Расчет основных показателей
Как уже отмечалось, важнейшим фактором, влияющим на выбор вида транспортных средств, является время доставки. Чтобы определить в каждом конкретном случае наиболее оптимальный временной критерий, необходимо провести соответствующие расчеты. Так, время доставки грузов различными видами транспорта можно определить по следующим формулам:
для железнодорожного транспорта
;
для морского транспорта
, ;
для речного транспорта
для автомобильного транспорта
где время на начально-конечные операции (сутки, ч);
L — расстояние перевозки (км, миль);
— эксплуатационная скорость (км/ч);
Vkom — коммерческая скорость (миль/сут);
Vcут — эксплуатационная скорость судов, работающих на дальней линии (миль/сут);
а — коэффициент использования грузоподъемности;
Дг - грузоподъемность судна;
М — средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения (т/сут);
— норма пробега вагона или судна в сутки;
— время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте (сут);
о — время на накопление, формирование и отправление грузов (сут).
Большое влияние на время доставки груза оказывает категория скорости (режим скорости).
Расчет равноценного расстояния для выбора подвижного состава
, (8.1.) где
-время простоя под погрузкой и разгрузкой
-время перецепки прицепов (полуприцепов)
-техническая скорость тягача, км/ч
- техническая скорость автомобиля, км/ч
-грузоподъемность автомобиля
- грузоподъемность тягача
-коэффициент использования пробега
Если расстояние перевозки меньше равноценного, то следует применять тягач, если расстояние перевозки больше равноценного, то следует применять автомобиль, т.е тягач: , автомобиль:
Плата за перевозку грузов автомобильным транспортом по повременным тарифам
, (8.2.)
Где:
Н- время в наряде, час
Р- плата за один автомобиле-час пользования, руб.
Д- плата за каждый километр пробега, руб.
К- общий пробег автомобиля, км
Расчет технико-экономических характеристик подвижного состава различных видов транспорта
· Технический коэффициент тары :
Кт=Рт/q, (8.3)
где:
Рт- вес тары вагона
q- грузоподъемность
(Чем меньше величина Кт , тем меньше доля тары в общем весе вагона и тем лучше используется мощность локомотива);
· Коэффициент использования грузоподъемности:
Кгр=Ргр/q, (8.4)
где:
Ргр- масса груза в вагоне (т)
q- грузоподъемность
· Коэффициент использования вагона :
Кв=Пгр/Пв, ( 8.5)
где:
Пгр- объем груза в вагоне(куб.м)
Пв- вместимость вагона
Чем ближе к единице значение этих коэффициентов, тем выше показатель использования грузоподъемности и вместимости вагона.