Организация проведения специальной оценки условий труда
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
3. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
4. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Примечание. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
5. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
6. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
7. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах
1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
2. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
3. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
4. Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов, и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций. Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.
5. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
8. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части первой настоящего раздела случаев.
9. Результаты проведения специальной оценки условий труда
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
3. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 и 9 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.
4. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
5. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
10. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Форма и порядок подачи указанной декларации регламентируются приказом Минтруда РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
2. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
3. В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
4. Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных в части 5 настоящей статьи обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
5. По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
11. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда
1. Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
2. Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Приложение N 2
Макет положения о службе охраны труда
_____
(наименование работодателя)
I Общие положения
1. Служба охраны труда (далее - Служба) является самостоятельным
структурным подразделением. Ее структура, состав и численность
специалистов и других работников определяются штатным расписанием.
2. Служба подчиняется ______________. Непосредственное руководство
Службой осуществляет _____
(руководитель, начальник и т.д.).
3. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
другими подразделениями, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным
профсоюзным органом, уполномоченными (доверенными) лицами по охране
труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками
представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации,
а также с органом исполнительной власти ____________ в области охраны
труда.
4. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и
иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации
и _______________, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым),
(субъект РФ)
коллективным договором, соглашением по охране труда, локальными
нормативными актами.
II. Основные задачи Службы
Основными задачами Службы являются:
1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками
требований охраны труда.
2. Организация контроля за соблюдением работниками законов и иных
нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора,
соглашения по охране труда, локальных нормативных актов организации.
3. Организация профилактической работы по предупреждению
производственного травматизма, профессиональных заболеваний и
заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по
улучшению условий труда.
4. Информирование и консультирование работников организации, в том
числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.
5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда,
пропаганда вопросов охраны труда.
6. _
III. Функция Службы
Для выполнения Службой возложенных на нее настоящим Положением
задач, на нее возлагаются следующие функции:
1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма,
профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных
производственными факторами.
2. Организация проведения измерений параметров опасных и вредных
производственных факторов, оценки травмобезопасности оборудования.
3. Методическое руководство комиссией по аттестацией рабочих мест по
условиям труда. Предоставление интересов работодателя при сертификации
организации работ по охране труда.
4. Организация работы с участием комитета (комиссии) по охране
труда, уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда профсоюзов, иных
уполномоченных работниками органов по проведению проверок, обследований
технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и
механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты
работников, состояния санитарно-технических устройств, работы
вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных
строительством или реконструированных объектов производственного
назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок,
агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований
охраны труда.
6. Согласование разрабатываемой в организации проектной,
конструкторской, технологической и другой документации в части
обеспечения соблюдения требований охраны труда.
7. Разработка совместно с функциональными и линейными
подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда,
предупреждению производственного травматизма, профессиональных
заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами.
8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся
условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.
9. Организация работы по составлению и уточнению списков работников,
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда, которые в соответствии с установленным порядком:
- должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на
работу) и периодические медицинские осмотры (обследования);
- пользуются правом на соответствующие льготы и компенсации за
работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.
10. Участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда
(актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных
случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и
вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору
травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда,
сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с
установленными сроками.
11. Участие в подготовке документов для назначения страховых выплат
в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными
заболеваниями.
12. Составление отчетности по охране и условиям труда.
13. Разработка программ обучения по охране труда работников
организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа
по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе
временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими
на производственное обучение или практику.
14. Организация обучения по охране труда работников организации, в
том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний
требований охраны труда.
15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней
профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по
охране труда для работников.
16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при
разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.
17. Формирует и обеспечивает хранение комплекта законодательных и
иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные
требования охраны труда. Обеспечивает подразделения организации
необходимыми для их работы правовыми актами.
18. Организация и руководство работой кабинета (уголка) по охране
труда.
19. Организация совещаний по вопросам охраны труда.
20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для
этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов,
малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.
21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных
нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта
РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.
22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся
вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю
организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных
недостатков.
23. Организация и осуществление контроля за:
- соблюдением работниками требований законов и иных нормативных
правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего
субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по
охране труда, локальных нормативных правовых актов организации;
- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и
коллективной защиты;
- соблюдением порядка о расследования и учета несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по
улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора "Охрана
труда", соглашением по охране труда, принятием мер по устранению причин,
вызвавших несчастных случай на производстве; выполнением предписаний
органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для
работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны
быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их
пересмотром;
- проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и
подготовкой к сертификации работ по охране труда;
- своевременным проведением соответствующими службами необходимых
испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и
механизмов;
- эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки
знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
- организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки,
обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной
обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
- санитарно-гигиеническим состоянием производственных и
вспомогательных помещений;
- организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны
труда;
- правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на
выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций
за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда,
бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других
равноценных пищевых продуктов;
- использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с
законодательством.
24. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда
охраны труда организации (при его наличии), разработка предложений по их
наиболее эффективному использованию, подготовка обоснований для выделения
организации средств из территориального фонда охраны труда (при его
наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
IV. Права работников Службы
Работники Службы имеют право:
1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать
производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться
в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам
организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма
- приложение к настоящему Макету) об устранении выявленных при проверках
нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы
лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в
установленном порядке предварительных и периодических медицинских
осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе
средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования
законодательства об охране труда.
4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к
ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые
сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать
письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об
охране труда.
6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и
руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к
проверкам состояния условий и охраны труда.
7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении
отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны
труда.
8. Представительствовать по поручению руководителя организации в
государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов
охраны труда.
9. ________________________________.
V. Контроль и ответственность
1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель
организации, служба охраны труда вышестоящей организации, орган
исполнительной власти ______________________ в области охраны труда,
(субъект РФ)
органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда.
2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель
организации.
3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих
должностных обязанностей, определенных должностными инструкциями.
Приложение N 3
Макет Положения о комитете (комиссии) по охране труда __
(наименование работодателя)
Общие положения
1.1. Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда в организации.
Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон.
Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или работников.
1.2. Численность членов комитета определяется в зависимости от числа работников в организации, специфики производства, структуры и других особенностей организации, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников. Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и профсоюзного комитета.
1.3. Выдвижение в комитет представителей работников, проводится на общем собрании (конференции) работников, представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по организации.
Представители работников в комитете отчитываются о проделанной работе не реже одного раза в год на общем собрании (конференции) работников. В случае признания их деятельности неудовлетворительной собрание вправе отозвать их из состава комитета и выдвинуть в его состав новых представителей.
1.4. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.
1.5. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета и утверждается его председателем. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
1.6. В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами, службой охраны труда организации и специалистами, привлекаемыми на договорной основе (с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных интересов работников).
Деятельность и оплата труда привлекаемых специалистов регламентируется коллективным договором или другим совместным решением работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.
1.7. Для выполнения возложенных задач членам комитета рекомендуется получить соответствующую подготовку в области охраны труда по специальной программе на курсах за счет средств работодателя.
1.8. Комитет в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде и охране труда, коллективным договором (соглашением по охране труда), нормативными документами организации.
1.9. ......................
Задачи Комитета
На комитет возлагается решение следующих основных задач:
2.1. Разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателя и профсоюзного комитета по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
2.2. Рассмотрение предложений по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда.
2.3. Анализ существующего состояния условий и охраны труда в организации и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда.
2.4. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающимся работникам средств индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.
2.5. .....................
Функции Комитета
Для выполнения поставленных задач возлагается исполнение на комитет следующих функций:
3.1. Рассмотрение предложений работодателя, профсоюзного комитета, работников по созданию здоровых и безопасных условий труда в организации и выработка рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
3.2. Рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом, участие в проведении обследований по обращениям работников и выработка в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений.
3.3. Изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда в организации.
3.4. Анализ хода и результатов специальной оценки условий труда.
3.5. Участие в разработке проекта бюджета фонда охраны труда организации.
3.6. Содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ.
3.7. Изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания.
3.8. Оказание содействия работодателю в организации на предприятии обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда.
3.9. Участие в работе по пропаганде охраны труда в организации, повышению ответственности работников за соблюдение требований по охране труда.
3.10. ....................
Права Комитета
Для осуществления возложенных функций комитету могут быть предоставлены следующие права:
4.1. Получать от работодателя и службы охраны труда организации информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов.
4.2. Заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его представителей) по вопросам выполнения ими обязанностей по обеспечению здоровья и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения гарантий права работников на охрану труда.
4.3. Участвовать в работе по формированию мероприятий коллективного договора или соглашения по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета.
4.4. Вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований норм, правил и инструкций по охране труда.
4.5. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных или иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.6. Вносить предложения о моральном и материальном поощрении работников за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии.
4.7. ............................
Приложение N 4