Понятие, задачи и роль международной правовой помощи по уголовным делам
Оказание государствами друг другу правовой помощи по уголовным делам занимает важное место в международном сотрудничестве в области борьбы с преступностью1.
Необходимость в международной правовой помощи возникает в случаях, когдц обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, возбужденному на территории одного государства, скрывается на территории другого государства либо когда свидетели, потерпевшие или другие участники уголовного процесса, документы по уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде на территории одного государства, находятся на территории другого государства, а также в некоторых других случаях. В связи с этим и в целях выполнения задач уголовного процесса государства обращаются друг к другу за помощью о розыске обвиняемого или подозреваемого, его задержании либо заключении под стражу, а затем о его выдаче с целью привлечения к уголовной ответственности, а также о производстве
1 Международное сотрудничество помимо оказания правовой помощи включает осуществление по запросам соответствующего государства оперативно-розыскных мероприятий, информационного обеспечения, в том числе предоставление сведений о нормах национального законодательства, обмен опытом правоохранительных органов, разработку международно-правовых норм, регулирующих организацию и деятельность государств в области борьбы с преступностью, координацию деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств, и т. п
Раздел VI. Международное сотрудничество... и уголовный процесс
Глава XXXVIII Международная правовая помощь по уголовным делам
следственных или других процессуальных действий, без которых невозможны успешное расследование, отправление правосудия по уголовному делу и исполнение решений суда.
Таким образом, оказание международной правовой помощи по уголовным делам есть выполнение на основании международных договоров и национальных нормативных правовых актов одним государством в интересах другого государства запросов о производстве процессуальных действий или о выдаче обвиняемого (подозреваемого) для привлечения его к уголовной ответственности по конкретному уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде запрашивающего государства, либо об исполнении приговоров или иных судебных решений, в том числе о передаче осужденного в одном государстве для отбывания наказания или принудительного лечения другому государству.
Просьба о помощи направляется государству в виде запроса (поручения), оформленного в соответствии с требованиями международных договоров и ст. 453, 454 УПК. Государство, направившее поручение или запрос об оказании правовой помощи другому государству, называется запрашивающим, а государство, получившее и исполняющее его, - запрашиваемым.
Оказание правовой помощи по уголовным делам затрагивает интересы того государства, которое обратилось за помощью.
Основной задачей данного правового института является объединение усилий государств в борьбе с преступностью, оказание друг другу содействия в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении лиц, их совершивших, и вынесении в отношении них справедливого приговора, исполнении решений суда, а также возмещении ущерба потерпевшим независимо от территориальных границ, различий национального законодательства и правоприменительной практики государств.
Особенность института правовой помощи по уголовным делам заключается в том, что он имеет смешанную отраслевую принадлежность, т. е. регулируется как уголовно-процессуальным и уголовным, так и международным правом.
Оказание правовой помощи по уголовным делам возможно только в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию управомоченных органов запрашивающего государства.
Объем и процедура выполнения процессуальных действий российскими органами расследования, прокуратуры и судом в порядке оказания правовой помощи в определенной степени зависят от того, к какому международному сообществу относится взаимодействующее с Россией государство: к Совету Европы или к Содружеству Независимых Государств (СНГ). Оказание взаимной правовой помощи государствами - членами Совета Евро-
пы, в который с 1996 г. входит и Россия, осуществляется на основании конвенций Совета Европы, двусторонних международных договоров России с этими юсударсгвами и норм раздела XVIII УПК.
Если государство является членом Содружества Независимых Государств, то правовая помощь оказывается в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 г., двусторонними международными договорами России с государствами - членами СНГ и нормами раздела XVIII УПК.
В правовой помощи по уголовным делам может быть отказано:
1) для государств - членов Совета Европы - если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением или преступлением, связанным с политическим преступлением, или выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным его интересам1, а в отношении России, кроме того, если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи; если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации2;
2) для стран - участниц СНГ - если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемого государства.
О причинах отказа в предоставлении взаимной помощи обязательно должно быть сообщено запрашивающему государству.