Образ — визуальный образ, зрительный образ, изображение
Художественный образ —всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма. Точка, линия, пятно – всё это элементы (формы) организации плоскостной композиции, совокупность которых образует общую форму. Любое изображение состоит из этих элементов.
Выбор формы. Стилизация - это один из приёмов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты объекта и отбрасываются ненужные детали. Стилизуют изображение по собственному существующему принципу. Например, «пушистый кот», «колючий ёжик». Трансформация– это изменение формы предмета, с целью усиления каких-либо его свойств. Например, подчёркивание угловатости, усиление округлости, усугубление высоты.
Форма может быть не только плоской, но и объёмной. Работая над объёмной формой нельзя забывать о её восприятии. Объём сильнее воздействует на зрителя, и впечатление от перевёрнутой пирамиды будет более значительное, чем от перевёрнутого треугольника.
Форма – это основополагающее средство выражения художественного образа, но не единственное.
Методы формообразования
Метод (от греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, изложения) –совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.
Любой метод – это способ, совокупность приемов, целесообразных действий, направленных на оптимизацию процесса по достижению конкретной цели. Методы, применяемые в дизайнерской деятельности, отражают реально существующую ситуацию.
Формообразование (formgeschtaltung (-gebung) – нем.) – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера, архитектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.
Под формообразованием следует понимать стадию закрепления «смысла» в материале – «форма разрабатывается путем преображения наличного целого», где композиция является средством организации специфического структурирования «смысла» в материале, «дизайнер находит «части», сообразные элементам целого в материальной реальности, – фактуру, технологию, материал, цвет. Ему предстоит из частей создать предметное целое».
«Инженерные» методы формообразования. Метод копирования.Инженерное и дизайнерское творчество объединяет то, что в результате той и другой деятельности должен появиться объект, изготовляемый, чаще всего, массовым тиражом в рамках промышленного производства. (Эйфелева башня).
«Художественные» методы формообразования.
И художественная, и дизайнерская деятельность нацелены на создание продукта, имеющего специфическую ценность, которую невозможно выразить через стоимость сырья, материалов, затрат на производство и т.п. Индивидуальная ценность. (П. Гуэль).
«Научные» методы формообразования.
Научная деятельность, как может показаться на первый взгляд, имеет мало общего с дизайнерской деятельностью, но если посмотреть на процесс проектирования как на осмысления объекта до его воплощения, то «научная» составляющая разворачивается сама собой. Продуктом научной и дизайнерской деятельности является сумма знаний и представлений, полученных при решении определенного рода задач.
Художественное конструирование
Художественное конструирование —особый вид художественного творчества в области техники, задача которого сделать новые станки, приборы, автомобили, телевизоры и другие изделия не только технически совершенными, но и удобными для человека, красивыми по своим формам, отделке, цвету. Художники-конструкторы заботятся также о том, чтобы помещения цехов, лабораторий, учреждений, вокзалов, аэропортов, больниц, институтов были хорошо оборудованы, приспособлены к деятельности людей, которые там трудятся.
Художник-конструктор — это специалист, который является одновременно и художником, и конструктором. Он должен хорошо рисовать, лепить и в то же время разбираться в тонкостях сложных конструкций, знать технологию современного производства. Вся работа художника-конструктора, поиск наилучшего решения, сопровождается макетированием и моделированием.
Представители русской инженерной школы
ШУХОВ Владимир Григорьевич - олитехник, изобретатель сетчатых оболочек и гиперболоидных шуховских башен (Шуховская башня)
Дмитрий Журавский — строитель первых крупных российских ж/д мостов, в т.ч. Веребьинского.
Николай Мельников — строитель первой в мире цельносварной доменной печи и первых в стране атомных реакторов и больших ускорителей; создал советскую промышленность металлоконструкций.