Глобальное информационное пространство
Ускорение процессов глобализации в конце XX в. во многом объясняется произошедшей именно в это время настоящей информационной революцией, которая привела к созданию глобальных информационных сетей. Иными словами, в наши дни происходит формирование глобального информационного пространства. Это принципиально новая научно-практическая категория, знаменующая начало перехода к информационному обществу и открывающая перед человеческой цивилизацией новые горизонты развития. Основная задача такой информатизации заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку широкий доступ к накопленным обществом знаниям (информационным ресурсам). Можно сказать, что в наши дни информация сама по себе стала ценным, дорогостоящим товаром, причем «скоропортящимся» и, следовательно, нуждающимся в постоянном обновлении. По некоторым оценкам, емкость мирового информационного сектора экономики к 2000 г. превысила уже 4 трлн долл.
Одновременно происходят радикальные сдвиги в структуре информационных техники и технологии.
Конечно, традиционные виды информационных коммуникаций еще сохраняют свое значение. Н. В. Алисов приводит данные о том, что общее количество технических средств для получения массовой аудио– и видеоинформации (радиоприемники, телевизоры) и для активной индивидуальной связи (все виды стационарных и мобильных телефонов) в мире уже превысило 4 млрд единиц и ежегодно увеличивается еще на сотни миллионов. Добавим, что общее число действующих обычных телефонов в мире выросло с 7 млн в 1910 г. до 51 млн в 1950 г., 520 млн в 1990 г. и 1,2 млрд в 2005 г. Количество ни мобильных телефонов уже приближается к 3 млрд. За последние два десятилетия XX в. общее число телефонов на планете увеличивалось на 10 % ежегодно. Очень впечатляет и такой пример: летние Олимпийские игры в Сиднее в сентябре 2000 г. смотрели примерно 3,7 млрд человек.
Тем не менее статистика отмечает, что в развитых странах уже наблюдается уменьшение количества почтовых и телеграфных отправлений, поскольку на смену прежней электрической связи приходит новая производственно-техническая база, основанная на использовании разных видов электронных технологий. При этом с позиций формирования глобального информационного пространства наибольшее значение имеют спутниковая связь и Интернет.
В 1990-х гг. объем услуг спутниковой связи возрастал очень быстро – на 10–15 % каждый год. Это объясняется как преимуществами использования спутников для передачи информации – в особенности при осуществлении связи с отдаленными труднодоступными районами, так и некоторыми чрезвычайно выгодными конструкционными особенностями таких спутников.
К началу XXI в. мировые системы спутниковой связи включали в себя более 100 действующих спутников, которые обеспечивали свыше 2000 ретрансляторов в разных регионах земного шара (в том числе 500–550 в США, около 400 в Западной Европе). При этом нужно учитывать, что один ретранслятор массой в несколько тонн имеет 80 тыс. каналов и может обеспечить одновременную передачу 200 программ телевидения и 1 млн телефонных разговоров.
Вся эта система спутниковой связи, основанная на использовании низких орбит, подразделяется более чем на 30 национальных и международных (региональных и глобальных) подсистем. Крупнейшей международной организацией, обслуживающей более 4/5 всех телефонных разговоров между континентами, является «Интелсат», объединяющая около 120 стран.
Совершенно особую роль в формировании глобального информационного пространства играет всемирная компьютерная телекоммуникационная система Интернет, которую именуют также Всемирной паутиной (World-Wide Web, или сокращенно WWW). Главная идея Интернета – свободное распространение информации и установление контактов между людьми. При помощи него каждый человек может «встретиться» с любым другим жителем планеты, даже живущим на удалении во многие тысячи километров. На экране своего компьютера, не выходя из дома, он может получить любую необходимую информацию. Неудивительно, что мы все чаще слышим выражение «Интернет-революция». По мнению специалистов, Интернет действительно являет собой новую экономическую и техническую революцию конца XX в. с переходом в XXI в. Развитие Интернет-технологий позволяет не только обслуживать современную мировую экономику, но и во многом создавать ее.
Рис. 124. Рост числа пользователей Интернета в 2000–2007 гг.
История возникновения Интернета вкратце такова. В 1968 г. Министерство обороны США для того, чтобы связать между собой удаленные друг от друга компьютеры, решило создать специальную сеть. Работа над ней продолжалась пять лет, и в результате компьютерная сеть, получившая название АРПАНЕТ (по имени своего спонсора – Управления Пентагона по передовым исследовательским проектам), была создана. На первом этапе цель ее была довольно скромной – позволить ученым-компьютерщикам и инженерам, выполнявшим военные контракты по всей стране, устанавливать связь между собой и обмениваться информацией. В процессе такого обмена возникла электронная почта – одна из первых услуг, предоставляемых Интернетом. Затем Национальный научный фонд США принял решение о формировании своей компьютерной сети на основе хорошо зарекомендовавшей себя технологии АРПАНЕТ. Сначала эта сеть обслуживала в основном научные учреждения, но затем к ней стали подключаться все желающие, в первую очередь связанные с деятельностью в области науки и образования. До 1989 г. Интернет оставался некоммерческой сетью, которой пользовались только государственные и академические учреждения. Но с начала 1990-х гг., когда Интернет стали использовать и в деловой сфере, к нему проявили интерес и коммерческие структуры. Именно с этого времени начался особенно быстрый его рост.
В наше время основные функции сети Интернет уже вполне определились. К ним относятся: 1) обеспечение электронной почты; 2) предоставление на компьютеры новостей и сообщений на разные темы; 3) поиск и предоставление на компьютеры документов, фотографий, аудио– и видеозаписей; 4) обеспечение межкомпьютерного общения людей; 5) обеспечение электронных путешествий по миру; 6) обеспечение компьютерных покупок в магазинах и финансовых сделок.[75]
1990-е гг. и начало XXI в. стали временем поистине триумфального шествия Интернета по всей планете. После Северной Америки его сеть стала быстро расширяться в Западной Европе, Японии, Австралии и Новой Зеландии, Израиле, некоторых других странах. Что же касается количественных показателей такого развития, то обычно используют два главных индикатора: 1) число хост-серверов (или «хостов» – базисных, узловых компьютеров, через которые к этой системе подключаются обычные компьютеры); 2) численность непосредственных пользователей Интернета. Численность же пользователей Интернета, подключивших к нему свои персональные компьютеры, увеличилась с 5 млн человек в 1991 г. до 60 млн в 1996 г., 730 млн в 2003 г. и более 1,1 млрд в начале 2007 г. Особенно быстро росло число пользователей в странах Ближнего Востока (рис. 124). А поток информационного обмена в Интернете практически удваивается каждые 100 дней.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в наши дни уже заложена достаточнопрочная основа для формирования глобального информационного пространства. Однако представление о том, что оно уже сложилось, было бы явно преждевременным, поскольку в этом отношении между отдельными регионами и тем более странами существуют большие географические различия.
Если начать с регионов, то по числу пользователей Интернета в 2007 г. они выстраивались в следующем порядке: Азия (420 млн), Европа (315), Северная Америка (233), Латинская Америка (105), Африка (33), Австралия и Океания (18). Степень охвата населения Интернетом у них также довольно различная. Наиболее высокая она в Северной Америке (70 %), за которой следуют Австралия и Океания (53), Европа (39), Латинская Америка (20 %). В Азии этот показатель составляет пока всего 10 %, а в Африке 3,5 % (при среднемировом – 17 %).
Из отдельных стран отметим прежде всего первую пятерку, в которую в 2007 г. входили США (220 млн), Китай (210), Япония (85), Германия (50) и Великобритания (40 млн). Как видно, первое место по числу пользователей Интернета занимают США, где он охватывает 70 % населения. В Японии, Германии и Великобритании такой охват достигает 60–70 %.Из развивающихся стран по числу пользователей Интернета, помимо Китая, выделяются Индия (40 млн) и Бразилия (32 млн). Но доля населения, охваченного Интернетом, в этой группе стран обычно гораздо более низкая. Например, в Китае она составляет 10 %, в Индии всего 4 %. Но есть и такие развивающиеся страны, где эта доля значительно выше (Барбадос – 60 %, Малайзия – 48 %).
К числу наиболее распространенных языков сети Интернет относятся английский (около 30 %), китайский (15 %), испанский, японский, немецкий, за которыми следуют французский, португальский, корейский, итальянский, арабский, Что же касается русского языка, то в первую десятку он не попадает.
В этом свете становятся понятными возражения академика Н. Н. Моисеева по поводу того, что современное человечество уже вступило в стадию информационного общества. Достигнутый уровень информатизации, по его мнению, создает лишь определенные предпосылки для перехода в будущем к такому обществу, поскольку пока необходимой информацией могут пользоваться лишь отдельные избранные группы людей или группы стран. Как полагал Н. Н. Моисеев, настоящее информационное общество – это такое общество, «в котором Коллективный Интеллект будет играть такую же роль в общественном организме, которую индивидуальный разум играет в организме человека».[76]
На этом общемировом фоне положение России в последние годы заметно изменилось к лучшему. Система ИКТ в стране развивается наиболее быстрыми темпами (20 % годового прироста). В структуре ВВП ее доля составляет уже 5 %, а в ближайшее время, по-видимому, увеличится до 10 %. Число пользователей Интернета в начале 2008 г. достигло 35 млн человек, что составляет 25 % всего населения страны. Завершена работа по подключению к системе Интернета всех 53 тыс общеобразовательных школ страны. В 2007 г. было начато осуществление «Стратегии развития информационного общества», которая позволит нашей стране к 2015 г. войти в двадцатку стран-лидеров глобального информационного общества. Уже в 2008 г. общий рынок ИКТ в России составит 58 млрд руб.