Требования к предпринимателю

Предпринимателей не назначают, ими становятся. Практика показывает, что только часть населения обладает или способна обладать качествами, необходимыми для успешной предпринима­тельской деятельности.

Прежде всего, необходимо отметить универсальность предпринимателей. Они должны иметь достаточно широкие знания в технологии, технике и организации производства, экономике, управ­лении и правовых вопросах, а также уметь организовать производ­ство, наладить экономические взаимоотношения с различными предприятиями и организациями, сотрудничать с учеными науч­но-исследовательских и высших учебных учреждений, специалис­тами по маркетингу, бизнес-планированию, юристами и др.

Для предпринимателей характерна самостоятельность в реше­нии вопросов, касающихся их деятельности. Они сами определя­ют направления работы, размеры и объекты инвестиций, рынки сбыта продукции, подбирают кадры, устанавливают системы оп­латы труда и т. д.

Предприниматели должны иметь высокое чувство ответствен­ности за свою деятельность перед государством (уплата налогов, забота об окружающей среде), потребителями их продукции (ка­чество, сроки и места реализации), наемными работниками (уро­вень и своевременность выдачи заработка, создание нормальных условий труда), партнерами по бизнесу (соблюдение договорных обязательств).

Важная черта предпринимателей — уверенность в своих способ­ностях, умение доводить до конца начатое дело, осознавая при этом его рискованность и возможность лишиться имущества, бла­гополучия и т. п.

Предприниматели — люди прогрессивно мыслящие, они не останавливаются на достигнутом, постоянно ищут пути увеличения производства и удешевления продукции, повышения ее качества за счет внедрения технологических и организационно-экономи­ческих новшеств.

Предпринимателям необходима мобильность, т. е. способность быстро перестраиваться в соответствии с требованиями рынка и другими факторами производства. Для этого они должны посто­янно анализировать результаты своей деятельности и финансовые возможности, цены, спрос и предложения на реализуемую про­дукцию.

Предприниматели постоянно взаимодействуют с представите­лями исполнительной власти, других предприятий и организаций.
Поэтому они должны соблюдать деловую этику (нормы поведе­ния), быть порядочными людьми, с уважением относиться к парт­нерам, ценить их профессионализм и компетентность, понимать необходимость сотрудничества с ними.

Контрольные вопросы

1.Каковы мель, задачи и участники предпринимательства?

2.Каковы условия и основные принципы предпринимательской деятельно­сти?

3.На какие виды подразделяют предпринимательство, в чем их различия?

4.В каких организационно-правовых формах осуществляется предпринима­тельская деятельность в сельском хозяйстве?

5.В какой последовательности принимают предпринимательское решение?

6.Каким должен быть современный предприниматель?

Глава 18

БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Основной плановый документ предпринимателя — бизнес-план, который представляет собой программу действий в определенных условиях. Без такого документа рискованно начинать какое-либо производство, трудно оценить свои возможности, предвидеть ожидаемые трудности.

Бизнес-план рекомендуется составлять для крестьянских (фермерских) хозяйств, для производства новых видов продукции на действующих сельскохозяйственных предприятиях, для вновь организуемых или преобразуемых в другие организационно-пра­вовые формы предприятий, а также в случае привлечения круп­ных инвестиции. Его разрабатывают обычно на предстоящий год с детализацией показателей по месяцам или кварталам, а при необ­ходимости — и на последующие годы (до 5 лет) с определением лишь основных направлений деятельности. Эту работу выполняют специалисты по бизнес-планированию с участием самих предпри­нимателей.

Бизнес-план позволяет решить следующие задачи:

определить степень жизнеспособности и будущей устойчивос­ти предприятия в условиях конкуренции;

установить конкретные ориентиры предпринимательской деятельности в виде системы количественных и качественных показателей;

оценить материально-технические, трудовые и финансовые возможности предпринимателя;

обосновать инвестиции в производство и получить заемные денежные средства;

снизить риск в предпринимательской деятельности.

Бизнес-план необходим не только предпринимателю, но также инвесторам, кредиторам и партнерам, которые должны быть уве­рены в реальности и эффективности намечаемой предпринима­тельской деятельности. Поэтому показатели плана должны быть достаточно обоснованными и не вызывать сомнений. Их приукра­шивание может создать недоверие у заинтересованных лиц и утра­ту репутации предпринимателя.

Содержание бизнес-плана целесообразно излагать кратко и доходчиво без общих теоретических положений, расплывчатых рассуждений, перенасыщения терминологией, доступной лишь для узких специалистов. В него необходимо включать ту информа­цию, которая имеет непосредственное отношение к данной дея­тельности.

При разработке бизнес-плана применяют разные варианты его структурного построения, которые отличаются количеством, содержанием и объемами разделов. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно использовать примерную структуру бизнес-плана, состоящую из 12 разделов и приложения.

Вначале оформляют титульный лист, на котором указывают заголовок плана, дату завершения его подготовки, авторов, полное название и адрес предприятия. Затем располагают оглавление, где приводят заголовки и страницы разделов и приложения.

Далее размещают раздел 1 «Резюме», но излагают его после разработки других разделов, когда появляется полная ясность о намерениях и предполагаемых результатах деятельности предпринимателя. Оно должно содержать цель плана, его основные положения и выводы, быть кратким, но исчерпывающим. Из него заинтере­сованные лица должны получить необходимую информацию, убе­диться в новизне, привлекательности, реальности и эффективнос­ти предпринимательской идеи. Важно иллюстрировать резюме показателями о производстве и реализации продукции, прибыли, уровне рентабельности.

Раздел 2 «Общая характеристика предприятия» включает его местоположение, структуру, размеры производства, объемы и рай­оны реализации продукции. Если бизнес-план составляют для действующего предприятия, то указывают, кроме того, уровень

использования ресурсного потенциала, достигнутые результаты работы, финансовое состояние.

В разделе 3 «Характеристика товарной продукции» приводят качественные показатели тех видов продукции, которые планируют­ся для реализации покупателям, указывают их потребительские, экологические и другие привлекательные свойства, а также конку­рентоспособность.

Раздел 4 «Рынки сбыта продукции» включает результаты изуче­ния спроса на продукцию, емкости рынка, возможного объема продаж.

В разделе 5 «Оценка конкурентов» анализируют состояние конкуренции по соответствующим видам продукции, выявляют потенциальных соперников, разрабатывают мероприятия по внедрению и удержанию своих позиций на рынке.

Раздел 6 «Стратеги;] маркетинга» содержит вопросы ценообразования, распространения продукции, рекламы, стимулирования сбыта, формирования общественного мнения.

В разделе 7 «Производственный план» разрабатывают программу развития основного, вспомогательных и подсобных промышлен­ных производств.

В разделе 8 «Организационный план» характеризуют персонал
предприятия, определяют кадровую политику.

В разделе 9 «Юридический план» рассматривают правовое обес­печение предпринимательской деятельности.

В разделе 10 « Опенка рисков и управление ими» определяют веро­ятные риски и потери от них.

В разделе 11 «Финансовый план» показывают ожидаемые финан­совые результаты.

Раздел 12 «Стратегия финансирования» включает потребность в финансовых ресурсах, их источники, сроки возврата.

В приложении размещают вспомогательные материалы, расчет­ные таблицы м другую дополнительную объемную информацию.

Ниже содержание основных разделов бизнес-плана рассмотре­но более подробно.

Наши рекомендации