролирует применение и правильное использование рабочими спецодежды и других средств индивидуальной защиты, соблюдение норм переноски тяжестей, обеспечение рабочих мест предупредительными надписями и знаками безопасности;
- проводит с рабочими плановые совещания, на которых разбирает все случаи нарушений правил техники безопасности;
- проводит первичный, периодический, внеплановый инструктаж рабочих по технике безопасности.
Старший прораб (начальник участка) отвечает за обеспечение дисциплины и безопасных условий труда, проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма и заболеваемости на участке, состояние наглядной агитации на участке:
- совместно с общественным инспектором по охране труда проводит вторую ступень оперативного контроля;
- оформляет допуски на право производства работ в действующих цехах, на строительных площадках других строительных организаций, вблизи действующих коммуникаций;
- один раз в десять дней совместно с лицом, ответственным за исправное состояние грузоподъемных машин, проверяет состояние рельсовых путей, правильность складирования изделий и соблюдение установленных габаритов, наличие и исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары;
- один раз в месяц проводит День безопасности труда;
- лично расследует каждый происшедший на производстве несчастный случай;
- организует обучение рабочих безопасным приемам труда, инструктирует мастеров и других ИТР участка.
Инженер по технике безопасности: обеспечивает организацию всей работы в области охраны труда и контролирует выполнение всех мероприятий, направленных на ликвидацию производственного травматизма, заболеваемости и повышение культуры производства:
- осуществляет контроль за соблюдением административными и должностными лицами приказов, инструкций и других нормативных актов в области охраны труда, а также установленных сроков испытаний индивидуальных защитных средств, машин и других устройств, подлежащих периодическим или единовременным испытаниям;
- ведет учет несчастных случаев на участках, в цехах и других подразделениях, анализирует причины производственного травматизма;
- участвует в расследовании причин аварий и несчастных случаев на участках, в разработке мероприятий по их предупреждению;
- проводит вводный инструктаж рабочих по технике безопасности и осуществляет контроль за своевременным проведением инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочих местах;
- разрабатывает годовой план работы службы охраны труда. Ответственность должностных лиц за нарушение правил охраны труда. Дисциплинарной ответственности подлежат лица, нарушившие трудовое законодательство и правила, определяющие безопасность производства работ. В зависимости от тяжести проступка налагаются следующие виды взысканий: замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу сроком до 3 мес., увольнение.
К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, допустившие злостные нарушения, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нарушившие правила техники безопасности и коллективного договора. В отличие от уголовной, административная ответственность заключается в наложении штрафа (но не позднее 1 месяца со дня совершения проступка). Размер штрафа определяется в зависимости от тяжести проступка.
Материальная ответственность заключается в возмещении ущерба, причиненного организации или лицу, и регламентируется Гражданским кодексом РФ. Административно-технический персонал несет ответственность за халатное отношение к своим обязанностям даже в том случае, если не было нарушений конкретных правил техники безопасности, но своими действиями или бездействиями должностное лицо способствовало росту производственного травматизма или причинам, повлекшим конкретный несчастный случай.
Комплексный план улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий
Работу по созданию здоровых и безопасных условий труда строительные организации осуществляют в соответствии с разрабатываемыми годовыми комплексными планами улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.
Типовой план включает в себя следующие основные мероприятия:
- приведение состояния зданий, сооружений и оборудования в соответствие нормативам;
- паспортизация санитарно-технического состояния условий труда и быта производственных участков и действующего оборудования;
-нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
- систематическое уменьшение численности работающих (в первую очередь женщин), занятых тяжелым физическим трудом и на вредных производствах, в ночных сменах;
- соответствие санитарно-бытовых помещений и устройств действующим нормативам и правилам;
- осуществление комплекса мероприятий по укреплению трудовой и производственной дисциплины и др.
В комплексе мер по паспортизации безопасной техники и безопасных производств одним из главных направлений является система стандартов безопасности труда (ССБТ) на выпускаемую продукцию и применяемые производственные процессы. Это основная нормативно-техническая база охраны труда, она устанавливает пять классификационных групп стандартов:
- общие положения, в которых устанавливается структура, терминология в области безопасности труда, организация обучения и инструктажа работающих по безопасным методам труда и другие организационно-методические положения;
- общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливающие предельно допустимые значения нормируемых параметров;
- общие требования безопасности к оборудованию;
- общие требования к безопасным производственным процессам;
- требования к средствам защиты работающих, в том числе к защитным, эксплуатационным и гигиеническим показателям средств коллективной и индивидуальной защиты.
К средствам коллективной защиты относятся мероприятия и усовершенствования, от которых зависят все люди, работающие на объекте или в данной строительной организации. Эти усовершенствования касаются работы механизмов, вредных выбросов производства, вибрации, шума и т. д. Например, к средствам коллективной защиты можно отнести оградительные устройства, автоматический контроль и сигнализацию, оборудование и аппараты для дезинфекции, устройства для вентиляции и очистки воздуха, автоматы радиационного контроля, пылеулавливатели и др.