Требования к предпринимателю
Предпринимателей не назначают, ими становятся. Практика показывает, что только часть населения обладает или способна обладать качествами, необходимыми для успешной предпринимательской деятельности.
Прежде всего, необходимо отметить универсальность предпринимателей. Они должны иметь достаточно широкие знания в технологии, технике и организации производства, экономике, управлении и правовых вопросах, а также уметь организовать производство, наладить экономические взаимоотношения с различными предприятиями и организациями, сотрудничать с учеными научно-исследовательских и высших учебных учреждений, специалистами по маркетингу, бизнес-планированию, юристами и др.
Для предпринимателей характерна самостоятельность в решении вопросов, касающихся их деятельности. Они сами определяют направления работы, размеры и объекты инвестиций, рынки сбыта продукции, подбирают кадры, устанавливают системы оплаты труда и т. д.
Предприниматели должны иметь высокое чувство ответственности за свою деятельность перед государством (уплата налогов, забота об окружающей среде), потребителями их продукции (качество, сроки и места реализации), наемными работниками (уровень и своевременность выдачи заработка, создание нормальных условий труда), партнерами по бизнесу (соблюдение договорных обязательств).
Важная черта предпринимателей — уверенность в своих способностях, умение доводить до конца начатое дело, осознавая при этом его рискованность и возможность лишиться имущества, благополучия и т. п.
Предприниматели — люди прогрессивно мыслящие, они не останавливаются на достигнутом, постоянно ищут пути увеличения производства и удешевления продукции, повышения ее качества за счет внедрения технологических и организационно-экономических новшеств.
Предпринимателям необходима мобильность, т. е. способность быстро перестраиваться в соответствии с требованиями рынка и другими факторами производства. Для этого они должны постоянно анализировать результаты своей деятельности и финансовые возможности, цены, спрос и предложения на реализуемую продукцию.
Предприниматели постоянно взаимодействуют с представителями исполнительной власти, других предприятий и организаций.
Поэтому они должны соблюдать деловую этику (нормы поведения), быть порядочными людьми, с уважением относиться к партнерам, ценить их профессионализм и компетентность, понимать необходимость сотрудничества с ними.
Контрольные вопросы
1.Каковы мель, задачи и участники предпринимательства?
2.Каковы условия и основные принципы предпринимательской деятельности?
3.На какие виды подразделяют предпринимательство, в чем их различия?
4.В каких организационно-правовых формах осуществляется предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве?
5.В какой последовательности принимают предпринимательское решение?
6.Каким должен быть современный предприниматель?
Глава 18
БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
Основной плановый документ предпринимателя — бизнес-план, который представляет собой программу действий в определенных условиях. Без такого документа рискованно начинать какое-либо производство, трудно оценить свои возможности, предвидеть ожидаемые трудности.
Бизнес-план рекомендуется составлять для крестьянских (фермерских) хозяйств, для производства новых видов продукции на действующих сельскохозяйственных предприятиях, для вновь организуемых или преобразуемых в другие организационно-правовые формы предприятий, а также в случае привлечения крупных инвестиции. Его разрабатывают обычно на предстоящий год с детализацией показателей по месяцам или кварталам, а при необходимости — и на последующие годы (до 5 лет) с определением лишь основных направлений деятельности. Эту работу выполняют специалисты по бизнес-планированию с участием самих предпринимателей.
Бизнес-план позволяет решить следующие задачи:
определить степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия в условиях конкуренции;
установить конкретные ориентиры предпринимательской деятельности в виде системы количественных и качественных показателей;
оценить материально-технические, трудовые и финансовые возможности предпринимателя;
обосновать инвестиции в производство и получить заемные денежные средства;
снизить риск в предпринимательской деятельности.
Бизнес-план необходим не только предпринимателю, но также инвесторам, кредиторам и партнерам, которые должны быть уверены в реальности и эффективности намечаемой предпринимательской деятельности. Поэтому показатели плана должны быть достаточно обоснованными и не вызывать сомнений. Их приукрашивание может создать недоверие у заинтересованных лиц и утрату репутации предпринимателя.
Содержание бизнес-плана целесообразно излагать кратко и доходчиво без общих теоретических положений, расплывчатых рассуждений, перенасыщения терминологией, доступной лишь для узких специалистов. В него необходимо включать ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к данной деятельности.
При разработке бизнес-плана применяют разные варианты его структурного построения, которые отличаются количеством, содержанием и объемами разделов. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно использовать примерную структуру бизнес-плана, состоящую из 12 разделов и приложения.
Вначале оформляют титульный лист, на котором указывают заголовок плана, дату завершения его подготовки, авторов, полное название и адрес предприятия. Затем располагают оглавление, где приводят заголовки и страницы разделов и приложения.
Далее размещают раздел 1 «Резюме», но излагают его после разработки других разделов, когда появляется полная ясность о намерениях и предполагаемых результатах деятельности предпринимателя. Оно должно содержать цель плана, его основные положения и выводы, быть кратким, но исчерпывающим. Из него заинтересованные лица должны получить необходимую информацию, убедиться в новизне, привлекательности, реальности и эффективности предпринимательской идеи. Важно иллюстрировать резюме показателями о производстве и реализации продукции, прибыли, уровне рентабельности.
Раздел 2 «Общая характеристика предприятия» включает его местоположение, структуру, размеры производства, объемы и районы реализации продукции. Если бизнес-план составляют для действующего предприятия, то указывают, кроме того, уровень
использования ресурсного потенциала, достигнутые результаты работы, финансовое состояние.
В разделе 3 «Характеристика товарной продукции» приводят качественные показатели тех видов продукции, которые планируются для реализации покупателям, указывают их потребительские, экологические и другие привлекательные свойства, а также конкурентоспособность.
Раздел 4 «Рынки сбыта продукции» включает результаты изучения спроса на продукцию, емкости рынка, возможного объема продаж.
В разделе 5 «Оценка конкурентов» анализируют состояние конкуренции по соответствующим видам продукции, выявляют потенциальных соперников, разрабатывают мероприятия по внедрению и удержанию своих позиций на рынке.
Раздел 6 «Стратеги;] маркетинга» содержит вопросы ценообразования, распространения продукции, рекламы, стимулирования сбыта, формирования общественного мнения.
В разделе 7 «Производственный план» разрабатывают программу развития основного, вспомогательных и подсобных промышленных производств.
В разделе 8 «Организационный план» характеризуют персонал
предприятия, определяют кадровую политику.
В разделе 9 «Юридический план» рассматривают правовое обеспечение предпринимательской деятельности.
В разделе 10 « Опенка рисков и управление ими» определяют вероятные риски и потери от них.
В разделе 11 «Финансовый план» показывают ожидаемые финансовые результаты.
Раздел 12 «Стратегия финансирования» включает потребность в финансовых ресурсах, их источники, сроки возврата.
В приложении размещают вспомогательные материалы, расчетные таблицы м другую дополнительную объемную информацию.
Ниже содержание основных разделов бизнес-плана рассмотрено более подробно.