Расчеты основных показателей поточной линии
1. Программа запуска (выпуска) изделий с поточной линии за рассчитываемый период (месяц, сутки, смену):
α – технологические потери, связанные с необходимостью изготовления пробных деталей, для наладки оборудования и изготовления контрольных партий деталей (в % от программы выпуска).
2. Такт поточной линии – интервал времени между выпускаемыми друг за другом с последней операции или между любыми смежными операциями изделиями.
Фэ – эффективный фонд времени поточной линии, рассчитывается по формуле:
Тсм – продолжительность рабочей смены;
Тпер – время перерывов;
S – количество смен.
3. Ритм поточной линии рассчитывается при передаче деталей изделия с операции на операцию не поштучно, а небольшими партиями:
p – величина передаточной партии деталей.
Соблюдение такта или ритма поточной линии обеспечивается синхронизацией продолжительности каждой операции, т. е. путем выравнивания по времени всех технологических операций по отношению к такту и ритму потока.
4. Расчет количества рабочих мест для каждой операции технологического процесса:
ti – трудоемкость i-ой операции.
В условиях прямоточного производства (то есть частичной синхронизации) необходимо проводить округление Cpi до целого числа рабочих мест в большую сторону Cпi.
5. Коэффициенты загрузки рабочих мест для каждой операции и поточной линии в целом определяются по формулам:
Одним из наиболее важных условий непрерывности производственного процесса является поддержание на все стадиях поточного производства определенной величины производственных заделов. Задел – это изделия или детали, находящиеся в процессе производства на различных стадиях обработки и предназначенные для обеспечения бесперебойного хода работы.
На поточной линии создаются следующие виды заделов:
1) технологический задел (Зтех) – детали и сборочные единицы, находящиеся в процессе непосредственной сборки или обработки на рабочих местах, а также детали, подвергающиеся технологическому контролю на специальных рабочих местах ОТК (Ккон):
Кч – число деталей, одновременно обрабатываемых на одном рабочем месте.
2) транспортный задел (Зтр) - это общее число деталей, постоянно находящихся в процессе перемещения между рабочими местами поточной линии. Его величина рассчитывается по формуле:
П – количество деталей, одновременно передаваемых с операции на операцию.
3) межоперационный оборотный задел – это то количество деталей, которое необходимо для обеспечения бесперебойной работы смежных рабочих мест, имеющих различную производительность. Межоперационный оборотный задел (Зоб) можно определить:
Рпер – регламентированный период, за который определяются оборотные заделы (смена);
Ткор – продолжительность короткой операции между двумя смежными;
Тдл – продолжительность длинной операции между двумя смежными;
r - продолжительность такта.
4) резервный (страховой) задел (Зстр)запас деталей, который обеспечивает работу поточной линии и создается на наиболее ответственных, сложных рабочих местах и на пунктах контроля качества. Определяется по формуле:
Тпер – время возможного перерыва в работе на данной операции.