Информационная(маркетинговая) модель

Вид найма:Долгосрочный найм.

Принятие решений:Коллективное принятие решений.

Ответственность:Индивидуальная ответственность.

Характеристика развития и продвижения по должности:Медленное развитие и продвижение.

Механизмы контроля:Косвенный неформальный контроль с точными, формализированными критериями.

Развитие карьеры работника:Умеренно специализированная карьера работников.

Подход к работнику:целостный подход.

Суть маркетинговой модели:

1)ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);

2)фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;

3)фирме должно быть присуще постоянное обновление, нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма - открытая система. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду и приспосабливается к ней. Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает планирование стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии.

Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры. Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. По мнению специалистов, она должна иметь следующие характеристики

:1)небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей;

2)небольшое число уровней управления

3)структура, основанная на группах (командах) специалистов;

4).характер и качество продукции, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.

Американская модель

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как “закрытая система”. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение управленческими кадрами указаний “сверху”. Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.

Японская модель

Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У. Оучи. Японская модель, являющаяся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом, производством, сбытом и финансами. Система пожизненного найма и продвижения по службе в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на производстве — основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целого является определяющим в организации управления производством. Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе. Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма». Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата).

Наши рекомендации