Особенности японской системы управления
В Японии была реализована такая система управления качеством, в которой участвуют все звенья предприятия от управляющего до простого рабочего, и к основным подходам в управлении качеством относиться:
1. Выявить потребности потребителей.
2. Выявить, что в будущем будет покупать потребители.
3. Рассчитать издержки, нужны для того, чтобы достичь качества.
4. Предотвратить возможность дефекта и претензий.
5. Рассчитать корректирующие действия.
6. Исключить потребность проверки.
Так же в Японии были разработаны и внедрены собственные инструменты управления качеством. На сегодняшний день всем очень хорошо известны эти «семь инструментов»:
1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы
2. Использование статистических методов контроля над качеством
3. Создание системы мотивации
4. Поощрение обучения, повышения квалификации
5. Организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления
6. Создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы
7. Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.
В японских системах управления качеством в первый раз была использована модель четырехступенчатого уровня качества, в котором прослеживается принцип концепции ТQМ — ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. Модель этой структуры находится в приложении № 1.
Наиболее известными являются такие модели качества, как кружки качества (Quality Сircle), программа «ПЯТИ НУЛЕЙ», система JIT (Just-In-Time), система КАНБАН.
Профессор Каору Исикава выдвинул идею о создании известных кружков качества (Quality Сircle). Исходной целью данных кружков было обучение персонала в фирмах статистическим методам контроля. Данное обучение стало применяться в японских компаниях в 60х.
На сегодняшний день кружки качества в Японии — это объединения, основанных на добровольном начале, работников предприятия, разного положения в лестнице. Они собираются в свободное время от работы с целью найти мероприятия и способы по совершенствованию качества. В данных кружки качества есть свои девизы, как:«Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и т. п., и которые действуют на основе следующих принципов:
1. добровольности участия
2. регулярности собраний
3. конкретность решаемых проблем
4. выявления, изучения и оценки проблем качества в ходе обсуждения.
Кружки качества очень распространены в Японии: первый кружок был зарегистрирован в 1962 г., к началу 1965 г. в Японии было 3700 кружков, а в настоящее время их насчитывается более 300 тысяч.
Кружки качества осуществляют обучение и поощрение всего персонала, интересы которого, в свою очередь, учитываются в процессе деятельности организации. Люди работают в группах и используют простые статистические инструменты, подготавливают предложения по усовершенствованию продукции или услуг компании. Также обсуждают, анализируют и решают разные проблемы, ориентированные чаще всего на стоимость, безопасность и продуктивность продукции или услуг.
В Японии система управления качеством нацелена на не допуск всевозможных дефектов. В японских фирмах существует очень актуальная и популярная программа, называемая программа «пяти нулей», которая строится на таких принципах, как:
1. сотрудник компании не должен принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;
2. сотрудник компании не должен создавать условия для появления дефектов;
3. сотрудник компании не должен передавать дефектную продукцию на следующую операцию;
4. сотрудник компании не должен вносить изменения в технологию;
5. сотрудник компании не должен повторять ошибки.
Данную программу невозможно выплатить в жизнь без максимизации использования человеческих ресурсов. Это утверждение обосновал на практике вице-президент фирмы «Тойота» по производству Таичи Охно, который создал мощную концепцию Just-In-Time (JIT) -«делать все вовремя», которая обеспечивает программу «пять нулей», а точнее, где нет запасов, нет отказов, нет дефектов в организации производства. Также данная система уменьшает время от момента получения заказа до момента поставки готового продукта потребителю. Как раз дополнение этих двух концепций увеличивает производительность и обеспечивает прибыль на производстве.
Система JIT приведет к эффективному результату по предоставлению только нужных товаров или услуг в нужном количестве, в точное время и место. Если, предположим, какая-то деталь понадобится через два часа, то она и должна быть изготовлена не раньше, чем через два часа. И никаких запасов не должно быть, все в том количестве, в котором надо. Складирование впрок — это выброшенные деньги, время и нерациональное использование площади: таков принцип «Тойоты».
В этом и заключается суть концепции JIT, что все детали, сделанные только в том количестве, с тем качеством и в то время, которое нужно Вашим потребителям.
Но это не все концепции и не все системы , которые помогут улучить производства. Существует такая система, как система КАНБАН, в которой работники начинают производить определенную продукцию или оказывать услугу только тогда, когда на неё есть спрос, то есть определенный заказчик (потребитель). Данная система строится на следующих принципах:
1. усилить контроль качества
2. осуществить поставку продукции заказчику точно в срок
3. отрегулировать оборудования, исключить брак
4. сократить число поставщиков комплектующих
5. максимизировать приближение смежных предприятий к головному (как правило, сборочному) заводу.