Консультативная, согласительная и арбитражная служба

Эта независимая государственная организация, созданная для по­средничества при трудовых спорах, управляется советом, состоящим из тех, кого назначают после консультаций с организациями как работодателей, так и наемных работников.На нее возложены сле­дующие обязанности и предоставлены следующие полномочия.

(а) Общая обязанность поддержания и улучшения трудовых отношений.

(б) Работодатели и профсоюзы могут обратиться в службу за помо­щью в связи с фактическим или вероятным трудовым спором.

(в) Служба имеет право по собственной инициативе наводить справки о любом трудовом конфликте и затем публиковать свои наблюдения и выводы.

(г) Она имеет право запросить информацию о жалобе, поданной признанным профсоюзом о не предоставлении его представителям

20. Взаимоотношения с наемными работниками391

информации, необходимой для заключения коллективного трудово­го договора.

(д) Служба готовит и публикует кодексы практики, служащие руко­водством для совершенствования трудовых отношений.

Важной обязанностью Консультативной, согласительной и ар­битражной службы является стремление решить в досудебном по­рядке дела о несправедливом увольнении, которые должны быть рас­смотрены промышленными трибуналами. Копии всех жалоб, посту­пающих в промышленные трибуналы, передаются сотрудникам Службы, которые в случае уверенности, что дело можно решить не доходя до трибунала, связываются с обеими сторонами — раздельно и конфиденциально — с целью выявления минимальных общих условий для разрешения дела в досудебном порядке или для при­мирения сторон.

ЗАКОН О ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Определения

Ниже даются краткие варианты определений, приведенных в Зако­не о реформе профсоюзов и о трудовых отношениях 1974 г. в ре­дакции Закона о занятости 1982 г.

(а) Трудовой (отраслевой) конфликт — это спор между рабочими и их работодателем по вопросам условий занятости, найма, увольне­ния, распределения работ, процедурным соглашениям, членству в профсоюзе.

(б) Профсоюз — это организация, полностью или в основном со­стоящая из рабочих, основная цель которой заключается в регули­ровании взаимоотношений между наемными работниками и рабо­тодателями или ассоциациями работодателей. Это не корпоративный орган, но он обладает полномочиями заключать контракты, преследовать в судебном порядке и являться объектом судебного преследования от своего собственного имени.

(в) Ассоциация работодателей — это организация, полностью или в основном состоящая из работодателей или владельцев, чьей основ­ной задачей является регулирование взаимоотношений между рабо­тодателями и наемными работниками или профсоюзами. Ассоциа­ция может быть как корпоративным органом, так и некорпоратив-

392 Практические аспекты управления человеческими ресурсами

ной ассоциацией, в последнем случае обладая полномочиями, ана­логичными полномочиям профсоюза.

Во всех определениях термин «работник» означает наемного ра­ботника, рабочего или представителя инженерно-технического пер­сонала.

Независимость и признание профсоюзов

Закон 1974 г. о профсоюзах и трудовых отношениях определяет не­зависимый профсоюз как профсоюз, над которым работодатель не имеет никакой власти, основанной на предоставлении или отзыве финансовой или прочей поддержки. Таким образом, если профсоюз не является автономным и самофинансируемым, он не может счи­таться независимым.

Согласно Закону 1975 г. о защите прав наемных работников го­сударство назначает чиновника по сертификации, в задачу которого входит рассмотрение обращений профсоюзов, которые добиваются признания себя независимыми. Профсоюз, признанный независи­мым, может рассчитывать на получение определенного набора льгот, предусмотренных законом.

Признанный профсоюз — это профсоюз, с которым работодатель ведет переговоры с целью достижения соглашения. Очень и очень мно­гие компании добровольно признают один или несколько профсоюзов за определенный период времени, однако другие отказываются призна­вать профсоюзы. При этом в законодательстве отсутствует четкое требо­вание признания или принуждения к признанию профсоюзов.

Закрытое» предприятие

«Закрытым» предприятием называют такую компанию, в которой действует соглашение между профсоюзом и работодателем о том, что принимать на работу можно только членов данного профсоюза. В Великобритании, как и во многих других странах, «закрытые» предприятия являются незаконными. Они образовались в результа­те усиления давления профсоюзов на работодателей с целью рас­ширения своих полномочий при заключении коллективных трудо­вых договоров в компании и иногда добровольно поддерживались руководством компаний, которые ценили эффективность и удобст­во поддержания отношений с одним или несколькими признанны­ми профсоюзами.

Однако «закрытые» предприятия подвергались жестокой крити­ке за посягательство на личную свободу работника, ограничение

20. Взаимоотношения с наемными работниками393

прав руководства компании управлять ею в ее интересах и за поощ­рение неэффективности в промышленности через стимулирование раздувания штатов и наделение местных профсоюзных функционе­ров полномочиями устраивать забастовки.

Закон 1988 г. о занятости признает увольнение работника за от­каз от членства в профсоюзе автоматически несправедливым. Это означает, что уволенный работник автоматически выиграет дело о несправедливом увольнении в промышленном трибунале и, по­скольку речь идет о «закрытом» предприятии, будет иметь право на компенсационную выплату, размер которой намного превышает размер выплат по другим делам о несправедливом увольнении. Бо­лее того, Закон 1988 г. о занятости гласит, что забастовочное движе­ние в поддержку или с целью создания любого типа «закрытого» предприятия является незаконным. В этом случае профсоюз подле­жит судебному преследованию со стороны работодателя за ущерб, нанесенный действиями, предпринятыми профсоюзом против рабо­тодателя в ответ на действия последнего:

(а) принятие на работу работника, не состоящего в профсоюзе;

(б) рассмотрение вопроса о приеме на работу нечлена профсоюза;

(в) наем или рассмотрение вопроса о приеме на работу работника, не являющегося членом данного профсоюза;

(г) неспособность дискриминировать (под давлением профсоюза) работника, подпадающего под категории (а) или (в).

Заранее «закрытые» предприятия, т.е. когда создается ситуация, в которой претендент на место должен быть членом профсоюза, иначе его кандидатура вообще не будет рассматриваться, объявлены незаконными на основании Закона о занятости 1990 г.

Правовой иммунитет

Когда происходит законная забастовка, профсоюз, его функционе­ры или любые работники компании, участвующие в трудовом кон­фликте, приобретают иммунитет против судебного преследования по следующим основаниям:

(а) нарушение или угроза нарушения, со стороны работодателей условий контракта, в том числе коммерческого контракта или кон­тракта о найме;

(б) вмешательство или угроза вмешательства в выполнение кон­тракта;

394 Практические аспекты управления человеческими ресурсами

(в) оказание поддержки действиям двух или более человек, в соста­ве которых нет правонарушений.

Этот иммунитет предусмотрен Законом 1982 г. о занятости, но Закон 1984 г. о профсоюзах отзывает иммунитет в случаях, когда профсоюз не проводит голосования, прежде чем принять решение или одобрить проведение забастовки. Голосование должно прово­диться не ранее, чем за четыре недели до предполагаемой даты нача­ла забастовки. Законы о занятости 1980 и 1982 гг. объявляют неза­конными «вторичные действия» по нарушению условий коммерче­ского контракта. «Вторичными действиями» называются побуждение или угроза нарушения условий контракта о найме с работодателем вне пределов трудового (отраслевого) конфликта, они носят закон­ный характер только в случае, если направлены против поставщика или клиента работодателя с целью нарушения обмена товарами и услугами и только если они могут реально достичь этой цели.

Закон 1980 г. также сокращает иммунитет при пикетировании. Пикетирование места работы с целью заставить кого-либо работать или не работать может обеспечивать правовой иммунитет за дейст­вия, имеющие в своем составе гражданское правонарушение при условии, если пикеты состоят из:

(а) работников, которые обычно работают на этом месте;

(б) бывших работников, если трудовой конфликт касается их уволь­нения, сокращения или вывода в отставку;

(в) работников, не имеющих зафиксированного места работы, или тех, кто не может пикетировать свое место работы; в этих случаях они могут пикетировать здание компании или здание, откуда осу­ществляется администрирование их работы;

(г) официальных представителей профсоюза, сопровождающих чле­на профсоюза, вовлеченного в трудовой конфликт.

Пикетирование должно проводиться как в ожидании трудового конфликта, так и в его поддержку.

Следует заметить, что пикетирование только с целью получения или передачи информации не связано с возможным нарушением условий контракта и тем самым является свободным от ограниче­ний, перечисленных выше. Однако иногда пикетирование может стать противоправным действием, если, например, оно связано с насилием или приводит к перегораживанию общественных дорог.

20. Взаимоотношения с наемными работниками 395

Наши рекомендации