К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка

Экономические и социальные условия формирования и становления рынка. Эволю­ция теоретических взглядов на формирование рынка. Элементы, функции и роль рынка в общественном производстве. Негативные и позитивные элементы рыноч­ных связей и отношений.

Структура рынка, виды рынков и их классификация по экономическому назна­чению, товарным группам, пространственному признаку, степени ограничения конкуренции, видам субъектов рыночных отношений. Инфраструктура рынка. Биржа, банк, торговля, коммерция как элементы инфра­структуры рынка; их виды, содержание деятельности и роль в рыночной экономике.

Модели рыночной экономики. Использование мирового опыта функционирования рынка в экономической жизни России.

Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.

Спрос как неотъемлемый элемент рынка. Закон спроса, кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса по цене и доходу. Перекрестная эластичность. Коэффициент эластичности. Рыночный спрос.

Предложение – элемент рынка. Закон предложения, кривая предложения, эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения. Факторы, влияющие на предложение. График и кривые предложения.

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена как необходимое условие возникновения рыночного равновесия. Затоваривание и дефицит как свидетельствонарушения рыночного равновесия.

Конкуренция как элемент рынка. Свободная, или совершенная, конкуренция, её достоинства и недостатки. Механизмравновесия рынка в условиях совершенной конкуренции.

Монополистическая, или несовершенная, конкуренция. Возникновение монополий – причина перехода от свободной конкуренции к монополистической. Монополии, созданные государством. Естественные монополии.

Виды конкуренции в условиях монополистического производства: монопсония, олигополия, олигопсония.

Формы конкуренции в условиях монополистического производства: научно-техническое соперничество, промышленно-производ­ственное соперничество, торговое соперничество. Монопольная цена. Антимонопольное законодательство.

Основные понятия, необходимые для изучения темы

Спрос (Demand) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели в данный момент времени по каждой возможной цене при прочих равных условиях.

Объём (величина) спроса (Quantity Demanded) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели в данный момент времени по данной цене при прочих равных условиях.

Функция спроса связывает множество факторов:

QD = F (P, I, Z, W, PS, PC, N, …)

где QD – объём спроса;

P – цена товара (Price);

I – доход потребителя (Income);

Z – факторы, формирующие предпочтения покупателей (вкусы, мода, реклама, сезон и др.);

W – ожидания потребителей по поводу цены данного товара в будущем (Waitings);

PS – цены товаров, являющихся субститутами данного товара (Substitutes (лат.) – замена), взаимозаменяемых товаров, характеризующихся тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого;

PC – цены товаров, являющихся комплементами данного товара (Complements), то есть товарами, которые могут быть использованы совместно с другими товарами (например, компьютеры и принтеры), при этом рост цен на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой товар.

N – число потребителей данного товара (Number of consumers).

I, Z, W, PS, PC, N – неценовые факторы спроса.

Графически зависимость объёма спроса от цены QD(P) при прочих равных условиях выражается в виде кривой спроса (рис. 6).

Закон спроса предполагает, что изменение цены товара (при прочих равных условиях) вызывает изменение объёма спроса (но не спроса!), например рост цены товара приводит к уменьшению объёма спроса на данный товар.

Закон спроса позволяет объяснить ряд следующих экономических явлений:

· эффект дохода: рост цены товара Þ снижение покупательной способности потребителя Þ сокращение покупок данного товара;

· эффект замещения: рост цены товара Þ стремление потребителей к замещению данного товара другими, относительно более дешевыми Þ сокращение покупок данного товара.

Изменения неценовых факторов I, Z, W, PS, PC, N вызывают изменение спроса. При этом графически происходит сдвиг всей кривой спроса (рис. 7).

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru

Рис. 6. Графическая интерпретация Рис. 7. Влияние изменения неценовых

закона спроса факторов на изменение спроса

Нормальные товары – товары, спрос на которые растёт с ростом дохода потребителя.

Инфериорные товары (некачественные, низшей категории) – товары, спрос на которые падает с ростом дохода потребителя.

Если X и Y – товары-субституты, то рост цены товара Y вызывает увеличение спроса на товар X.

Если X и Y – товары-комплементы, то рост цены товара Y вызывает уменьшение спроса на товар X.

Индивидуальный спрос – спрос одного потребителя на данный товар.

Рыночный спрос – спрос всех потребителей на рынке на данный товар.

Объём рыночного спроса К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru при каждой цене равен сумме объёмов индивидуального спроса каждого потребителя К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru на данный товар:

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru .

Графическая интерпретация формирования кривой рыночного спроса сложением кривых индивидуального спроса по горизонтали представлена на рис. 8.

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru

Рис. 8. Формирование рыночного спроса

Предложение (Supply) показывает, какое количество товара производители готовы предоставить на рынок в данный момент времени по каждой возможной цене при прочих равных условиях.

Объём (величина) предложения (Quantity supplied) показывает, какое количество товара производители готовы предоставить на рынок в данный момент времени по данной цене при прочих равных условиях.

Функция предложения связывает множество факторов:

QS = F(P, K, T, PR, PX, N, …)

QS – объём предложения;

P – цена товара (Price);

K – тип используемой технологии (Kind of Technology);

T – налоги (Taxes) и дотации (Subsidies);

PR – цены ресурсов (Prices of resources);

PX – цены других товаров, производимых из тех же ресурсов;

N – число производителей данного товара (Number of producers).

K, T, PR, PX, N – неценовые факторы предложения.

Графически зависимость объёма предложения от цены QS(P) при прочих равных условиях выражается в виде кривой предложения (рис. 9).

Закон предложения предполагает, что изменение цены товара (при прочих равных условиях) вызывает изменение объёма предложения (но не предложения!), например рост цены товара приводит к увеличению объёма предложения данного товара.

Изменения неценовых факторов K, T, PR, PX, N вызывают изменение предложения. При этом графически происходит сдвиг всей кривой спроса (рис. 10).

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru

Рис. 9. Графическая интерпретация Рис. 10. Влияние изменения неценовых

закона предложения факторов на изменение предложения

Рыночное предложение – это суммарное предложение данного блага на рынке. Иначе говоря, объём рыночного предложения К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru при каждой цене равен сумме объёмов предложения каждой фирмы К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru :

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru .

Рис. 11. Формирование рыночного предложения  
Графическая интерпретация формирования кривой рыночного предложения сложением кривых предложения отдельных фирм по горизонтали представлена на рис. 11.

Виды эластичности

· Эластичность спроса по цене (Price elasticity)

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru = К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru = К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru ;

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru ,

где P – цена товара; Q – количество товара.

Факторы эластичности спроса по цене:

– наличие товаров-заменителей;

– размер дохода потребителя;

– удельный вес товара в бюджете потребителя;

– степень информированности потребителей о ценах;

– степень необходимости товара;

– степень необходимости товара;

– степень насыщения рынка;

– широта определения товара

· Эластичность спроса по доходу (Income elasticity)

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru = К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru = К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru ,

где Q – количество товара; I – доход потребителя.

·Перекрестная эластичность спроса (Cross elasticity)

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru = К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru =

= К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru .

· Эластичность предложения по цене (Price elasticity of supply)

– точечная (point elasticity)

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru

– дуговая (arc elasticity)

К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru = К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка - student2.ru

Факторы эластичности предложения:

– фактор времени;

– наличие запасов и возможность хранения товара;

– особенности технологии производства товара;

– возможность замещения ресурсов.

Наши рекомендации