Теория двойственной памяти
Эта теория предполагает, что индивидуум может перемещать большие объемы информации из краткосрочной памяти в долгосрочную путем комбинирования небольших частей информации в большие
Основы управления человеческими ресурсами
информационные блоки. Однако это возможно, если обучающийся понимает каждую мелкую часть информации и поэтому способен разместить эти части в смысловом контексте. Примерами могут служить запоминание телефонных номеров путем разбивки их на трех- или четырехзначные группы, или заучивание стихотворения или песни по строкам одна за другой (каждая строка должна содержать всего несколько слов).
Успешной работе памяти очень способствует понимание. Запоминание информации, которая непонятна, представляет исключительную сложность. Этот факт имеет много последствий для обучения, особенно для изучения по частям, о чем упоминалось в п. 6 данной главы.
ПЕРЕНОС ЗНАНИЙ
Перенос знаний
Если человек обучился выполнению задачи А, а затем — задачи В, которая во многом аналогична А, то в какой степени это повлияет на его знание задачи В? Если изучение задачи В дается человеку легче вследствие знания задачи А, то это является позитивным переносом знаний, а если это затрудняет изучение задачи В, то такая ситуация носит название негативного переноса знаний. Существуют две теории, объясняющие перенос знаний, — теория идентичности элементов и теория переноса знаний через принципы.
(а) Идентичность элементов — эта теория гласит, что если части задачи А идентичны частям задачи В, будет иметь место позитивный перенос знаний при изучении этих частей задачи В. Например, обязанности двух офисных должностей различаются, но общее у них — это осуществление в алфавитном порядке телефонных звонков и упорядочение данных. Клерк, переведенный с первой работы на вторую, при обучении будет иметь преимущество по сравнению с тем, кто будет переведен на эту работу с совершенно другой работы; его преимущество будет основано на возможности переноса уже имеющихся знаний по осуществлению телефонных звонков и упорядочению информации.
К сожалению, эта теория, хотя и очевидно привлекательная, трудна для практического применения. Фактически элементы работы могут быть не столь идентичны, как кажется на первый взгляд. Например, обзвон клиентов может проводиться с разными целями:
сбор причитающейся платы и оказание консультаций, или сущест-
5. Теории научения и обучение
вуют различия в алфавитном расположении названий компаний и названий городов. По этой причине клерк может освоить новую работу не так быстро, как хотелось бы; возможно, это займет у него даже больше времени, чем у того работника, предыдущая работа которого не содержала похожих элементов. Вполне возможно, что в этом случае важную роль играет восприятие; операция, которая с первого взгляда кажется одинаковой в обоих видах работы, может восприниматься работником как новая, поскольку ранее она осуществлялась в другом контексте.
(б) Перенос знаний через принципы — в соответствии с этой теорией перенос знаний осуществляется не вследствие присутствия идентичных элементов, а потому что обучающийся применяет при выполнении новой работы общие принципы, выведенные им из опыта предыдущей работы. Таким образом, клерк может обучиться другому виду офисной работы легче, чем, например, рабочий, занятый физическим трудом, поскольку он может использовать на новой работе ранее приобретенный опыт регистрации документов.
Между этими двумя теориями имеется нечто общее, особенно тогда, когда элемент становится принципом. Однако вторая теория стимулирует такой подход к 'промышленному обучению, который более соответствует тенденциям промышленной психологии. Она предполагает, что вместо авторитарно проводимых жестких программ обучения более легкую адаптацию к новой работе обеспечивает в будущем именно те методы обучения, которые позволяют обучающемуся лучше понять причину и контекст заданий.
Часто встречается негативный перенос знаний, который увеличивает трудности обучения из-за знания предыдущей задачи. Так, водители часто жалуются на трудность управления автомобилем с автоматическим переключением передач; вполне вероятно, что новичок, только севший за руль, не будет испытывать этих трудностей. Машинистка, печатающая двумя пальцами, будет испытывать трудности при обучении печатанию слепым методом; несомненно, таких трудностей не будет у той машинистки, которая с нуля обучается слепому методу печатания. Но для машинистки, привыкшей использовать слепой метод печатания при перепечатке документов, не составит труда печатать под диктовку или с диктофона.
Таким образом, можно считать общим правилом, что негативный перенос знаний между двумя задачами возможен в тех случаях, когда одинаковый стимул сопровождается различной ответной реакцией, например, при одинаковых условиях вождения в одном случае требуется ручное переключение передачи, а в другом — использование автоматической передачи. В случаях, когда стимулы различаются, а ответная реакция одинакова, вероятнее всего ожи-
Основы управления человеческими ресурсами
дать некоторую степень позитивного переноса знаний, например, водитель, освоивший навык резкого торможения во избежание наезда на пешехода, сможет так же быстро остановиться на запрещающий сигнал светофора.