Производство судебной экспертизы

Ст.5 УПК предусматривает, что судебная экспертиза- это экспертиза, произведенная в порядке, установленном УПК РФ.

Мы имеем ввиду экспертизу независимо от того, на какой стадии расследования назначается и проводится экспертиза.

Судебная экспертиза назначается ,когда установления каких-либо обстоятельств не только требуются специальные знания, но и исследование, проведенное уполномоченным должностным лицом с использованием этих специальных знаний.

Помимо УПК, где предусмотрен порядок назначения судебной экспертизы, этот порядок урегулирован также в ФЗ «о государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», а также ведомственными инструкциями, например Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД РФ.

По общему правилу, вопрос о назначении экспертизы решается следователем, дознавателем или судом. Причем, проводится экспертиза по усмотрению этого должностного лица. Между тем, УПК предусматривает основания обязательного назначения экспертизы. В обязательном порядке экспертиза проводится:

1) Для установления причины смерти.

2) Для установления характера и степени вреда, причиненного здоровью.

3) Для установления психического или физического состояния обвиняемого, подозреваемого, когда имеются сомнения в его вменяемости и способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

4) Введено сравнительно недавно: Для установления психического состояния подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет, для решения вопроса о наличии, либо отсутствии у этого лица расстройства сексуального предпочтения (речь о педофилии).

5) В случаях необходимости установления психического или физического состояния потерпевшего, когда возникают сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания.

6) В случае необходимости установления возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие возраст, либо отсутствуют, либо вызывают сомнения.

Приведенный перечень с 1 стороны закрытый. А с другой стороны на практике этот перечень гораздо шире, и сама методика расследования преступления в определенных случаях требует не только использования специальных знаний, но и исследования для определения чего-либо (является ли вещество наркотиком; установление причины взрыва и т.д.)

Признав необходимым назначение экспертизы, должностное лицо выносит постановление о назначении экспертизы. Само постановление состоит из 3 частей: вводная, описательная, резолютивная. В вводной части указывается дата, место вынесение постановления, кем вынесено, и по какому делу.

Особо оговаривается в наименовании вид экспертизы, а также указания, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной, или комплексной.

В описательной части излагаются основания назначения экспертизы, кратко сущность дела, и какие именно специальные знания требуются.

В резолютивной части фиксируется решение о назначении экспертизы, указывается, кому она поручается, и приводятся вопросы, которые ставятся перед экспертом. В ней также перечисляются те материалы, которые предоставляются экспертам для исследования (объекты исследования).

Дальнейший порядок назначения и производства экспертизы определяется в зависимости от того, проводится ли эта экспертиза в экспертном учреждении, или во внеэкспертного учреждения.

В экспертных учреждениях порядок зависит от того, является ли это учреждение государственным или негосударственным.

Государственное судебно-экспертное учреждение- это учреждение специализированное, или их подразделения, основной функцией которых является производство экспертиз. Такие учреждения находятся в ОВД, ФСБ, МинЮсте, МинЗдраве.

Как правило, следователи назначают экспертизы именно в этих учреждениях. Работники их являются государственными судебными экспертами, имеющими лицензию.

Негосударственные экспертные учреждения- организации, осуществляющие проведение экспертиз на договорной основе. Должностное лицо вправе назначить экспертизу в таком учреждении, но в этом случае по правилам, установленным для частных лиц. В случае, если экспертиза поручается экспертному учреждению, следователь или должностное лицо направляет постановление о назначении экспертизы руководителю этого учреждения. В этом случае в отличие от назначении экспертизы у частного лица, не указывается в постановлении эксперт. Руководитель, изучив постановление о назначении экспертизы, определяет вид, характер, объем экспертного исследования, и на этом основании исполнителя экспертизы; если речь идет о комиссионной или комплексной экспертизы- то ведущего эксперта, который отвечает за производство экспертизы. В этом случае, при назначении экспертизы в экспертном учреждении, следователь не разъясняет права, обязанности, ответственность за отказ от дачи заключения или заведомо ложного заключения. Все это делается руководителем экспертного учреждения.

Если экспертиза проводится в негосударственном экспертном учреждении, то руководитель этого учреждения разъясняет права, ответственность, о чем отбирает расписку.

Если экспертиза назначается частному лицу, то в этом случае должностное лицо, следователь, дознаватель, суд обязаны разъяснить этому лицу права, обязанности, ответственность.

Экспертиза назначается частному лицу редко на практике. Как правило это когда необходимы узко специальные знания; по редкой специальности, которая отсутствует в государственных экспертных учреждениях. Например, искусствоведческие экспертизы.

В отличие от государственных экспертных учреждений, где квалификация эксперта, наличие лицензии является ответственностью руководителя, у частных экспертов проверка наличия у них специальных знаний и мотивировка, почему именно этому лицу назначается производство экспертизы, возложена на следователя, дознавателя, судью.

Материалы, прилагаемые к постановлению, как правило, прилагаются в опечатанном виде, без возможности доступа к объектам без нарушения упаковки.

Следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы и получать разъяснения от эксперта по поводу проводимых действий.

В случае недостаточности представленных эксперту материалов для решения поставленных вопросов, или отсутствии разрешения для применения методик, способствующих утрате образца или материала, эксперт составляет ходатайство, которое направляется должностному лицу, которое назначило экспертизу.

Инструкциями и законом (ФЗ) установлен срок для производства экспертизы- 15 суток. В определенных случаях может быть установлен больший срок.

Экспертиза проводится по мере поступления постановлений. В случае заявления экспертом ходатайств этот срок может быть приостановлен, но не более чем на 20 суток.

После того, как назначается эксперт, руководитель экспертного учреждения извещает об этом должностное лицо, назначившее экспертизу.

Не допускается присутствие следователя на совещании комиссии экспертов перед дачей заключения, а также при формулировании экспертом выводов.

Права участников при производстве экспертизы.

Подозреваемый, обвиняемый, защитник дважды знакомятся с материалами экспертизы:

1) С постановлением о назначении экспертизы

2) С заключением эксперта, или с сообщением о невозможности производства экспертизы.

Кроме того, они вправе знакомиться с протоколом допроса эксперта, если такой проводится.

У лиц есть права на заявление отвода; право на вопросы эксперту; также есть права заявлять ходатайство о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, а также ходатайство о назначении повторной или дополнительной экспертизы. Эти права лица могут реализовать только в случае, если с постановлением о назначении экспертизы они будут ознакомлены до проведения экспертизы.

Потерпевший знакомится с постановлением о назначении экспертизы в случае, если эона проводится в отношении него. При этом он имеет те же права, что и обвиняемый и подозреваемый.

Свидетель знакомится с заключением эксперта, если она проводилась в отношении его самого.

Подозреваемый, обвиняемый, защитник вправе присутствовать при производстве экспертизы с разрешения следователя. При этом они не вправе вмешиваться в ход исследования, но могут давать объяснения, и задавать вопросы экспертам. В случае, если лица мешают производству экспертизы, то ФЗ «о государственной экспертной деятельности» предусматривает право заявить ходатайство перед следователем об отмене разрешения присутствовать при производстве экспертизы.

Существенные процессуальные особенности имеет производство экспертизы в отношении живых лиц. Речь о судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизе. Они могут быть помещены в стационар только по судебному решению. 2 варианта помещения: 1) лица, содержащегося под стражей 2) не содержащегося под стражей.

Содержащиеся под стражей помещаются в специально приспособленные стационары. На них распространяются нормы ФЗ «о содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых».

Лица, не содержащиеся под стражей, содержатся отдельно в медицинских учреждениях от лиц, находящихся под стражей. При этом они пользуются правами пациентов \тих учреждений.

В ФЗ установлен срок для содержания в стационаре и производства экспертизы- 30 суток. Он может быть продлен судом еще на 30 суток. Дальнейшее продление срока возможно до 90 суток.

Некоторые особенности порядка производства экспертизы имеются при комиссионной экспертизе и при комплексной. При комиссионной эксперты- члены комиссии могут производить исследования вместе или порознь, но каждый проводит исследования в полном объеме. Работой комиссии руководит эксперт-организатор, назначаемый руководителем экспертного учреждения. После завершения исследований эксперты совещаются, и по результатам совещания они должны прийти к единому мнению и составить единое заключение. Если единого мнения нет, то дается заключение каждым экспертом.

При комплексной- каждый эксперт проводит исследование в пределах своей компетенции, так как комплексная экспертиза проводится экспертами различных специальностей.

По итогам каждый эксперт оформляет заключение.

Наши рекомендации