Вопрос. Функции и принципы налогообложения
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.
С помощью фискальной функции создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.
Экономическая функция означает, что налоги являются активным участником перераспределительных отношений и оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, усиливая или ослабляя накопление капитала. Принципы построения налоговой системы эволюционируют вместе с рыночным хозяйством, изменяя свое содержание, однако основные принципы налогообложения желательны в любой экономической системе.
Всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.
Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.
Обязательность - принудительность налога и неизбежность его выплаты.
Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
Легитимность - законодательно утвержденный размер налогов и порядок их взимания.
Объективность и системность - необходимость аккумуляции денежных средств для выполнения государством общественных защитных, хозяйственных и социальных функций.
Эффективность - превышение сумм налогов над затратами на их взимание и использование.
Сумма собранных налогов тесно связана с размером налоговых ставок. Повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов Дальнейшее повышение налоговых ставок сверх определенного уровня может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается.
Юридические и организационные принципы налоговой системы РФ.
Юридические принципы налогообложения
Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед законом (реализован в ст.3 НК РФ).
Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть введен ис-ключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответст-вующего законодательного акта (реализован в ст.12 НК РФ).
Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, воз-никшие до его принятия (реализован в ст.5 НК РФ).
Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связаны с вопросами налогообло-жения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов (реализован в ст.4 и 6 НК РФ).
Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога (реализован в ст.17 НК РФ).
3. Организационные принципы налогообложения
Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств (закреплен в ст. 3 НК РФ).
Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции (установлен в ст.5 НК РФ).
Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную под-вижность налогообложения, налоговая системы должна быть достаточно стабильной. Кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях ив строго определенном порядке.
Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного управления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.
Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика (ст.32 НК РФ).
Принцип одновременности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом (закреплен в ст.38 НК РФ).
Элементами налоговой системы являются: нормативно-правовая база сферы налогообложения, совокупность налогов и сборов, плательщики налогов и сборов, механизм налогового администрирования.
Налоговое администрирование – процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов. При этом под налоговым производством понимают совокупность законодательно установленных приемов, способов и методик, определяющих порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, и полномочий налоговых администрация по контролированию, регулированию и принуждению налогоплательщиков к исполнению этого обязательства.
11.1 Макроэкономическая политика: сущность, принципы рациональности выбора, проблемы согласования целей и инструментов.
Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные или совокупные величины, характеризующие движение экономики как единого целого:
§ валовый национальный продукт
§ общий уровень цен
§ рыночную ставку процента
§ уровень инфляции
§ уровень занятости и безработицы
Основными макроэкономическими показателями являются: валовой национальный продукт, темп его роста, темп инфляции и уровень безработицы.
Важнейшим результатом макроэкономического анализа является разработка макроэкономической политики.
Макроэкономическая политика — это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.
Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач:
§ обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого качества и уровня жизни населения;
§ обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной безработице), которая предоставляет возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получить доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;
§ обеспечение социальной защищенности, гарантирующей достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;
§ обеспечение экономической свободы, предоставляющей экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель экономического поведения;
§ обеспечение общеэкономической безопасности;
§ достижение оптимального платежного баланса, обеспечивающего установление равновесия в международных товарных и денежных потоках, стабилизацию курса национальной валюты.
Цели макроэкономической политики (макроэкономики):
§ Поддержание высокого уровня национального производства, и постоянных темпов роста экономики, без спадов.
§ Высокий уровень занятости и низкий уровень вынужденной безработицы
§ Осуществление рационального рыночного ценообразования для поддержания стабильности цен
§ Равновесие экспорта и импорта
§ Стабильность валютного курса
Проблемы составляющие предмет макроэкономики:
§ Национальное производство — измерение национального объема производства и осуществление необходимых мер для поддержания постоянных темпов экономического роста.
§ Занятость — макроэкономическая нестабильность, цикличность развития, безработица
§ Уровень цен — вмешательство государства в экономическое развитие для снижения инфляции и улучшения благосостояния граждан
§ Внешнеэкономическое развитие — сотрудничество с другими странами