Них сумма может быть гораздо ниже учетной стоимости
Формализация политики управления запасами требует ответа
на следующие вопросы:
А) можно ли в принципе оптимизировать политику управления
величиной запасов;
б) какой объем запасов является минимально необходимым;
в) когда следует заказывать очередную партию запасов;
Г) каков должен быть оптимальный объем заказываемой партии.
Ответы на все эти вопросы даются в теории управления запаса-
Ми. В частности, показано, что при некоторых ограничениях и пред-
Посылках можно рассчитать размер оптимальной партии заказа (Economic
Order Quantity, EOQ); соответствующая формула имеет вид:
где EOQ —объем партии в единицах;
F —стоимость выполнения одной партии заказа;
D —общая потребность в сырье на период, ед.;
Н —затраты по хранению единицы сырья.
Дебиторская задолженность. В отличие от производственных
Запасов и незавершенного производства, которые достаточно ста-
Тичны, не могут быть резко изменены, поскольку в значительной
Степени определяются сутью технологического процесса, дебитор-
Ская задолженность представляет собой весьма вариабельный и ди-
Намичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от
Принятой в компании политики в отношении покупателей продук-
Ции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой им-
Мобилизацию собственных оборотных средств, т. е., в принципе,
Она невыгодна предприятию, то с очевидностью напрашивается вы-
Вод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически деби-
Торская задолженность может быть сведена до минимума, тем не
Менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по
Причине конкуренции.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции
продажа может быть выполнена одним из трех способов:
А) предоплата (товар оплачивается полностью или частично до
передачи его продавцом);
Б) оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью
В момент передачи товара, т. е. происходит как бы обмен товара на
деньги);
В) оплата в кредит (товар оплачивается через определенное
Время после его передачи покупателю). В рыночной экономике
Именно последний способ является основным и осуществляется
Обычно в виде безналичных расчетов, основными формами кото-
Рых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкас-
Со и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продав-
Цу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако
Именно она является основной в системе расчетов за поставленную
Продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает
Дебиторская задолженность по товарным операциям как естествен-
Ный элемент подобной общепринятой системы расчетов.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей про-
Дукции, предприятие должно определиться по следующим ключе-
вым вопросам:
•срок предоставления кредита (чаще всего в компании сущест-
Вует несколько типовых договоров, предусматривающих предель-
ный срок оплаты продукции);
•стандарты кредитоспособности (критерии, по которым по-
Ставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вы-
текающие отсюда возможные варианты оплаты);
•система создания резервов по сомнительным долгам (предпо-
Лагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебитора-
Ми, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-
Мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осто-
Рожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи
с несостоятельностью покупателя);
•система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодей-
Ствия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, сово-
Купность критериальных значений показателей, свидетельствую-
Щих о существенности нарушений в оплате, система наказания не-
добросовестных контрагентов и др.);
•система предоставляемых скидок (в рыночной экономике
Обычной является практика предоставления скидок в случае огово-
Ренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной про-
Дукции).
Эффективная система установления взаимоотношений с поку-
пателями подразумевает:
А) качественный отбор клиентов, которым можно предостав-
лять кредит;
б) определение оптимальных условий кредитования;
в) четкую процедуру предъявления претензий;
Г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе
Взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки,
Поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую сис-
Тему контроля за исполнением покупателями платежной дисципли-
Ны. Эта система, называемая системой администрирования взаимо-
отношений с покупателями, подразумевает:
А) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции,
объему задолженности, срокам погашения и др.;
Б) минимизацию временных интервалов между моментами за-
Вершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных до-
кументов;
в) направление платежных документов по надлежащим адресам;
Г) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях
оплаты;