К их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей при-
Менима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отрас-
Лях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспорт-
Ных средств и т. д.
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифи-
Цируют по следующим основным признакам.
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
•оптовые цены на продукцию промышленности, по которым
Предприятия реализуют произведенную продукцию другим пред-
приятиям и сбытовым организациям;
•закупочные цены, по которым производители сельскохозяй-
Ственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным пред-
приятиям для дальнейшей переработки;
•цены на строительную продукцию, включающие сметную
стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;
•розничные цены, по которым торговые организации реализу-
ют продукцию населению, предприятиям, организациям;
•тарифы грузового и пассажирского транспорта;
•тарифы на платные услуги населению,"
•цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;
•трансфертные цены, по которым внутренние подразделения
Или филиалы интегрированной фирмы обмениваются между собой
Факторами производства и продуктами.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотно-
Шение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, пред-
Ставляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значи-
Мости элементов цены и их уровне.
Состав розничной цены приведен ниже.
Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она ха-
Рактеризует текущие издержки предприятия по производству и реа-
Лизации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы
Полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции,
И получить достаточную сумму прибыли.
Себестои-
Мость
Продукции
Прибыль
Предприя-
Тия
Акциз (по
Подакцизным
Товарам)
Налог на
Добавленную
Стоимость
Отпускная цена предприятия
Оптовая рыночная цена
Наценки посред-
Нических
Организаций
Розничная цена
Торговые
Наценки
Состав затрат по производству и реализации продукции определен
Гл. 25 НК РФ и ПБУ 10/99. Для целей бухгалтерского учета состав за-
Трат определяется по полному кругу затрат, который и является ниж-
Ней границей цены предложения товара. Для целей налогообложения
Используют так называемые откорректированные затраты, в состав ко-
Торых отдельные виды расходов (например, представительские расхо-
Ды, расходы на рекламу, обучение, страхование и др.) включаются
В пределах норм, утвержденных в установленном порядке.
При обосновании цены конкретной продукции разрабатывается
Калькуляция себестоимости единицы изделия. Перечень статей за-
Трат в калькуляции, а также их состав и порядок распределения по
Видам продукции и центрам затрат определяются отраслевыми ме-
тодическими указаниями по планированию, учету и калькулирова-
Нию себестоимости продукции.
Любое предприятие стремится получить максимально возмож-
Ную прибыль. Прибыль предприятия должно обеспечивать не толь-
Ко финансирование текущих расходов (например, материальная по-
Мощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприя-
Тии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам
Труда, дивиденды по акциям и т. д.), но и развитие предприятия.
Государство также заинтересовано в увеличении прибыли пред-
Приятий, поскольку рост прибыли обеспечивает большую напол-
Няемость доходной части бюджетов разных уровней.
Относительным показателем прибыли является рентабельность.
Различают различные показатели рентабельности: продукции, про-
Даж, активов, собственных средств и др. С точки зрения ценообра-
Зования наиболее важным показателем рентабельности является
Рентабельность продукции. Она определяется отношением сальди-
Рованного финансового результата (прибыль минус убыток) от реа-
Лизации продукции к себестоимости реализованной продукции.
В том случае, если получен отрицательный сальдированный финан-
Совый результат от реализации продукции, имеет место убыточ-
Ность. Этот показатель характеризует эффективность выпуска про-
Дукции, так как отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной
От реализации продукции, и использованных на ее производство
затрат. В табл. 16.1 показана динамика рентабельности продукции и
Активов по основным отраслям экономики.
Анализ данных табл. 16.1 показывает, что как рентабельность
Продукции, так и рентабельность активов имеют тенденцию к сни-
Жению. Рентабельность продукции в целом по экономике за 1992— 2002 гг. снизилась в 2,7 раза. Для большинства отраслей также ха-
Рактерна данная тенденция. Рост рентабельности услуг отмечается
Лишь на транспорте и в связи. Что касается уровня рентабельности
продукции, то он колеблется от 1% в сельском хозяйстве до 33,4%
В связи и говорит о том, что далеко не все отрасли обеспечивают
Достаточный уровень прибыльности.
Т а б л и ц а 16.1
Рентабельность продукции и активов организаций
По основным отраслям экономики1 (в процентах)
Рентабельность
Продукции
Всего в экономике
Промышленность
Сельское хозяйство
Строительство
Транспорт
Связь
Торговля и обществен-
Ное питание
Оптовая торговля про-