Специальная оценка условий труда
Правовые и организационные основы, порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон).
Предметом регулирования Закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Одновременно с Законом был принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которым в Трудовой кодекс РФ были внесены изменения, направленные на замену процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда процедурой специальной оценки условий труда в качестве основания для предоставления работникам гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда. К этим изменениям в Трудовом кодексе РФ мы обратимся далее по тексту настоящего параграфа.
Обратимся к тексту тех положений Закона, которые имеют непосредственное отношение к организации охраны труда в организациях, на предприятиях - теме настоящей работы.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Закона).
Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:
разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (ст. 212, 221 ТК РФ), а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты (ст. 212 ТК РФ);
осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ);
организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников (ст. 213 ТК РФ);
установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций (ст. 92, 117, 147, 213, 221, 222 ТК РФ);
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве (ст. 227-231 ТК РФ) и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями (главы 60 и 61 ТК РФ);
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления (ст. 223 ТК РФ);
15) оценки уровней профессиональных рисков (Национальных стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков");
16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7 Закона).
Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом РФ, настоящим федеральным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом нормы, регулирующие специальную оценку условий труда и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 2 Закона).
В связи с изложенным, приведем перечень статей ТК РФ, в которые внесены изменения указанным выше Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421 в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
К ним относятся статьи:
6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
15. Трудовые отношения.
16. Основания возникновения трудовых отношений.
19(1). Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
20. Стороны трудовых отношений.
21. Основные права и обязанности работника.
22. Основные права и обязанности работодателя.
57. Содержание трудового договора.
61. Вступление трудового договора в силу.
67. Форма трудового договора.
67(1). Последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом.
92. Сокращенная продолжительность рабочего времени.
94. Продолжительность ежедневной работы (смены).
104. Суммированный учет рабочего времени.
117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
126. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией.
146. Оплата труда в особых условиях.
147. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
186. Гарантии и компенсации работникам, в случае сдачи ими крови и ее компонентов.
209. Основные понятия.
210. Основные направления государственной политики в области охраны труда.
212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников.
215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда.
216. Государственное управление охраной труда.
216 (1). Государственная экспертиза условий труда.
217. Служба охраны труда в организации.
219. Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
220. Гарантии права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников.
253. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин.
282. Общие положения о работе по совместительству.
283. Документы, предъявляемые при приеме на работу по совместительству.
312 (3). Особенности организации и охраны труда дистанционных работников.
351 (3). Некоторые особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда.
356. Основные полномочия федеральной инспекции труда.
357. Основные права государственных инспекторов труда.
360. Порядок организации и проведения проверок работодателей.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возложены Законом на работодателя. Она проводится (порядок проведения специальной оценки условий труда определен главой 2 Закона) не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Она проводится совместно работодателем и организацией или организациями (правовое положение этих организаций определено главой 3 "Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда" Закона), привлекаемые работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой Минтрудом РФ. В настоящее время действует Приказ Минтруда РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда. Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки труда и инструкции по ее заполнению".
Важно отметить, что п. 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации согласно ТК РФ (в редакции данного закона) компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, указанные компенсации, установленные до 1 января 2014 г. (день вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421), должны быть сохранены в том случае, если они меньше компенсаций, предусмотренных ТК РФ в редакции указанного Федерального закона. Однако при условии, что сохранились условия труда на рабочих местах, явившихся основанием для назначения компенсаций до 1 января 2014 г.
В статье 27 "Переходные положения" Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2014 г., содержатся нормы, определяющие преемственность в работе специализированных организаций, исследующих состояние условий труда на рабочих местах, в переходный период, обусловленной отменой аттестации рабочих мест по условиям труда и введением специальной оценки условий труда. Определены полномочия этих специализированных организаций, которые до 1 января 2014 г. проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда, в формально новой для них деятельности - специальной оценке условий труда на рабочих местах.
1. Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до 1 января 2014 г., в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на 1 января 2014 г. аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г.
До вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации, аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (см. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
2. Организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до 1 января 2014 г., в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 указанного выше Закона, до 31 декабря 2014 года включительно.
Напомним читателям, что согласно п. 2 части 1 статьи 19 Закона в организации, проводящей специальную оценку условий труда, должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
4. В случае если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Закона.
При возникновении обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 17: замена производственного оборудования, изменение производственного процесса, состава применяемых материалов и (или) сырья, ввод в эксплуатацию новых рабочих мест и т.д., работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда. Она проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 статьи 17 обстоятельств.
При этом для целей, определенных статьей 7 "Применение результатов проведения специальной оценке условий труда" Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до 1 января 2014 г. порядком.
В приложении N 1 к настоящей работе приводится макет Положения об организации проведения специальной оценки условий труда в организации, у работодателя - индивидуального предпринимателя.