Порядок проведения расследования несчастных случаев
Данный порядок установлен ст. 229.2 ТК РФ.
В ч. 1 указанной статьи определяются права и обязанности комиссии по расследованию несчастного случая по выявлению обстоятельств события, явившегося причиной несчастного случая.
При расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.
1. Как следует из приведенного текста, комиссия обладает одинаковыми правами и обязанностями при расследовании несчастных случаев, происшедших как в организациях, так и у работодателей - физических лиц, т.е. ТК РФ установлен единый порядок расследования несчастных случаев в организациях и у работодателей - физических лиц.
2. Государственный инспектор труда проводит самостоятельное расследование несчастного случая при возникновении обстоятельств, указанных в ст. 229.3 ТК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 229.2 на работодателя, у которого произошел несчастный случай, возлагаются обязанности по созданию условий для работы комиссии с учетом ее требований.
По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:
- выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
- фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
- предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
В ч. 3 ст. 229.2 приводится перечень материалов, используемых комиссией при расследовании несчастного случая.
Материалы расследования несчастного случая включают:
- приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов. Отметим, что здесь идет речь о состоянии рабочего места, на котором произошел несчастный случай. Если же таких документов у работодателя (его представителя) нет или они по тем или иным причинам не отвечают требованиям комиссии, оценку состояния указанного рабочего места, наличия на нем опасных и вредных факторов придется провести самой комиссии с привлечением соответствующих специалистов-экспертов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда.
Напомним, что согласно ст. 225 ТК РФ все работники обязаны проходить обучение по охране труда в порядке, установленном Правительством РФ. Во исполнение поручения Правительства РФ Минтруд РФ и Минобразования РФ постановлением от 13 января 2005 г. N 1/29 утвердили "Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";
- протоколы опросов очевидцев нечастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
- другие документы по усмотрению комиссии.
Установлено также, что конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера обстоятельств несчастного случая (ч. 4 ст. 229.2).
В ч. 5 ст. 229.2 приводится содержание работы комиссии.
На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая):
- устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда;
- вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев;
- определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности;
- в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая;
- квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Отметим также, что согласно ч. 1 ст. 229.2 комиссия:
- выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда;
- получает необходимую информацию от работодателя (его представителя);
- получает по возможности необходимую информацию и объяснения от пострадавшего.
Таковы в целом полномочия комиссии (в установленных ТК РФ случаях - государственного инспектора труда) по расследованию несчастного случая. Перечень этих полномочий изложен, по нашему мнению, недостаточно последовательно. Например, комиссия выявляет и опрашивает лиц, допустивших нарушения требований охраны труда (ч. 1 ст. 229.2), а согласно ее части 5 - устанавливает лиц, допустивших указанные нарушения.
Таким образом, текст ч. 1 комментируемой статьи предполагает презумпцию виновности то ли кого-нибудь из числа персонала, то ли самого пострадавшего. Выявлять и опрашивать лиц, допустивших нарушение нормативных требований охраны труда, в приведенном контексте, т.е. не выяснив причину происшествия, преждевременно. Установить их личности пока невозможно. Именно установление причины происшествия является моментом определения виновного в несчастном случае.
Однако виновных среди работников организации может и не быть: нередко происшествия происходят по объективным причинам, тем, которые не подконтрольны персоналу организации. Такой причиной, в частности, могут стать сверхнормативные перепады напряжения в электросети.
К сожалению, в перечне полномочий комиссии не сказано о том, что она должна исследовать место происшествия, собрать и изучить сведения о самом событии и его последствиях. Видимо, в ч. 1 комментируемой статьи следовало сначала сформулировать цель, на достижение которой направлена работа комиссии - констатация причин события, приведшего к несчастному случаю, его обстоятельств, масштабов, а затем подготовка предложений по устранению выявленных причин события и предупреждению в дальнейшем аналогичных происшествий. Затем можно было сформулировать задачи, которые решает комиссия: исследует место происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев, получает необходимую информацию от работодателя, изучает материалы и т.д.
С учетом изложенного можно предложить примерный перечень действий членов комиссии при расследовании несчастного случая (случаев).
В целях установления причины (причин) несчастного случая (случаев) и выработки рекомендаций по предотвращению в дальнейшем подобных происшествий члены комиссии:
1) Осматривают и изучают место происшествия, выявляют и оценивают факты, свидетельствующие о масштабах и иных признаках происшествия, его последствиях, о возможных причинах происшествия.
Составляют протокол по форме 7 согласно приложению 1 к постановлению Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях"
2) Выявляют и опрашивают очевидцев происшествия о фактах события, свидетелями которого они были, выясняют их мнение о причинах происшествия.
3) Выясняют мнение представителей администрации, специалистов, рабочих объекта, подразделения организации, на котором (в котором) произошел несчастный случай о его причинах. То же - в отношении членов профсоюзного и цехового комитетов, комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченного по охране труда;
4) Получают, по возможности, от пострадавшего (пострадавших) от несчастного случая информацию о причинах, о фактах происшествия.
Результаты опроса пострадавшего, очевидца несчастного случая, должностного лица оформляются протоколом по форме 6 согласно приложению 1 к постановлению Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73.
5) Изучают и дают оценку состоянию документации по охране труда, соблюдению правил проведения обязательного обучения и проведения всех видов инструктажа работников по охране труда;
6) Изучают и дают оценку состоянию оснащения технологических линий, агрегатов, машин, механизмов и т.д. средствами коллективной и индивидуальной защиты работников на их соответствие требованиям безопасности и охраны труда;
7) Изучают и дают оценку, насколько обеспечение работников специальными средствами индивидуальной защиты (специальные одежда, обувь и т.д.) соответствуют нормативным требованиям охраны труда.
Комиссия на основании собранных на первоначальной стадии расследования несчастного случая документов и материалов:
1) Устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая.
2) Определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей. Квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
3) Определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов.
4) Определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
По нашему мнению, приведенный выше текст ч. 1 и 5 ст. 229.2 характерен известной незавершенностью. Продекларировать в самом общем виде, что комиссия устанавливает, определяет, квалифицирует и т.д. явно недостаточно. На данном этапе расследования несчастного случая (случаев) ее работа должна быть подчинена формальным требованиям, которые определены содержанием документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Эти документы в виде форм 1-9 утверждены постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73. В каждой из указанных форм, центральными из которых являются формы Акта о несчастном случае на производстве и Акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) содержится обязательный перечень фактов и выводов, которые должна собрать и сделать комиссия на основе проведенного ею расследования.
Комиссия обязана подготовить ответы на вопросы, которые содержатся в форме каждого из этих актов. Поэтому комиссия должна не вообще подготовить документы и материалы, относящиеся к данному несчастному случаю. Ее задача заключается в том, чтобы подготовить ответы по форме соответствующего акта. Такая ориентация позволит обеспечить деятельность комиссии в заданных границах, сделать ее строго целенаправленной, а значит - более эффективной. К тому же, позволит соблюсти весьма ограниченные сроки, отведенные на расследование несчастного случая.
Что же касается порядка оформления актов и других документов, необходимых согласно постановлению Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. для соблюдения правил расследования несчастных случаев на производстве, то он приводится в ст. 230 ТК РФ.
Вернемся к тексту ст. 229. В ее ч. 6 приводится характеристика несчастных случаев, которые по решению комиссии могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством.
Расследуются в установленном ТК РФ порядке и по решению комиссии (в предусмотренных ТК РФ случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
- смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Как следует из приведенного текста, указанные в нем несчастные случаи расследуются в установленном ТК РФ порядке, т. е. на общих основаниях с другими несчастными случаями. В зависимости от конкретных обстоятельств события комиссия (государственный инспектор труда) может принять то или иное решение - признать данный несчастный случай не связанным или связанным с производством. Согласно части 7 комментируемой статьи несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Частью 8 комментируемой статьи определено, что если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (в установленных ст. 229.3 ТК РФ случаях государственный инспектор труда) устанавливает степень вины застрахованного.
В связи с изложенным отметим, что в случае, если указанная вина застрахованного будет установлена, размер причитающихся ему ежемесячных страховых выплат уменьшается. Порядок такого уменьшения размера ежемесячных страховых выплат установлен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.
Согласно ст. 14 указанного Закона, если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов.
Степень вины застрахованного устанавливается комиссией в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.
При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.
Размер месячных страховых выплат, предусмотренных настоящим законом, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.
В свете изложенного можно сделать вывод о том, что согласно ч. 8 комментируемой статьи комиссия (государственный инспектор труда) определяет степень вины пострадавшего, если она установлена исходя из положений ст. 14 Закона о социальном страховании.
Однако положения указанной части 8 ст. 229.2 ТК РФ в известном смысле противоречат тексту ст. 14 Закона о социальном страховании. В первом случае комиссия (государственный инспектор труда) принимает решение с учетом заключения профсоюзного комитета (иного представительного органа работников).
Во втором случае, согласно ст. 14 Закона о социальном страховании, комиссия лишь рассматривает заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа. Такая запись означает, что комиссия может и не учесть мнение представительного органа пострадавшего. Учитывая, что порядок уменьшения размера страховых выплат регламентирован Законом о социальном страховании, комиссии при определении степени вины пострадавшего следует, по нашему мнению, руководствоваться указанной ст. 14.
Часть 9 ст. 229.2 ТК РФ утратила силу - Федеральный закон от 18 июня 2011 г. N 242-ФЗ.
Установлено также (ч. 10 комментируемой статьи), что Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждаются в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время действует упомянутое выше постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях").