Теория двойственной памяти

Эта теория предполагает, что индивидуум может перемещать боль­шие объемы информации из краткосрочной памяти в долгосрочную путем комбинирования небольших частей информации в большие



Основы управления человеческими ресурсами



информационные блоки. Однако это возможно, если обучающийся понимает каждую мелкую часть информации и поэтому способен разместить эти части в смысловом контексте. Примерами могут служить запоминание телефонных номеров путем разбивки их на трех- или четырехзначные группы, или заучивание стихотворения или песни по строкам одна за другой (каждая строка должна со­держать всего несколько слов).

Успешной работе памяти очень способствует понимание. Запо­минание информации, которая непонятна, представляет исключитель­ную сложность. Этот факт имеет много последствий для обучения, особенно для изучения по частям, о чем упоминалось в п. 6 данной главы.

ПЕРЕНОС ЗНАНИЙ

Перенос знаний

Если человек обучился выполнению задачи А, а затем — задачи В, которая во многом аналогична А, то в какой степени это повлияет на его знание задачи В? Если изучение задачи В дается человеку легче вследствие знания задачи А, то это является позитивным пере­носом знаний, а если это затрудняет изучение задачи В, то такая си­туация носит название негативного переноса знаний. Существуют две теории, объясняющие перенос знаний, — теория идентичности эле­ментов и теория переноса знаний через принципы.

(а) Идентичность элементов — эта теория гласит, что если части задачи А идентичны частям задачи В, будет иметь место позитив­ный перенос знаний при изучении этих частей задачи В. Например, обязанности двух офисных должностей различаются, но общее у них — это осуществление в алфавитном порядке телефонных звон­ков и упорядочение данных. Клерк, переведенный с первой работы на вторую, при обучении будет иметь преимущество по сравнению с тем, кто будет переведен на эту работу с совершенно другой рабо­ты; его преимущество будет основано на возможности переноса уже имеющихся знаний по осуществлению телефонных звонков и упо­рядочению информации.

К сожалению, эта теория, хотя и очевидно привлекательная, трудна для практического применения. Фактически элементы рабо­ты могут быть не столь идентичны, как кажется на первый взгляд. Например, обзвон клиентов может проводиться с разными целями:

сбор причитающейся платы и оказание консультаций, или сущест-­



5. Теории научения и обучение



вуют различия в алфавитном расположении названий компаний и названий городов. По этой причине клерк может освоить новую работу не так быстро, как хотелось бы; возможно, это займет у него даже больше времени, чем у того работника, предыдущая работа которого не содержала похожих элементов. Вполне возможно, что в этом случае важную роль играет восприятие; операция, которая с первого взгляда кажется одинаковой в обоих видах работы, может восприниматься работником как новая, поскольку ранее она осу­ществлялась в другом контексте.

(б) Перенос знаний через принципы — в соответствии с этой теорией перенос знаний осуществляется не вследствие присутствия иден­тичных элементов, а потому что обучающийся применяет при вы­полнении новой работы общие принципы, выведенные им из опы­та предыдущей работы. Таким образом, клерк может обучиться дру­гому виду офисной работы легче, чем, например, рабочий, занятый физическим трудом, поскольку он может использовать на новой работе ранее приобретенный опыт регистрации документов.

Между этими двумя теориями имеется нечто общее, особенно тогда, когда элемент становится принципом. Однако вторая теория стимулирует такой подход к 'промышленному обучению, который более соответствует тенденциям промышленной психологии. Она предполагает, что вместо авторитарно проводимых жестких про­грамм обучения более легкую адаптацию к новой работе обеспечи­вает в будущем именно те методы обучения, которые позволяют обучающемуся лучше понять причину и контекст заданий.

Часто встречается негативный перенос знаний, который увеличи­вает трудности обучения из-за знания предыдущей задачи. Так, води­тели часто жалуются на трудность управления автомобилем с автома­тическим переключением передач; вполне вероятно, что новичок, только севший за руль, не будет испытывать этих трудностей. Маши­нистка, печатающая двумя пальцами, будет испытывать трудности при обучении печатанию слепым методом; несомненно, таких труд­ностей не будет у той машинистки, которая с нуля обучается слепому методу печатания. Но для машинистки, привыкшей использовать слепой метод печатания при перепечатке документов, не составит труда печатать под диктовку или с диктофона.

Таким образом, можно считать общим правилом, что негатив­ный перенос знаний между двумя задачами возможен в тех случаях, когда одинаковый стимул сопровождается различной ответной ре­акцией, например, при одинаковых условиях вождения в одном случае требуется ручное переключение передачи, а в другом — ис­пользование автоматической передачи. В случаях, когда стимулы различаются, а ответная реакция одинакова, вероятнее всего ожи-



Основы управления человеческими ресурсами



дать некоторую степень позитивного переноса знаний, например, водитель, освоивший навык резкого торможения во избежание на­езда на пешехода, сможет так же быстро остановиться на запре­щающий сигнал светофора.

Наши рекомендации