Тема 6 Теория организации рыночных структур
Программные требования и вопросы для обсуждения на семинарах:
1. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночные структуры: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Фирма price-taker и фирма price-maker. Понятие рыночной власти.
2. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Спрос на продукцию фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке. Условие максимизации прибыли фирмой в условиях совершенной конкуренции. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Влияние налогов и субсидий различного типа на предложение фирмы.
3. Основные признаки рынка чистой монополии. Выбор монополиста в отсутствии дискриминации. Ценовая дискриминация.
4. Барьеры для входа в отрасль. Понятие естественной монополии. Потери в общественном благосостоянии при существовании монополии. Государственная политика в отношении монополий: реструктуризация и регулирование. Налогообложение монополиста: сравнение с конкурентным рынком.
5. Монополистическая конкуренция. Роль дифференциации.
6. Олигополия. Стратегическое взаимодействие на рынке.
Литература:
Базовый учебник:
Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 4-е изд./ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2010. – гл. 13, С. 289-313, гл. 14, С. 314-353.
Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики. 4-е изд./ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2009. – гл. 14-17 С.335-439.
Основная литература:
1. Самуэльсон П., Нордхауз В.Экономика: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2015, гл. 8, с.299-334, гл. 9, с.335-364, гл. 10, С. 365-402, гл. 17, С. 641-676.
2. Савицкая Е.В., Евсеева А.О.Самостоятельные и контрольные работы по экономике. – М.: Вита-Пресс, самостоятельные работы №№ 13,14, контрольная работа №2.
Дополнительная литература:
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М., гл.9, гл.11, 14, с.191-210, 252-270.
2. Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000, гл.11, С.325-368, гл.12, С.372-420..
3. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Новости», 1991, гл. 4, С. 101-134, гл. 8, С. 227-250, гл.9, С. 251- 280.
4. .Бернанке Б., Фрэнк Р. Экономикс: Экспресс-курс/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – Гл. 5, С. 146-149, 151-155, Гл. 7, С. 214-249, Гл. 8, С. 250-274.
5. Кругман П., Велле Р., Олни М. Основы экономикс: Учебник для вузов/ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2011. – гл. 8, С.331-378, гл. 11, С. 476-523, гл. 12, С. 524-568.
Рекомендации студентам.
Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход субъектов ничем не ограничен; число покупателей на этом рынке весьма велико; все продавцы и покупатели обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров.
Следует помнить, что ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. При увеличении объема производства отдельной фирмой, функционирующей на рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно, поэтому не может оказать влияния на рыночную цену товара.
Акцентируйте внимание на том, что средний доход фирмы и ее предельный доход равны рыночной цене продукта, а линии среднего и предельного дохода совпадают с кривой спроса.
В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен текущей рыночной цене. Максимум прибыли в этом случает не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек. Чтобы детально изучить этот вопрос рекомендуется ознакомиться с формулами расчета и графиками всех видов средних и предельных издержек в учебниках, приведенных в списке литературы.
Обратите внимание на то, что кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли, на краткосрочном временном интервале совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.
Для отрасли в целом краткосрочная кривая предложения иллюстрирует изменение объема продукции, предлагаемой для продажи всеми фирмами, при изменении рыночной цены.
Рассматривая равновесную цену, следует помнить, что она устанавливается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на продукцию отрасли. При этом каждая индивидуальная фирма может либо получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости.
В долгосрочной перспективе экономическая прибыль будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек типичной фирмы.
Для получения практических навыков в изучении конкурентного рынка, можно выделить следующие типы задач:
(1) определение объема выпуска фирмы – совершенного конкурента;
(2) предельный анализ максимизации прибыли (аналитическая модель);
(3) минимизация потерь при убыточности выпуска;
(4) условия максимизации прибыли и равновесия фирмы в долгосрочном периоде.
Приступая к изучению проблем функционирования неконкурентного рынка, следует начать с определения монополии как одной из основных и значимых категорий микроэкономического анализа. Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.
Акцентируйте внимание на том, что возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов. Рассмотрите эти барьеры более детально.
Обратите внимание на то, что монополист может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск продукции. Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон.
Рассмотрите взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода и предельного дохода простой монополии. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный.
Монополия максимизирует прибыль, выпуская такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. При этом учтите, что цена, устанавливаемая монополистом на продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек.
Так как монополия может манипулировать ценой и объемом производства, для нее не существует определенной кривой предложения.
Монополия может использовать сегментирование рынка, то есть устанавливать разные цены для различных групп потребителей. Чтобы максимизировать прибыль, монополия выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам, а затем назначает для каждой группы покупателей максимально возможные цены, которые они готовы заплатить. Чтобы детально изучить этот вопрос рекомендуется ознакомиться с формулами расчета из учебников, приведенных в списке литературы.
Обратите внимание на тот факт, что в сравнении с конкурентной отраслью монополия, максимизирующая прибыль, стремится выпустить меньший объем продукции и установить более высокую цену на товар. Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества. Кроме того, учтите, что монополия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей.
Для получения практических навыков в изучении данной темы можно выделить следующие типы задач:
(1) определение цены и объема производства фирмы – монополиста;
(2) определение предельных издержек, предельного дохода и прибыли фирмы – монополиста;
(3) графическая модель чистой монополии;
(4) условие равновесия фирмы – монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Обратите внимание, что, несмотря на единство целей (максимизация прибыли) у конкурентной и неконкурентной фирм и общие методы определения оптимального состояния (сравнения валового дохода и валовых затрат; сравнения предельного дохода и предельных затрат), результаты для участников рынка (продавцов и покупателей) различны.