Вопрос 4.8. Методы ценообразования, ориентированные на качество и потребительские свойства
Во многих случаях, когда в цене важно учесть качественные параметры продукции, прибегают к другой группе методов, которые часто называют параметрическими. Всех их объединяет один принцип: чем лучше качество, тем выше цена.
Нормативно-параметрическиеметоды ценообразования основаны на сопоставлении потребительских свойств продукции, выпускаемой компанией, с аналогичными изделиями фирм-конкурентов и различными взаимозаменяемыми (аналогичными) товарами компании. Такое сопоставление должно убедить потребителя в преимуществе того или иного изделия по сравнению с другим, удовлетворяющим аналогичную потребность. Для обоснования цен на взаимозаменяемые товары используются соответствующие параметры (показатели), характеризующие потребительную стоимость товара.
Поэтому нормативно-параметрические методы ценообразования применяются тогда, когда основные потребительские свойства аналогичной (взаимозаменяемой) продукции поддаются четкому и однозначному количественному измерению.
Рассмотрим следующие методы: метод удельных показателей;метод учета полезного эффекта;метод корреляционно-регрессионного анализа;балловый метод;метод экспертной оценки потребительской ценности товара
По многим видам сложнотехнической продукции можно выделить один основной качественный показатель, от которого будет зависеть цена (мощность, производительность, содержание основного компонента). Частное от деления цены на значение главного показателя (параметра) качества изделия характеризует удельную цену. Удельные цены используются в одном из наиболее простых параметрических методов ценообразования – метод удельных показателей.
В этом случае цена нового изделия может быть рассчитана так:
Цн=Цб : Пб×Пн,
где Цн – цена нового изделия, р; Цб− цена изделия, принятого за базу сравнения, р; Пб и Пн−значение основного качественного параметра соответственно по базовому и новому изделиям, натуральные единицы измерения.
Пример.Определить цену на новый грузовой автомобиль методом удельных показателей:цена на аналогичный автомобиль составляет-300 тыс. руб.; его годовая производительность -1,5 млн.т/км.; производительность нового автомобиля ориентировочно-1,8 млн.т/км.
1)Найдем удельную цену в расчете на 1 т/км: 300,0:1,5 =200 млн.руб.
2)Найдем цену нового автомобиля: 200,0×1,8 =360,0 млн.руб.
Если в цене необходимо учесть несколько потребительских свойств, имеющих разное значение для потребителя, используется следующая формула:
ⁿ Пнi
Цн = Цб∑ ---------Yi,
i=ı Пбi
где Пнi и Пбi – значения i-го потребительского свойства соответственно нового и базового изделия, натуральные единицы измерения; Yi – коэффициентвесомости i-го качественного параметра в долях единицы; n- количество оцениваемых качественных параметров; ∑ Yi =1.
Данные методы ценообразования способствуют также прогнозированию тенденций изменения спроса на товары и формированию рациональной структуры потребления. При этом выделяют методы удельных показателей (удельной цены), учета полезного эффекта, корреляционно-регрессивного анализа, балловой оценки параметров и экспертной оценки потребительской ценности товара и его цены.
Определение цены методом учета полезного эффектаосновано на взаимосвязи цены на новое и ранее выпускавшееся (базовое) изделие посредством показателя полезного эффекта. В данном случае применяется тот полезный эффект, который может получить потребитель при использовании нового изделия взамен старого. Цена в общем виде рассчитывается следующим образом:
Цн = Цб + Эп × Кр,
где Цн — цена нового изделия, р.; Цб — цена базового изделия, р.; Эп — полезный эффект от применения нового изделия; Кр — коэффициент распределения полезного эффекта между производителем и потребителем нового изделия.
Данный метод является наиболее приемлемым в том случае, когда продукция удовлетворяет одинаковые потребности, но ее нельзя выстроить в параметрический ряд, так как она различается по ряду технико-экономических параметров.
Формирование цены методом корреляционно-регрессионного анализа состоит в построении эмпирической зависимости (эмпирических формул) цены от изменений параметров, а также в установлении формулы связи и определении цены новых изделий, входящих в конкретный параметрический ряд. Данный метод используется для анализа и обоснования уровней и соотношений цен продукции, характеризующейся наличием одного или нескольких технико-экономических параметров, отражающих ее основные потребительские свойства. Корреляционно-регрессионный анализ позволяет найти эмпирическую формулу зависимости цены от технико-экономических параметров изделия, т.е. цена выступает в данном случае как функция ряда параметров:
Ц = f (х1, х2, х3, ….., Хп),
где Ц — цена изделия, p.; х1 ,х2,—, Хn — основные параметры изделия параметрического ряда.
Метод корреляционно-регрессионного анализа определения цены включает: определение классификационных параметрических групп изделий; отбор параметров, которые больше всего влияют на цену изделия; выбор и обоснование формы связи цены и параметров; построение системы нормальных уравнений; расчет коэффициентов регрессии.
Определение цены балловымметодом связано с тем, что некоторые потребительские свойства продукции нельзя количественно определить, что они не имеют определенных показателей качества (вкусовых и эстетических свойств, соответствие моде, дизайна и т.д.). Поэтому балловый метод заключается в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителя каждому параметру присваивается определенное число баллов, сумма которых дает своего рода интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Общая ориентировочная оценка нового изделия определяется умножением суммы баллов нового вида продукции на стоимостную оценку одного балла. Для расчета цены этим методом необходимо выбрать базовое изделие (аналог) и сравнить с ним новый товар, на который устанавливается цена.
Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так:
1) определяется цена одного балла:
Цб
Ц=-------------,
∑(Ббі×Vі)
2) определяется цена нового изделия
Ц= ∑(Бні×Vі)×Ц´,
где Цб- цена базового изделия-эталона; Ббі- балловая оценка і-го параметра базового изделия; Бні –балловая оценка і-го параметра нового изделия; Ц´-цена одного балла; Vі- весомость параметра.
Пример.Если покупателя стиральной машины интересуют не только технические параметры, но и страна-изготовитель, дизайн, то сделайте расчеты цены балльным методом на основе приведенных ниже параметров. Стоимость машины ближайшего аналога составляет 1 700 000 руб.
Параметры | Оценка в баллах | Коэффициент весомости | |
Базовое изделие | Новое изделие | ||
Максимальная загрузка | 0,3 | ||
Объем барабана | 0,2 | ||
Скорость отжима | 0,15 | ||
Срок годности | 0.05 | ||
Страна изготовитель | 0,2 | ||
Дизайн | 0,1 |
Взвешенная оценка конкурентоспособности:
базового изделия (изделия-аналога) составляет 40 ×0,3 + 40 × 0,2 + 30×0,15 + 10× 0,05 + 30 × 0,2 + 20 × 0,1 = 33 (балла), а нового изделия - 50 ×0,3+ 45×0,2 + 20× 0,15 + 10 × 0,05 + 50 ×0,2 + 25×0,1 = 40 (баллов). Цена одного балла составляет 1 700 000: 33 = 51515,15 (руб.). Цена новой модели стиральной машины составит 51515,15× 40 = 2 060 606 (руб.).
Если параметры, отобранные для оценки, не равнозначны для потребителя, то они ранжируются и в расчет вводятся показатели значимости (весомости). Оценки выставляются по каждому показателю качества, затем выводится среднеарифметическое значение по каждому показателю, который умножается на соответствующий коэффициент весомости. Полученные баллы суммируются, средняя оценка балла (стоимостный показатель) исчисляется как частное от деления цены базового изделия-эталона на сумму его баллов. Таким образом, цену нового изделия можно рассчитать по следующей формуле:
н
∑ Впi V i
i =1
Пн = Пб ------------------ ,
н
∑ Вбi V i
i =1
где Пн — цена нового изделия, р.; Пб — цена базового изделия, р.; Вб и Вн — балльная оценка i-го качественного параметра по базовому и новому изделиям; V i — коэффициент весомости качественного параметра в долях единицы; n — количественно оцениваемые параметры.
Определение цены методом экспертной оценки потребительской ценности товараосновано на анализе результатов опроса или коллективного суждения экспертов о возможной рыночной цене товара, размере спроса на него и выработке предложений по цене товара. Существует довольно много методов экспертной оценки, которые получили интенсивное развитие главным образом в связи с прогнозированием экономических и общественных явлений и процессов.
При этом методы экспертной оценки, как правило, требуют внимательной подготовки и продуманной организации работы с экспертами, а именно: четкой постановки цели и задач экспертной оценки, разработки карты экспертных выводов и оценок или анкеты с вопросами; подбора экспертов, достаточно компетентных в области объектов экспертной работы и независимых в своих выводах; экспертов на последующих этапах коллективного, группового обсуждения или, наоборот, исключения непосредственного общения между экспертами; возможной поэтапности работы участники экспертизы информируются о результатах и выводах предыдущего); выбора наиболее подходящих методов, обработки выводов в результате экспертной работы.
Нормативно-параметрические выводы не являются новыми для специалистов в области ценообразования. В условиях централизованной экономики данные методы широко использовались как для разработки прейскурантов, так и для обоснования цен на новые виды продукции.
Между тем рыночное ценообразование вносит в практику применения нормативно-параметрических методов принципиально новые моменты, связанные с тем, что,
во-первых, используются рыночные цены и потребительские параметры (в плановой экономике главным образом учитывались производственные характеристики, прежде всего себестоимость изделия),
во-вторых, применяются данные методы непосредственно на предприятии,
в-третьих, они являются важным инструментом оценки позиции предприятия и его продукции на рынке в сопоставлении с конкурентами (оценка конкурентоспособности товарной продукции предприятия).