Тема 4. учение в.и.вернадского о биосфере

Общество

1. Согласны ли вы с тем, что человеческая история – это разные этапы воплощения человеческого духа?

2. Правильно ли утверждение, что в человеческой истории все предопределено историческими законами и нет места проявлению свободы человеческого творчества и человеческой индивидуальности?

3. Согласны ли вы с тем, что разные исторические этапы развития различаются лишь переменами в религии?

4. Верно ли, что в природе действуют слепые, неосознаннее силы, а в обществе – сознательные?

Маслоу подчеркивал, что высшие потребности могут приобретать столь важное значение, что другие потребности отходят на второй план.

Пятой ступени – самореализации, самовыражения достигает 1% людей. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ним задач. Для удовлетворения высшего уровня потребностей деньги практически не имеют значения. Подумайте, есть ли в концепции Маслоу слабые места. Какие?

В своей концепции Маслоу устанавливает связь личности с окружающей социальной сферой. Удовлетворение базовых потребностей всех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих политических взглядов, культурных традиций, религии.

Маслоу убедительно показал, что существуют определенные условия, необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей, такие как свобода слова, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, свобода доступа к информации и др. Например, неудовлетворенная потребность в пище может блокировать все иные мотивы человека – свободу, любовь, уважение и т.д.

Голод может служить эффективным средством манипулирования людьми и эту зависимость человека от природы не отменить никакими декретами.

Ещё Ф.М.Достоевский говорил о необходимости всегда помнить о том, что значит голод для человека – «абсолютное знамя хлеба насущного» - (имея ввиду крестьянские волнения в России).

Человек склонен защищать все свободы, условия без которых невозможно удовлетворение базовых потребностей. «...секретность, цензура, обман и блокирование коммуникации угрожает всем базовым потребностям».9

Классификация потребностей Маслоу А. Используется в менеджменте и маркетинге для изучения поведения производителей товаров и услуг и потребителей.

Вопрос 2.

Рассматривая второй вопрос: «Интересы и потребности как основа социальной деятельности людей». Необходимо помнить о соотношении социального и биологического в человеке и обществе. Биологическая основа человеческого организма задаёт некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут (физические возможности человека не беспредельны), общество стремится удовлетворить только те потребности, которые не противоречат биологическим возможностям человека, его организма. Потребности разрешающие биологическую основу общества признаются неразумными и на них накладываются социальные запреты. Так во всех странах запрещены наркотики и сильно действующие ядовитые вещества. В некоторых странах общество борется с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола.

Социальные катаклизмы – голод, войны, экономические кризисы и т.п. приводят к сокращению жизни людей, ухудшению их здоровья и материального положения.

_____________________

9Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб: Петер. 2003

Вопросы для повторения и контрольного собеседования:

1. Что представляет собой сфера сервиса?

2. Что такое круговорот экономических благ при расширенном воспроизводстве?

3. Какие вы знаете производственные комплексы? Назовите их.

4. Какие способы классификации услуг вам известны?

5. Какие факторы определяют развитие сервисного предпринимательства в современной России?

6. В каких направлениях отечественного сервиса чаще всего развивается предпринимательство?

Основные понятия:

- материальное производство; - малый бизнес;

- совокупный общественный продукт или - услуга;

ВВП (валовой внутренний продукт); - характер услуги;

- распределение, перераспределение; - государственный и частный сектор

- обмен; - социальный сервис;

- потребление; - реклама, рекламный бизнес

- частное производство;

Основная литература для самостоятельной работы:

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. – М., 2005, с. 165, с. 73 - 74

2. Романович В.К. Рекламная коммуникация. – М., 2003

3. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. – М., 2003

4. Сфера услуг: Проблемы и перспективы / Под редакцией акад. Свириденко Ю.П.

в 4.Т., м., 2000.

5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995

Вопрос 3.

Потребности и мотивация деятельности человека – третий вопрос темы.

Для того, чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т.е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на всё удовлетворение.

Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов.

Выделяют следующие основные типы мотивов10:

1. Мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям (чувство долга), связанных с их удовлетворением;

2. Мотив как неосознанная потребность (желание);

3. Мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может стать цель;

4. Мотив как намерение, побуждающее поведение;

5. Мотив как комплекс нескольких факторов.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образующего мотивационную структуру.

У каждого человека она индивидуальна и обусловливается многими факторами: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и проч.

Типы мотивированности:

1. Трудовой (ориентация на заработок);

2. Профессиональный (заинтересованность в интересной работе; овладение её навыками, самовыражении);

3. властный (приобретение высокой должности);

4. Идейный (готовность трудиться на благо общества);

5. Хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения богатства);

6. Творческий (поиск нового);

7. Коллективистский, главное – работа в команде (характер для восточных культур);

8. Люмпенизированный (упор на уравнительность).

Мотивационная структура личности достаточно стабильна, но поддается изменению в процессе воспитания, это приводит к изменению поведения.

Помимо потребностей и мотивов, мотивационных механизм включает:

1. Притязания – желаемый уровень удовлетворения потребностей, определяющий поведение. На него влияет ситуация, успехи, неудачи. Если он достигнут, то скорее всего потребности не превращаются в мотивы;

2. Ожидания – личность оценивает вероятность наступления событий (непредсказуемых) – цены снизятся или поднимутся, соли не станет в магазине или ещё какой дефицит и т.д.;

_____________

10 Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: 2004, с.130

Задание:

1. Объясните утверждение о том, что «потребность служит источником всякой активности. Вы согласны с эти?

2. В экономике существуют понятия производство и воспроизводство материальных благ, удовлетворяющих потребности человека и общества. А как вы понимаете воспроизводство самих потребностей, в т.ч. расширенное воспроизводство потребностей:

3. Подсчитайте ваш личный бюджет и определите содержание вашей «потребительской корзины».

Вопросы для повторения и контрольного собеседования.

1. В чем разница между понятиями «доходы» и «богатство»?

2. Назовите объективные условия, определяющие развитие услуг в Российской Федерации.

3. Как можно создавать спрос на услуги и на товары потребления.

4. Почему в условиях социалистической экономике не уделялось должного внимания потребительской системе и сфере услуг.

5. Какую вы видите зависимость потребностей от «формы бытия», образа жизни?

6. Какова ваша роль как потребителя?

7. Как форма собственности влияет на источник дохода?

Основные понятия:

- потребности: физиологические, - формы собственности

биолого-воспроизводственные, бытовые, - классификация потребностей;

социальные, культурные; - самовыражение;

- социально-гигиенический мониторинг; - услуга;

- доход; - сервисное обслуживание;

- богатство; - собственность.

Основная литература для самостоятельной работы:

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. АСПЕКТ ПРЕСС. – М. – 2005,

с. 55-60

2. Веснин В.Р. Менеджмент. Мотивация человеческой деятельности. Учебник

для вузов. Проспект. – М. – 2004, с. 128

3. Гладков И.С. Мировая экономика. Международные экономические

отношения. Учебное пособие. - М. – 2003, с. 240-241

4. Маслоу А. Мотивация и личность, 3-е изд. Питер, - 2003, с.67

5. Обуховский К. Галактика потребностей. СПб., изд. «Речь», 2003

6. Оганян К.М. Человек и его потребности. Учебное пособие, СПб. – 2000,

с.40 – 42

7. Поваляева М.А. психология и этика делового общения. Ростов Н/Д: Феникс,

2004. – с. 21, 173 – 176.

ТЕМА 4. УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ,

Наши рекомендации