Жилищно-коммунальное хозяйство 9 страница

В школе было принято решение создать отряд «Красные следопыты». Возглавила его учитель истории А.Дриц. Ребята нашли начальника разведки 331 СД И.Ермака, проживавшего в Лобне, политрука И.Кузьмичёва, сражавшегося за Горки Киовские, ухаживали за братской могилой в Киово. Она ведь 26 лет была безымянной. Следопыты разыскали имена девятерых героев. Были собраны средства на мемориальные доски, установленные 7 мая 1968 года, и создан музей дивизии.

В середине 70-х годов школа была школой №13.

Более 40 лет возглавлял первую школу Алексей Филиппович Субачев. В 1997 году ему на смену пришла Надежда Ивановна Крылова.

В 1997 году в первой школе обучалось 465 учеников. Причём, среди них были ребята, приехавшие из бывших союзных республик СССР и плохо знавшие русский язык. Это создавало определённые трудности в процессе обучения. В школе были введены новые предметы по желанию: мировая художественная культура, театр, психология, раннее изучение иностранного языка с перспективой введения в 10-11 классах предмета «Технический перевод», была создана группа, изучавшая два языка, введены уроки-консультации. Учащиеся были экскурсоводами по школьному музею 331-й стрелковой дивизии.

В 2002 году школа отметила своё столетие. Были подведены некоторые итоги: 7000 выпускников, 10 династий – учительских и ученических. Школа была награждена Почётной грамотой Губернатора Московской области. В тот год здесь работали 33 преподавателя и учились 400 детей.

В 2002 году в школе №1 был открыт специализированный экспериментальный спортивный 5-й класс. Он комплектовался из числа наиболее перспективных в спортивном отношении ребят. Учёба шла по обычному плану, а тренировки во внеурочное время по плану спортшколы. Общеобразовательные предметы вели учителя первой школы, а тренировки – тренеры ДЮСШ. Родители платили за питание, спортшкола несла расходы по организации и проведению тренировок, сборов, участию в соревнованиях, обеспечению инвентарём, оборудованием.

В 7-10 классах было по одной бесплатной группе, где дети занимались углублённым изучением английского языка.

В 2005 году 28 преподавателей (четверть из которых – выпускники этой школы) обучали наукам 400 детей. В тот год был набран всего один первый класс. Но активно велась воспитательная работа. Была создана школьная дружина имени Почётного гражданина города Лобня А.Субачева. Успешно провели городской фестиваль музеев с участием музееведов школ города, школы №52 города Брянска и ветеранов 331-й Брянской пролетарской дивизии. Велась экологическая работа – под руководством С.Проскуриной ребята занимались в кружке «Экошко». Школьная театральная студия (С.Синицына) – участник театрального фестиваля «Русская классика».

Ещё в 1998 году была создана в школе вокальная группа. Первое её выступление состоялось на конкурсе «Юные голоса Подмосковья» в ЦДТ, где ребята завоевали третье место. В 2000 году из группы образовался настоящий школьный хор. Занимается в нём 45 человек. Ни одно школьное мероприятие не обходится без выступления хора.

С первой школой, в которой обучаются дети из Армении, поддерживает связь «Союз армян России» г.Лобня, которым руководит Э.Джалавян. Члены организации проводят беседы с учащимися на темы общности культур, истории, искусства наших народов. Школьная библиотека пополняется тематической литературой, а в 2008 году организация подарила школе музыкальную аппаратуру.

В 2007/2008 учебном году в первой школе было 15 классов, в которых обучалось 330 учащихся, в 2008/2009 - 13 классов и 308 учеников, в 2009/2010 году – 14 классов и 326 учеников. В 2009 году в рамках национального проекта «Образование» был приобретён кабинет русского языка.

К новому 2010/2011 учебному году школа похорошела. ООО «Брэст» выполнило работы по замене оконных, дверных блоков и напольного покрытия.

Накануне 66-й годовщины Победы по инициативе городского Совета ветеранов на стене старого здания первой школы (ныне коррекционной) появилась мемориальная доска в память об учителях и учениках школы №1, вставших в сорок первом на защиту Родины.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2

После войны в Москве началось строительство МГУ на Воробьёвых (Ленинских) горах. Все постройки, жилые дома сносились, а жителей переселяли в разные места, в том числе и в Лобню. Так возник посёлок Ленгоры (на его месте ныне улицы Чехова и Некрасова). В 1951 году здесь распахнула свои двери школа-семилетка (сейчас в этом здании находится ДЮСШ). Её директором была назначена Елизавета Николаевна Василевская, заслуженный учитель РСФСР. Для продолжения обучения в 8-10 классах учащиеся этой школы поступали в среднюю школу №1 за железной дорогой. Кстати, в этой школе был музыкальный кружок, в котором учился играть на баяне Александр Вальцев.

Затем семилетка стала восьмилетней школой №21. Учащихся было много, поэтому приходилось работать в три смены. К концу 70-х годов проблема стала настолько острой, что было решено срочно строить новую школу. Место для неё выбрали в Южном микрорайоне.

Оказывается, ещё в далёком 1953 году исполком Мособлсовета принял решение №1279/29 от 1 октября об отводе участка в 3 га под строительство школы на 1176 мест на Керамзаводе. Однако стройка так и не началась. Детям заводских рабочих приходилось ходить в школу сначала за линию, потом на Воробьи или Москвич. И только в 1975 году директор Стройфарфора В.Ширинских обратился в Мособлсовет за подтверждением старого решения. Выделенный под школу участок был болотистый, с плывунами, пришлось цемента положить в основание здания в несколько раз больше обычного. В 1978 году здание было возведено, но надо было ещё довести его до ума. Только в феврале 1979 года учащиеся и учителя смогли переехать в новую школу. Её директором была назначена Елена Михайловна Платова.

Вспоминает М.Скуратова:

- Хорошо помню переход из старой школы в новую. Мы своими силами вынесли все вещи из здания. Переносили их под бой барабана и звуки горна. Все прохожие были удивлены не только шумом, но и огромной толпой народу, идущей по улице.

Парты, глобусы, книги перевезли на санках.

На торжественном открытии председатель исполкома горсовета В.Ширинских вручил первому директору Е.Платовой символический ключ от школы. Завучами были назначены Л.Лютик и М.Виноградова.

Опытные педагоги Г.Щербатых, З.Аксёнова, Е.Жамилова, М.Скуратова, З.Забавина, Н.Харькова, С.Самборская, Н.Аникушина, А.Сизова, В.Воинова передавали молодым традиции, зародившиеся ещё в 50-х годах в школе №21.

На второй год существования школы прорвало батареи. Кто вёдрами, кто собственными ботинками выгребали воду через окна на улицу. Не было ни одного учителя или учащегося, оставшегося равнодушным.

За прошедшие годы было сделано немало. Организовали художественную самодеятельность. Во всей округе славился единственный в городе стоголосый хор мальчиков. Не отставали и учителя: пели, плясали. Хор «Хорошие девчата» под руководством А.Монахова неоднократно покорял сердца строгого жюри городских конкурсов. Активно участвовали учителя и в спортивной жизни города.

Первый выпуск средней школы №2 состоялся в июне 1980 года.

Бывшие выпускники школы №2 Ю.Вандракова, С.Гудилина, И.Сигунова, А.Балашова, О.Якунчикова, М.Турчина, Н.Каменева вернулись в родную школу, чтобы передавать знания новым поколениям. В школе №2 много талантливых педагогов. Учитель биологии О.Родыгина и учитель народной культуры Т.Воронина стали лауреатами премии Губернатора Московской области, Л.Мазурина защитила кандидатскую диссертацию.

В 90-х годах в школьном танцевальном коллективе «Фантазия», которым руководила О.Щербакова, занималось более 120 детей 1-10 классов. Летом работал оздоровительный лагерь. Как и во всех школах, в те годы учителей в школе не хватало. И, тем не менее, в июне 1997 года из 35 выпускников, получивших добрые напутствия директора Е.Платовой, двое окончили школу с серебряными медалями.

В том же году директором второй школы была назначена Светлана Дмитриевна Беликова. Летом начался капремонт, которого не было двадцать лет.

22 января 1999 года во второй школе была открыта студия «Ноосфериум» под руководством Л.Мазуриной, ребята выпускали газету «Родник». Студийцы не только углубляли свои знания по истории, культуре, экологическим проблемам родного края, русским национальным традициям, но и занимались непосредственно исследовательской работой. Они, например, проводили лабораторные исследования по определению чистоты воздуха, воды в городе, составили экологические паспорта помещений школы.

К 1999 году состоялось 19 выпусков, 717 человек получили аттестат, 3355 – свидетельство о девятилетнем образовании, 3 человека окончили школу с золотой медалью, 15 – с серебряной.

Ещё с 1996 года школа начала работать по программе «Школа-2000». В 2000 году программу переименовали в «Школу-2100». Был заключён договор с Академией повышения квалификации работников народного образования и межрегиональной организацией «Школа-2100». Ежегодно сюда приезжают авторы тех учебников, по которым работают учителя. Педагоги высказывают свои замечания и пожелания. Школа №2, по сути, стала экспериментальной площадкой. В 2000 году по этой программе, кроме начальных классов, стали работать два пятых класса. Родители оплачивали только стоимость новых учебных пособий, необходимых по программе.

В 2001 году вторая школа получила лицензию «Школа – методический центр» и включилась в работу по областной программе.

В 2002 году в начальной школе было введено краеведение. А с сентября 2003 года в школе функционирует музей «Родная земля». В 2003/2004 учебном году ученик 8 класса А.Касаджик занял третье место в областной олимпиаде по географии.

В 2006 году в городе была организована работа по участию образовательных учреждений в приоритетном национальном проекте «Образование». По результатам конкурса средняя школа №2 вошла в состав победителей и получила материальную поддержку в 1 млн. рублей. Администрация города для поддержки школы выделила из средств местного бюджета дополнительно более 400 тыс. рублей на реконструкцию спортивного зала.

В апреле в школе прошла презентация учебника «Космическая география» (начальный курс), написанного учителем географии школы №2 Л.Мазуриной, кандидатом психологических наук, советником РАЕН.

В 2007/2008 учебном году в школе было 30 классов, в которых обучалось 699 учащихся, в следующем году – 29 классов и 699 человек, в 2009/2010 году – 29 классов и 703 ученика.

30 декабря 2010 года Совет депутатов принял решение №241/25 об установлении на здании школы памятной доски бывшему её ученику Ершову Олегу Александровичу. Кавалер ордена Красной Звезды О.Ершов погиб 2 июля 1986 года в Афганистане при исполнении воинского долга.

В рамках дополнительного образования для детей 5-7 классов в 2011 году несколько раз в неделю проводились занятия клуба стендового моделирования «Победа». Под руководством преподавателя истории А.Пашутко ребята красили солдатиков разных армий, разыгрывали настоящие исторические сражения на игровом поле. Причём, клуб приглашает изучать историю через игру всех желающих, а не только учеников второй школы.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3

В конце 40-х годов началось строительство посёлка Москвич, где создавалось всё необходимое для жизни работников треста ЦЭМ, в том числе и школа.

1 сентября 1955 года на ул.Северная (ныне ул.Победы) была открыта Лобненская средняя школа №2. Сейчас в этом здании располагается Центр детского творчества. Возглавила школу Ольга Александровна Левченко.

Дети и учителя начали оформлять кабинеты, сделали спортплощадку, разбили клумбы, посадили кустарники и деревья.

Вспоминает М.Чистова:

- На втором этаже школы была создана малая Третьяковка (висели репродукции знаменитых картин), зимой на спортплощадке заливали каток, а в лесу прокладывали лыжни. В Лобне в то время жили пять Героев Советского Союза. Они помогали оформлять альбомы и стенды о войне и её участниках. Много сделал для школы трест ЦЭМ.

С каждым годом количество учеников увеличивалось, поэтому пришлось учиться в две, а то и в три смены. В 1959 году было решено начальные классы разместить в двух коттеджах профилактория треста на Южной улице. Когда в том же году открылась Букинская средняя школа, старшие классы перевели туда, а вторая школа стала в результате восьмилеткой. Тогда она называлась школой №8 посёлка Москвич Солнечногорского района.

В 1963 году школу переименовали в 8-летнюю школу №15 Химкинского района, а в 1966 году – в 8-летнюю школу №22 Мытищинского района. В феврале 1968 года её директором назначили Александра Васильевича Шеметова.

Вспоминает Е.Фёдорова:

- Я жила на Керамзаводе, а в первый класс пошла в школу №22. Детей было много, а классов мало. Поэтому четыре первых класса отправили учиться в дом на улице Иванищенко, который сейчас принадлежит профилакторию аэропорта. Он был самым большим из всех четырёх зданий. Соседние домики были жилыми. На переменах мы выбегали на улицу и носились по зелёной траве. Электрического звонка не было. Кто-нибудь выходил с колокольчиком и долго тряс им, значит, конец перемене.

Вспоминает А.Шеметов:

- В школе №22 училось более тысячи человек. Новая школа была просто необходима. Открытие планировалось в 1967 году – эта дата даже выложена на здании на ул.Мирная. Однако не получилось. В марте и апреле 1968 года на всю новую школу завезли мебель, пришлось разместить её в спортзале старой школы. На пол в вестибюле решили положить необычные плитки, которые были дефицитом. Только благодаря председателю исполкома Мытищинского горсовета Московский камнеобрабатывающий комбинат выделил этот материал. Помог председатель и с ванночками для лабораторных работ в кабинет химии (заказ выполнил Стройфарфор).

Для ускорения пуска новой школы из будущих учениц 9 класса была сформирована бригада по оформлению на каждом этаже панно из метлахской плитки. На них были отображены этапы развития цивилизации. Руководили этой работой дизайнеры, нанятые трестом «ЦЭМ». Кстати, снимки этих панно позднее мы увидели в книге «Интерьер школы». К сожалению, панно не сохранились.

В последней декаде августа 1968 новая школа была сдана Госкомиссии. Кстати, почти все строители были родителями наших учеников.

На открытие 1 сентября приехали управляющий ЦЭМ П.Триандафилиди и главный куратор строительства П.Туголуков. А красную ленточку поручили разрезать первоклассникам И.Соломенцевой и А.Дресвянникову.

Решением исполкома Мытищинского горсовета восьмилетка была реорганизована в среднюю школу №22 Мытищинского гороно, а когда в 1975 году Лобня стала городом областного подчинения, школа получила номер 3 Лобненского гороно.

Коллектив школы резко увеличился. Из Букинской средней школы было переведено на Москвич более двухсот учеников, живших на Керамзаводе. Были переведены в полном составе классы вместе с учителями. В школе стало учиться около 1500 детей. В одной параллели было 5-6 начальных классов. В школу были приняты молодые специалисты Л.Барыкина, Л.Леонтьева и другие. Методобъединение начальных классов выросло до 24 учителей. С молодыми специалистами опытом работы делились В.Панфилова, В.Коровина, Н.Кузнецова, Т.Соломенцева, Г.Соколова, Т.Майорова, Е.Кузнецова и другие.

Вспоминает А.Шеметов:

- О.Левченко порекомендовала мне принять на работу выпускницу Букинской школы, молодую учительницу химии С.Коновалову. Светлана Фёдоровна Найшева (Коновалова) была назначена организатором внеклассной и внешкольной работы. Позднее в коллектив влились и успешно трудились супруги Е. и С.Китюковы, Н.Бондаревская, Т.Рябцева, Т.Максимова (ныне директор четвёртой школы), А.Скрипникова и многие другие. К 1970/1971 учебному году в школе было около 2 тыс. учеников, более 70 учителей. В каждом классе сидело по 40-42 человека. Школа была очень хорошо оборудована. В каждом кабинете стояли кинопроектор, телевизор (в то время показывали очень увлекательные телеуроки, причём они шли строго по расписанию). Успешно использовали техсредства в обучении учащихся учителя физики М.Чистова, С.Китюков, учитель биологии М.Смирнова. Кстати, магнитофоны и прочие ТСО подарил школе трест «ЦЭМ». Школа не оставалась в долгу перед шефами. Весной учащиеся принимали участие в благоустройстве посёлка Москвич, летом учителя выезжали в цэмовский пионерлагерь «Юность» и работали там воспитателями, вожатыми, руководителями кружков и спортсекций.

Так как школа стала средней, многие учителя, никогда не работавшие в старших классах, прошли переподготовку в Институте усовершенствования учителей. Успешно работали учителя Т.Сенина, А.Исаева, Е.Сбродова, М.Поздновская, Н.Феофанова, В.Тютюнникова, В.Рябоконь, Т.Живило, В.Аршинская и другие.

Почти пятую часть коллектива составляли мужчины. Среди них учителя трудового обучения А.Агапов, А.Барафанов, учителя физкультуры Н.Рябоконь, В.Корнилов, Л.Тихонов, преподаватели автодела В.Барафанов, М.Наймушин и другие.

К 1971/ 1972 учебному году число учащихся уменьшилось примерно на четверть. Это произошло в связи с открытием в Депо школы №4. В неё перешли учиться дети, жившие в Депо, но учившиеся в первой школе. А в первую школу ушли учиться дети, жившие в Южном микрорайоне, а учившиеся в третьей школе. Часть учителей из нашей школы была переведена в деповскую.

А.Шеметова на посту директора третьей школы сменил Николай Мефодьевич Рябоконь, который руководил ею более двадцати лет. Он организовал работу с ветеранами войны, ветеранами авиации дальнего действия. В 1985 году за большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи школа №3 была награждена Советским комитетом ветеранов войны грамотой за подписью А.Маресьева и генерала П.Батова.

Школа №3 начала активно сотрудничать с Московским государственным университетом природообустройства.

В 1997 году в школе было 1017 учеников. 80% выпускников поступали в вузы. Из 58 работавших учителей шестеро были выпускниками третьей школы. Одну из выпускниц 1997 года направили на обучение в педагогический институт. В том же году в школе появился второй компьютерный класс с оборудованием нового поколения.

12 апреля 2000 года в школе был торжественно открыт бюст В.А.Борисова. Автор бюста – молодой скульптор Олеся Авдиенко, работавшая в штабе Дальней авиации. Маленькая деталь: в качестве материала она использовала глину и гипс с керамзавода.

В 2001 году школьный стадион был реконструирован: восстановили беговую дорожку и ограждение, спланировали футбольное поле, оборудовали легкоатлетические секторы, покрасили силовые и малые формы.

2 июня 2002 года Н.Рябоконь умер. Директором третьей школы была назначена Светлана Викторовна Андриянова.

В 2002 году с первого класса был введён урок английского языка, с пятого класса – второй язык (немецкий).

В декабре 2003 года в школе №3 вышел первый номер своей газеты «Зеркало». Выбор названия школьного СМИ объясняется пушкинской строчкой «Свет мой, зеркальце, скажи…». За эти годы на страницах газеты поднимались самые разные вопросы школьной жизни, жизни родного города и страны. Газета не стала единственным печатным органом. В декабре 2006 года к 65-летию битвы под Москвой была выпущена книга «Лобненцы – защитники Московских рубежей» (воспоминания ветеранов о войне, записанные учащимися 9-х классов). А в начале октября 2007 года в ДК «Чайка» состоялась презентация литературного сборника юных поэтов «Пёрышко». В него вошли стихотворения учеников и выпускников третьей школы. Тематика самая разнообразная, есть стихи о маме и друзьях, о войне и Герое Советского Союза В.Борисове, даже философские размышления. В сборнике яркие иллюстрации сделаны тоже учениками.

16 апреля 2004 года в школе №3 был открыт музей Героя Советского Союза Василия Александровича Борисова.

В 2005 году в школе была проведена военно-спортивная игра «Патриот».

В 2006 году в школе был открыт первый в городе кадетский класс. Ребята участвовали в I областном сборе кадетских классов в Монино, завоевали кубок за первое место в смотре художественной самодеятельности, стали призёрами в общекомандном зачёте среди 5-7 классов. Грамоты и дипломы по различным видам спорта стали стимулом к дальнейшим победам. В том же году школа №3 стала победителем городского смотра-конкурса на лучшее оснащение кабинетов ОБЖ.

В 2007 году третья школа стала участником конкурса «Лучшая школа Подмосковья».

Многие учащиеся третьей школы занимаются в разных танцевальных коллективах города. В 2007 году было решено устроить конкурс «Танцы с учителями». Победу одержала пара Юля Хацкова и Иван Анатольевич Голиков, воспитатель кадетского класса.

В 2008 году в третьей школе было 40 классов, в которых обучалось 926 человек, работали 61 педагог, из них 31 имеет высшую категорию, 12 – первую.

Школа преобразилась и внешне, и внутренне. Была закуплена новая мебель, 20 кабинетов были оснащены компьютерами, в рекреациях оформлены живописные панно. В фойе первого этажа стоит бюст В.Борисова, чьё имя носит школа, оформлены стенды, посвящённые борисовскому движению и дружине им.В.Борисова. Школа сотрудничает с многими общественными организациями, даёт концерты, проводит выставки рисунков, показы спектаклей. В 2007 году ученик третьей школы Я.Прохоров был удостоен стипендии Губернатора Московской области. За 1968-2008 годы более 40 выпускников окончили школу с золотой или серебряной медалью.

Большое внимание в школе уделяется физическому воспитанию. Работают секции футбола и баскетбола, волейбола и настольного тенниса, лёгкой атлетики. Учащиеся третьей школы активно участвуют в городских спортивных мероприятиях. Много лет школьная команда удерживала первенство на Спартакиаде допризывной молодёжи. Огромная заслуга в этом преподавателя В.Корнилова. А кадеты – неоднократные победители областных сборов кадетских классов. Десять из них 7 ноября 2010 года участвовали в параде на Красной площади. Торжественным маршем они прошли в колонне Московского отделения ДОСААФ России.

В 2009/2010 году в школе было 39 классов, в которых обучались 917 человек.

В канун Международного дня поэзии в 2011 году в школе открылся клуб юных поэтов «Вдохновение».

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4

В 1957 году было открыто локомотивное депо «Лобня». Рядом с ним с годами вырос большой микрорайон Депо. Долгое время дети учились в первой школе. В 1971 году здесь была открыта средняя школа, которую возглавил В.Борисов. Правда, к 1 сентября ещё не было всё готово: лежал строительный мусор, в спортзале не было пола и баскетбольных щитов. Но работа и учёба, несмотря ни на что, началась.

С основания школы в ней трудились учителя Л.Арсентьева, А.Зинкевич, В.Линеенко, С.Дрожжина, В.Кравцова, Н.Щербакова, В.Деянова, Е.Шахов.

Пионерская дружина школы №4 носила имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

В 1978 году школу возглавила Светлана Николаевна Перунова.

В 1986 году учащиеся средней школы №4, работая на полях Синьковского колхоза, были поражены красотой полей ржи, пшеницы, голубизной васильков и нежностью ромашек. Тогда же завуч А.Шкляренко высказала идею, что надо воздать славу хлебу – создать музей в его честь. Её поддержали коллеги, и прежде всего директор С.Перунова. Была создана группа поиска, в которую вошли учителя и учащиеся. Самое активное участие в создании музея приняли автор идеи, а также О.Челышева, Г.Бирюкова, Н.Щербакова, А.Прозорова.

Первые экспонаты (ухват, ступа, прялка, тесалка) ребята из группы поиска собирали по всем окрестностям.

Музей открылся в мае 1988 года.

Ценными экспонатами музея являются письма с фронта, продовольственные карточки, рушники, керогазы, коромысло, гладильные доски и неподъёмные утюги, коллекция пуговиц XIX века, ткацкий станок, старинные самовары, часть старинной бороны. Редчайший экспонат – свадебный костюм, которому более 110 лет. Есть в музее целая коллекция женских головных уборов прошлых веков. Здесь много книг из института зерна, лучшие рисунки, победившие на конкурсе рисунков «Хлеб». Сформировалась традиция: выпускники, покидая школу, дарят музею сшитые ими нарядные национальные платья. Среди подарков музею хлеба великолепные картины нашего земляка В.Федулова, макеты деревянных изб с домашней утварью, сделанные руками ребят и их родителей. С первых дней музей был «живым». Ребята рассказывали о хлебе, о русском быте малышам, проводили экскурсии. Весной здесь проводились праздники хлебосольства, на которых подавали чай из самовара, блины, пироги, испечённые по старинным рецептам. Чаепитие сопровождалось музыкой и песнями.

Были у музея и «чёрные» времена. Начинаясь с выставки в классной комнате, он постепенно занял весь класс. А экспонаты всё прибывали. И началось наступление на музей. В период нехватки классных комнат директору ставили в укор, что помещение занято «хламом», а детям негде заниматься. Но музей сумел выжить. Благодаря общим стараниям он уже перерос музей хлеба, а стал музеем русского быта.

В 90-х годах в средней школе №4 была разработана концепция экологического развития и воспитания подрастающего поколения. В рамках естественнонаучного образовательного направления были созданы профильные классы на базе Московского государственного университета природообустройства. Проводились месячники по экологии, конференции, благоустройство территории. Школа начала активно сотрудничать с РИНО.

Многие ученики четвёртой школы вернулись учителями: Н.Максимова, О.Литвинова, Н.Остапенко, Т.Забарина и другие. Из стен школы вышли также директор Художественной галереи В.Коробков, директор Луговской школы А.Мерзликин.

В начале 90-х годов школьники помогали пожилым одиноким людям, жившим в микрорайоне: разносили мыло, крупу, сахар, делали подарки к Новому году, 8 Марта. В школе была прекрасная агитбригада. Ребята ставили театральные постановки на русском и английском языках.

В 1996 году школа отметила своё 25-летие. За эти годы 1188 учащихся получили аттестаты о среднем образовании, среди них 22 золотых медалиста, 15 серебряных. Школа была полностью укомплектована специалистами. Было сохранено углублённое изучение математики в 11-х классах, созданы два профильных математических седьмых класса, введён новый предмет для старшеклассников – введение в экономику.

В 2001 году школу №4 возглавила Татьяна Фёдоровна Максимова.

В том же году работники ДУ-5 и ученики четвёртой школы оборудовали волейбольную площадку.

19 мая 2005 года на территории школы был открыт памятный знак – дот времён войны (долговременная огневая точка). Его нашли ещё в середине 80-х годов в лесу. Тогда под руководством военрука С.Цибекмехера ребята установили его во дворе школы. Но был период, когда о доте забыли. Весной 2005 года строительная фирма «Стройавиамонтаж» помогла школе облагородить территорию вокруг памятного знака: была сделана ограда, посажены ёлочки, кустарник, установлена табличка. А потом состоялся торжественный митинг.

В 2006/2007 учебном году в школе организовали пункт проведения ЕГЭ. Была создана детская организация «Эврика» (энергичный, весёлый, решительный, интересный коллектив активистов).

В 2007/2008 учебном году в школе было 29 классов, в которых обучалось 628 человек, в 2008/2009 году – 27 классов и 592 человека, в 2009/2010 году – 26 классов и 624 человека.

Все последние годы учительский коллектив ищет новые формы обучения, которые повысили бы интерес учащихся к предметам. Например, пятиклассники работали над проектом «Здоровье школьника», провели исследования, а свои выводы представили в бумажном и электронном виде. Несколько лет реализуется проект «Дорогами добра». Его автор – педагог дополнительного образования Л.Лопасова. Каждая школьная параллель проводит тематическую встречу с приглашением гостей – ветеранов, детей из приюта, военнослужащих, родителей и бабушек. Вместе с учителем английского языка дети участвовали в реализации проекта «Лондон», досконально изучили столицу Великобритании.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5

В 1959 году для детей строителей аэропорта и посёлка Букино была открыта средняя школа, которая так и называлась – Букинская. Большое трёхэтажное здание из силикатного кирпича было рассчитано на 550 учеников. Первым директором школы был Вениамин Иванович Анцышкин.

По воспоминаниям учителей, в августе 1959 года школа была ещё не совсем готова, валялись кирпичи, кругом побелка. Учителя сами убирали, выносили мусор, драили классы. Первый педсовет проходил на улице, сидели у канавы вдоль улицы Ленина, перед новым зданием. (Говорят, что на фасаде школы было изображение Владимира Ильича Ленина). Педагоги, отложив в сторону мётлы, лопаты, малярные кисти, говорили о предстоящем новом учебном годе, о планах и задачах. Строительство школы завершалось.

Вспоминает С.Волкова:

- Мой класс, кабинет химии, был на третьем этаже. К началу занятий вытяжку ещё не успели провести, и мои первые уроки проходили в актовом зале, где поставили в ряд обыкновенные обеденные столы, и ученики за ними сидели. Но это было недолго, в течение недели. Раздевалка у нас была в подвале, у каждого класса своё место, это было очень удобно – никакой суеты при входе в школу.

Мы были как одна семья. И дети, и родители, и учителя. Все вместе. И отношения проще, и люди добрее.

Было много и забавного. Мы сами получали и покупали учебные пособия, ездили за ними в Москву, на «Сокол», на общественном транспорте, машину тогда давали редко. Очень трудно было доставать химреактивы. Но нам очень хорошо помогал аэропорт, мы у них были подшефные. Помню, из учебного коллектора везли огромную таблицу системы элементов Менделеева. Зима, холодно, а вагоновожатый упёрся, не пускает нас в трамвай. Спасибо, вступились пассажиры: «Они же науку везут, не для себя – для детей». Пробрались мы в хвост вагона, прикрылись таблицей (её ведь не сложишь) – и так до Савёловского вокзала.

Наши рекомендации