Услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать
требованиям потребителя при их эксплуатации≫. Далее автор под-
Черкивает, что качество определяется не инженером, не с помощью
Методов общего управления, а потребителем. В основу качества за-
Ложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изде-
Лия или использовании услуги.
Некоторые отечественные специалисты качество продукции на-
Зывают зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и
Так, что качество продукции —это зеркало работы предприятия, и
В этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техни-
Ки, технологии и управления.
Качество продукции —не только техническая, товароведче-
Ская, но и важнейшая экономическая категория. Как экономиче-
Ская категория она тесно связана с потребительной стоимостью.
Если потребительная стоимость —это полезность товара вообще,
То качество продукции —это степень проявления потребительной
Стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не
Только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и
Неотделимо от нее, однако не тождественно ей. Качество характе-
Ризует одно или одновременно несколько свойств потребитель-
Ной стоимости, связанных с удовлетворением общественной по-
Требности. Потребительная же стоимость является более широким
Понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и
Не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Ка-
Чество характеризует степень общественной полезности потреби-
Тельной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конк-
Ретной потребности.
Качество продукции как экономическая категория выполняет
следующие функции:
•наиболее полное удовлетворение потребителей продукции;
•является важнейшим свойством (признанием) любого товара
или услуги, без которых они таковыми не являются;
•характеризует степень общественной полезности потреби-
Тельной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкрет-
ной потребности;
•качество продукции является основой для оплаты труда ра-
Ботников, формирования себестоимости и цены продукции.
Качество продукции как экономическая категория тесно связа-
Но и в значительной степени формирует такие экономические пока-
Затели работы предприятия, как себестоимость, цену, прибыль, рен-
Табельность и др.
Значение повышения качества продукции необходимо рассмат-
Ривать как на макро-, так и на микроуровне, т. е. на уровне пред-
Приятия.
Повышение качества на макроуровне позволяет:
•увеличить экспорт товаров и услуг;
•улучшить структуру экспорта;
•осуществить на практике ускорение НТП;
•повысить эффективность общественного производства, так
Как улучшение качества продукции в конечном итоге ведет к улуч-
Шению использования средств и предметов труда, рабочей силы и
финансовых ресурсов;
•повысить благосостояние народа, так как с улучшением ка-
чества продукции увеличивается реальная заработная плата;
•повысить престиж государства со всеми вытекающими отсю-
да последствиями;
•воспитывать граждан в духе прекрасного и многое другое.
Таким образом, высокий уровень качества продукции для госу-
Дарства означает ускорение НТП, повышение эффективности об-
Щественного производства и экспорта, могущество и процветание.
Поэтому государство должно проводить политику, направленную
На повышение и поддержание высокого качества отечественной
Продукции, и для этого должны быть задействованы все государ-
Ственные рычаги, и в первую очередь правовые основы.
Качество продукции относится к числу наиважнейших показа-
Телей деятельности предприятий любой формы собственности.
Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный
Выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде
Всего это формирование имиджа предприятия.
Имидж высокого уровня • . это известность и популярность,
Устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее това-
Рам, услугам и атрибутам фирменного стиля —товарному знаку,
Средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если
Фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым
Спросом, она имеет все, и наоборот.
Таким образом, решение проблемы качества продукции на
Предприятии —это высокий имидж у покупателей, это выход не
Только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для полу-
Чения максимальной прибыли и устойчивого финансового положе-
Ния предприятия.
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Уровень качества продукции определяется на основе системы
Показателей ее качества. Для определения этого уровня необходимо
Знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить
С аналогичными показателями продукции, принятой в качестве ба-
Зовой для сравнения.
Под определением показателя качества продукции подразумевает-