Них сумма может быть гораздо ниже учетной стоимости

Формализация политики управления запасами требует ответа

на следующие вопросы:

А) можно ли в принципе оптимизировать политику управления

величиной запасов;

б) какой объем запасов является минимально необходимым;

в) когда следует заказывать очередную партию запасов;

Г) каков должен быть оптимальный объем заказываемой партии.

Ответы на все эти вопросы даются в теории управления запаса-

Ми. В частности, показано, что при некоторых ограничениях и пред-

Посылках можно рассчитать размер оптимальной партии заказа (Economic

Order Quantity, EOQ); соответствующая формула имеет вид:

где EOQ —объем партии в единицах;

F —стоимость выполнения одной партии заказа;

D —общая потребность в сырье на период, ед.;

Н —затраты по хранению единицы сырья.

Дебиторская задолженность. В отличие от производственных

Запасов и незавершенного производства, которые достаточно ста-

Тичны, не могут быть резко изменены, поскольку в значительной

Степени определяются сутью технологического процесса, дебитор-

Ская задолженность представляет собой весьма вариабельный и ди-

Намичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от

Принятой в компании политики в отношении покупателей продук-

Ции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой им-

Мобилизацию собственных оборотных средств, т. е., в принципе,

Она невыгодна предприятию, то с очевидностью напрашивается вы-

Вод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически деби-

Торская задолженность может быть сведена до минимума, тем не

Менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по

Причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции

продажа может быть выполнена одним из трех способов:

А) предоплата (товар оплачивается полностью или частично до

передачи его продавцом);

Б) оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью

В момент передачи товара, т. е. происходит как бы обмен товара на

деньги);

В) оплата в кредит (товар оплачивается через определенное

Время после его передачи покупателю). В рыночной экономике

Именно последний способ является основным и осуществляется

Обычно в виде безналичных расчетов, основными формами кото-

Рых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкас-

Со и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продав-

Цу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако

Именно она является основной в системе расчетов за поставленную

Продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает

Дебиторская задолженность по товарным операциям как естествен-

Ный элемент подобной общепринятой системы расчетов.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей про-

Дукции, предприятие должно определиться по следующим ключе-

вым вопросам:

•срок предоставления кредита (чаще всего в компании сущест-

Вует несколько типовых договоров, предусматривающих предель-

ный срок оплаты продукции);

•стандарты кредитоспособности (критерии, по которым по-

Ставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вы-

текающие отсюда возможные варианты оплаты);

•система создания резервов по сомнительным долгам (предпо-

Лагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебитора-

Ми, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-

Мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осто-

Рожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи

с несостоятельностью покупателя);

•система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодей-

Ствия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, сово-

Купность критериальных значений показателей, свидетельствую-

Щих о существенности нарушений в оплате, система наказания не-

добросовестных контрагентов и др.);

•система предоставляемых скидок (в рыночной экономике

Обычной является практика предоставления скидок в случае огово-

Ренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной про-

Дукции).

Эффективная система установления взаимоотношений с поку-

пателями подразумевает:

А) качественный отбор клиентов, которым можно предостав-

лять кредит;

б) определение оптимальных условий кредитования;

в) четкую процедуру предъявления претензий;

Г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе

Взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки,

Поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую сис-

Тему контроля за исполнением покупателями платежной дисципли-

Ны. Эта система, называемая системой администрирования взаимо-

отношений с покупателями, подразумевает:

А) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции,

объему задолженности, срокам погашения и др.;

Б) минимизацию временных интервалов между моментами за-

Вершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных до-

кументов;

в) направление платежных документов по надлежащим адресам;

Г) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях

оплаты;

Наши рекомендации