Снижение текучести кадров
Работодатели должны предусматривать определенный уровень текучести кадров, без этого компаниям грозил бы застой. Средний возраст работников должен увеличиваться (что также означает, что в определенный момент большая часть работников может одновременно уйти в отставку); может случиться, что новые силы, вливающиеся в компанию на замену старым кадрам, будут недостаточно эффективны. Нет сомнений, что компания была бы удовлетворена, если бы коэффициент увольнений имел бы значение от 10 до 15%, хотя лишь немногие аналогичные показатели по частному сектору в промышленности и коммерции настолько низки. Если компания-работодатель стремится к снижению текучести кадров, поскольку полагает, что она слишком высока для отрасли и для региона, она может предпринять следующие действия.
(а) Пересчитать коэффициент увольнений для различных категорий сотрудников, например, по отделам, по возрастным группам, по занимаемым местам, чтобы выяснить, является ли текучесть среди всех этих групп одинаково высокой; если это так, то следует предпринять специальные исследования.
(б) Убедиться в адекватности процедуры отбора персонала, т.е. подходящие работники, как правило, дольше работают на своих местах по сравнению с работниками, не соответствующими занимаемой должности.
(в) Удостовериться в том, что непосредственный начальник принимаемого на вакантную должность работника присутствует при отборе и чувствует некоторую ответственность за судьбу новичка.
(г) Проверить, чтобы работники были полностью загружены работой — некоторые могут увольняться из-за скуки или неудовлетворенности работой.
(д) Пересмотреть структуру системы оплаты и, возможно, заменить ее на новую на основе оценки сложности работы (см. гл. 13).
(е) Ввести или улучшить систему введения в должность.
10. Планирование человеческих ресурсов243
(ж) Обеспечить новым работникам соответствующее обучение.
(з) Наглядно продемонстрировать работникам, что в компании имеются отличные возможности для карьерного продвижения и продвинуться по службе можно на любой должности.
(и) Обеспечить полную адекватность физических условий работы.
В целом же удовлетворенность своей работой и сплочение рабочих групп в пределах компании могут снизить коэффициент текучести кадров.
Контрольные задания к гл. 10
1. При помощи каких двух формул можно рассчитать уровень текучести кадров?
2. Какая из двух формул расчета текучести кадров показывает затраты?
3. Укажите несколько путей сокращения текучести кадров.
4. Дайте определение понятию «планирование человеческих ресурсов». Какова цель такого планирования?
5. Какие основные факторы следует учитывать при составлении долгосрочного плана человеческих ресурсов?
6. Что представляет собой краткосрочный план человеческих ресурсов, каковы его преимущества?
7. Какие факторы снижают точность или уменьшают выгоды от планирования человеческих ресурсов?
8. Дайте определение термину «помощь в трудоустройстве» и объясните, в чем она состоит.
КАДРОВЫЕ ЗАПИСИ И СТАТИСТИКА
КАДРОВЫЕ ЗАПИСИ
Цель ведения кадровых записей
Кадровые записи обеспечивают:
(а) набор точных и постоянно обновляемых сведений обо всех работниках компании;
(б) руководство к принятию мер в отношении работника, в частности, путем сопоставления его деятельности с работой других сотрудников;
(в) возможность использования при привлечении на работу нового сотрудника ставки оплаты работников на аналогичных должностях;
(г) архивные записи, отражающие все мероприятия, проведенные компанией в прошлом по отношению к ее персоналу;
(д) материал для статистических исследований, с помощью которых осуществляют кадровую политику;
(е) средство, обеспечивающее соответствие законодательным и уставным требованиям.
Специфическая информация об индивидуальном работнике (т.е. биографические данные, уровень обучения и подготовки, квалификация, дисциплинарные записи и т.д.) называется индивидуальными сведениями. Обобщение индивидуальных сведений по группам работников, которые позволяют компании выявить общие характеристики различных групп и типов работников (например, возрастной и половой состав отдельных подразделений, различия в образовательном уровне работников разных категорий и т.д.), называется группированными сведениями.
Кадровые документы
Первым документом в кадровых записях работника является анкета поступающего на работу, которую заполняет работник, претендую-
11. Кадровые записи и статистика245
щий на занятие вакансии. К нему прикладывается копия письма работодателя, официально приглашающая работника, и документ о согласии работника занять вакантное место. Эти документы обычно хранятся в отдельных конвертах или папках и становятся личным делом работника. Постепенно в личное дело подшиваются другие документы, например отчет об аттестации, заявления о продвижении, больничные листы и т.д.
Обобщение информации, содержащейся в личном деле, оформляется в индивидуальную кадровую справку, которая составляется в форме, позволяющей легко понять основные моменты и сравнить ее с кадровыми записями других работников. Кадровые записи обычно группируются по отделам (подразделениям) компании в отличие от личных дел, которые группируются в алфавитном порядке.