Эластичность спроса и предложения
Для определения чувствительности рассмотренных факторов спроса и предложения используется понятие «эластичность». Эластичность – это чувствительность одной переменной к изменению другой. Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода.
Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности. Различают: эластичность спроса по цене,эластичность спроса по доходуи перекрестную эластичность.
1. Так, коэффициент эластичности спроса по ценеопределяется как отношение изменения величины спроса (в % ) к изменению цены (в %):
Кэл = Изменение Q (в %) / Изменение Р (в%)
Эластичность спроса по ценепоказывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж автомобиля, если его цена возросла на 10%.
2. Коэффициент эластичности спроса по доходуопределяется как отношение изменения величины спроса (в % ) к изменению величины дохода (в %):
Кэл = Изменение Q (в %) / Изменение дохода (в%)
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Например, надо определить, как изменится спрос на автомобили, если доходы населения возрастут на 12%.
На коэффициент эластичности влияют главным образом трифактора:
- величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар;
- качество, количество и цена товаров-субститутов;
- число конкурирующих продавцов данного товара.
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: относительно эластичный, относительно неэластичный или единичную эластичность (см. рис.5).
Р - относительно эластичный спрос
- спрос единичной эластичности
- относительно неэластичный спрос
Q
Рис. 5 Эластичность спроса
Спрос относительно эластичен, если при незначительном снижении ценыобъем продаж существенно возрастает, т.е., когда коэффициент эластичности по цене больше единицы(1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%),.
Развитие экономического прогресса приводит к росту числа тех товаров, спрос на которые характеризуется высокой эластичностью (как правило, это предметы не первой необходимости). Чем выше доля высокоэластичных товаров, тем свободнее поведение и рациональнее выбор покупателя.
Спрос относительно неэластичен в том случае, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент относительно неэластичного спроса меньше единицы.
Неэластичный спрос оборачивается выгодой для продавца, так как даже при некотором уменьшении величины спроса продавец все равно выигрывает от роста цены, будучи обеспеченным гарантированным спросом в силу ограниченности предложения. Как правило, неэластичный спрос наблюдается на продукцию аграрного сектора. Поэтому цены на нее, как и на другие жизненно важные товары (хлеб, соль, спички), всегда находятся под контролем государства.
Предложение также может быть относительно эластичным, относительно неэластичным и единичной эластичности( см. рис.6)
Р - относительно эластичное предложение -предложение единичной эластичности
- относительно неэластичное предложение
Q
Рис.6 Эластичность предложения Предложение относительно неэластично, если изменение цены почти не вызывает изменения предложения. Данная ситуация привлекательна для продавца, так как гарантирует стабильность производства даже при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и предложения очень близки).
Предложение считается относительно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q), а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.
Предложение обладает единичной эластичностью, если изменение цены товара приводит к равному изменению величины предложения.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА
Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков кривых (рис.7). Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, а цену, при которой возникает рыночное равновесие - равновесной ценой (см.рис.7).
Р S
P2 Перепроизводство
Po A
P1 Дефицит D Q0 Q
Рис.7 Взаимодействие спроса и предложения
Равновесная цена- это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи и отсутствует тенденция изменения цен и количества товара.
Если цена будет выше равновесной (P2), то произойдет превышение предложения над спросом и, как результат - перепроизводство, если цена будет ниже равновесной (P1), то произойдет превышение спроса над предложением и, как результат - дефицит.
Подобные ситуации (дефицита или перепроизводства) не могут продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции цена устанавливается на уровне равновесной (Po)
Конкурентные равновесные цены устанавливаются не только на готовую продукцию, но и на исходные факторы производства (труд, земля, капитал). Ценообразование каждого из них имеет присущие именно ему особенности. Поэтому цены на них раскрываются с помощью следующих понятий: для природных ресурсов - арендная плата (земельная рента); для трудовых ресурсов (рабочей силы) - заработная плата; для капитала цена приобретает форму годовой процентной ставки, выплачиваемой его владельцу.
Равновесие рынка приносит выгоду и продавцу и покупателю, а значит общественную выгоду, мерой которой становится излишек производителя (продавца) и покупателя.
Количественно излишек покупателя представляет собой разницу между максимальной ценой, которая могла бы быть заплачена за единицу товара и его равновесной ценой (отрезок кривой спроса выше цены равновесия Р0 Р2 на рис.7).
Излишек производителя (продавца) представляет собой разницу между равновесной ценой и минимальной, которая могла бы быть предложена производителем за единицу товара (отрезок кривой предложения ниже цены равновесия Р0 Р1 на рис.7).
Сумма выгод (излишков) продавца и производителя, т.е. возможность одних покупать дешевле, а других – продавать дороже, как следствие функционирования рынка, называется общественной выгодой
Равновесная цена может изменяться под влиянием многих факторов. Наиболее существенными из них являются налогообложение и контроль над ценами, осуществляемые государством.
Так, непродуманно организованное налогообложениеотрицательно сказывается и на потребителях и на производителях, т.к. повышение налога приводит к росту цены (неценовой фактор), а значит - к сокращению потребительского спроса, и, как следствие этого, - к сокращению производства.
Государственное вмешательствов рыночное ценообразованиетакже может нарушить равновесие спроса и предложения. Чаще всего оно сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия на социально значимые товары. Результатом, как правило, становится товарный дефицит, который отрицательно сказывается на всем обществе из-за недопотребления.