Единые пособия семьям с детьми до 16 лет
Они выплачиваются семьям в зависимости от доходов родителей. Размеры этих пособий невелики (максимальный размер пособия на семью с четырьмя и более детьми - 150% от минимальной заработной платы). Основная цель, которую преследует государство при выплате таких пособий, поддержка материального положения семей, имеющих детей.
С середины 90-х годов в Узбекистане начала развиваться адресная форма социальной защиты, ориентированная на оказание помощи самым нуждающимся семьям. Она оплачивается за счет государственного бюджета, а назначается по решению схода граждан поселка, кишлака, аула, собрания представителей граждан от улиц или жилых домов.
Решению предшествует проверка нуждаемости заявителя в оказании ему материальной помощи. Размер помощи - от 1,5 до 3-х минимальных заработных плат.
Обращение к вековым традициям узбекского народа позволило направить часть валового национального продукта в пользу самых нуждающихся без какого-нибудь увеличения бюрократического аппарата, через органы самоуправления (махалля). В 1995 г. каждая восьмая семья Узбекистана получала материальную помощь, а на селе - каждая пятая.
По оценкам специалистов международной организации труда такая система, действующая в Узбекистане, признана "уникальной", поскольку аналога ей нет ни в одной стране мира.
Льготное пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, должно осуществляться за счет средств предприятий и работодателей, за исключением тех производств, условия труда которых не могут быть улучшены.
Система пособий на детей в Узбекистане ограничена следующими видами пособий:
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие на детей малообеспеченных семей в возрасте до 16 лет (учащимся, не получающим стипендии, - до 18 лет).
Размеры этих пособий определяются по отношению совокупного дохода семьи к официально установленному прожиточному минимуму.
С организацией рынка труда появляется еще одна группа населения, требующая социальной защиты - безработные. Отличительная особенность этой части населения заключается в том, что она является трудоспособной и по этой причине не имеет права на помощь. Для этой категории населения должен быть выработан такой механизм социальной защиты, который не нарушал бы стимулы к труду и не накладывал непосильное бремя на бюджет.
Система пособий по безработице должна побуждать к скорейшему трудоустройству, повышению уровня своей квалификации либо приобретению новой, пользующейся спросом на рынке труда, профессии. В связи с этим пособия по безработице ограничиваются как по размерам, так и по продолжительности их выплат. Кроме того, размеры выплачиваемых пособий дифференцируются во времени. Например, в первую четверть периода размер пособия выплачивается полностью, во вторую четверть - размер пособия уменьшается на 25%, в третью четверть - на 50% и в последнюю очередь пособие выплачивается в размере 25% от первоначально установленной суммы, но во всех случаях не менее официально установленного прожиточного минимума. Наиболее крупным направлением социальной защиты является охрана здоровья. Она охватывает все население республики и по этой причине требует значительных средств. Система здравоохранения призвана стимулировать ведение здорового образа жизни и повышение уровня медицинского обслуживания и при этом не должна способствовать развитию иждивенчества.
Размеры пособий по временной нетрудоспособности должны учитывать причины наступления заболевания. Разрабатывается такой механизм предоставления дополнительной помощи, который бы учитывал тяжесть заболевания и расходы на его лечение.
Реформа социальной защиты в части обеспечения охраны здоровья строится на основе опыта развитых стран и постепенно переходит к системе страховой медицины, которая вводится поэтапно.
Введение страховой медицины не должно отрицать наличия государственной службы здравоохранения, финансирующейся государством и также предоставляющей полный спектр медицинских услуг. Наличие данной службы позволит в определенной мере защитить наиболее обездоленные слои населения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Рынок труда, спрос на труд, предложение труда, стоимость рабочей силы, сегментация рынка труда, эффект масштаба, эффект замещения, занятость, уровень занятости, безработица, экономически неактивное население; полная, эффективная, продуктивная, вторичная занятость; самозанятость; фрикционная, структурная, специализированная, циклическая, добровольная, скрытая безработица; уровень безработицы, средняя продолжительность, естественный уровень безработицы; взаимосвязь инфляции и безработицы; кривая Филлипса; уровень нуждаемости; социальная политика; социальная защита; бедность, нуждаемость.
Глава 17. Макроэкономическая нестабильность и инфляция
Сущность инфляции и причины ее возникновения