Тема 4.3 Прибыль и рентабельность

Краткое изложение материала темы

1. Получение прибыли основная цель деятельности предприятия как коммерческой организации. Прибыль - абсолютный финансовый результат производственно – хозяйственной деятельности предприятия. Получение прибыли означает превышение доходов над расходами. Относительный показатель прибыльности (доходности) деятельности - рентабельность.

2. Прибыль предприятия характеризует эффективность его деятельности. Она является основным источником финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающим его функционирование и развитие. Прибыль характеризуется системой показателей: валовая прибыль, балансовая прибыль, чистая прибыль, прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг, прибыль от внереализационных операций, прибыль от реализации имущества.

3. Прибыль обладает стимулирующей функцией, является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия, источником формирования бюджетов различных уровней, социального и производственного развития самого предприятия. Прирост прибыли обеспечивается ростом объема продаж, снижением себестоимости, своевременным обновлением ассортимента продукции, что в свою очередь зависит от работ по совершенствованию организации производства и труда, качественного маркетинга, повышения качества выпускаемой продукции и экономии всех видов ресурсов при выпуске продукции.

4. Предприятие получает доходы от основной деятельности: выручку от реализации продукции (работ, услуг, товаров), от инвестиционной деятельности и от финансовой деятельности. Выручка от реализации продукции служит основным источником благосостояния предприятия, из выручки покрываются расходы предприятия и получают прибыль.

5. Расходы предприятия обусловлены его производственно-хозяйственной (основной), инвестиционной и финансовой деятельностью. Расходы подразделяются на связанные или не связанные с извлечением прибыли и принудительные. Расходы классифицируются в целях повышения управляемости финансовым результатом, а также в целях планирования и прогнозирования затрат.

6. Предприятие планирует свои доходы и расходы на краткосрочный и долгосрочный периоды. От этого зависит его финансовая устойчивость, своевременность платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также расчеты с поставщиками. Основной формой финансового планирования является баланс доводов и расходов, состоящий из разделов: доходы и поступления средств, Расходы и отчисления средств, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Финансовый план отражает результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, банками и другими организациями.

7. Распределение прибыли раскрывает стратегические задачи предприятия. Оставляя прибыль на предприятии, собственники решают задачу конкурентной борьбы, обеспечивают рост объема продаж, обновление продукции, диверсификацию деятельности, внедрение новых достижений научно-технического прогресса, создают финансовые резервы. Выплата дивидендов акционерам обеспечивает доход на вложенный капитал, тем самым стимулируются дальнейшие инвестиции и наращивание совокупного капитала. Государство, получая свою долю от прироста капитала в виде налогов, имеет финансовые источники для выполнения своих функций.

8. Прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, но она не в полной мере характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. Рентабельность — один из основных качествен­ных показателей эффективности производства, ха­рактеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.

9. Существуют следующие показатели рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж (реализации); рентабельность производства (производственных фондов); рентабельность собственных средств предприятия; рентабельность долгосрочных финансовых вложений; рентабельность инвестиций; рентабельность активов и др.

10. Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных через валовую прибыль и прибыль от реализации, позволяет оценить влияние коммерческих и управленческих расходов. Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных через прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль от реализации, позволяет оценить влияние на рентабельность результатов от прочей деятельности. Сопоставление показателей рентабельности от финансово-хозяйственной деятельности и прибыли отчетного года позволяет оценить влияние на рентабельность внереализационных результатов. Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных через чистую прибыль и прибыль отчетного года, позволяет оценить влияние налоговых платежей.

11. Основные пути повышения рентабельности – это повышение прибыли и уменьшение объёма и стоимости ресурсов, затраченных на её получение.

Термины и понятия

Прибыль предприятия. Убыток предприятия. Доходы предприятия. Расходы предприятия. Валовая прибыль. Балансовая прибыль. Прибыль от реализации продукции. Прибыль от реализации имущества. Прибыль от внереализационных операций. Чистая прибыль. Налог на прибыль. Финансовый план предприятия. Рентабельность продукции. Рентабельность продаж. Рентабельность производства. Рентабельность имущества.

Вопросы для самоконтроля

1) Дайте определение прибыли.

2) Охарактеризуйте систему показателей (видов) прибыли.

3) Назовите группы денежных доходов, связанных с извлечением прибыли.

4) Назовите виды денежных расходов предприятия.

5) Какие налоги и платежи вносит предприятие в бюджет и вовнебюджетные фонды?

6) Охарактеризуйте процесс формирования чистой прибыли предприятия.

7) В чем состоят особенности распределения прибыли на предприятиях различных организационно-правовых форм?

8) Перечислите направления распределения и использования прибыли на предприятии.

9) Каковы цели и задачи финансового планирования?

10) Дайте определение рентабельности.

11) Охарактеризуйте основные виды рентабельности.

12) Назовите основные факторы роста прибыли и повышения рентабельности.

Рекомендуемая литература:

законодательные акты и нормативные документы [2]; [4]; [5]; [7]; [10]

основная [1]; [2]; [3];

дополнительная [21]; [22]; [27]; [28].

Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия)

Тема 5.1 Внутрифирменное планирование на предприятии (в организации)

Краткое изложение материала темы

1. В самом общем виде планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является общей функцией менеджмента.

2. Планирование и прогнозирование являются важнейшими составными частями управления предприятием, Они позволяют:предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;более рационально использовать все ресурсы предприятия;избежать риска банкротства,повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия. Для того чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах.

3. Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии. К основным принципам планирования относятся:

- непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

- научность означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах;

- нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;

- принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;

- принцип взаимной увязки и координации: планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

4. В отечественной практике применяются различные методы планирования на предприятии. Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод, а весь их комплекс.

- Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов: материальные, трудовые, финансовые балансы, балансы производственной мощности.

- Нормативный метод заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия. Этот метод может успешно применяться только, если используется прогрессивная нормативная база.

- Программно - целевой метод позволяют составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

- Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.

- Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

- Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели, отражающие зависимость количественных параметров (показателей) от влияния основных факторов, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

- Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями. Сетевые графикиявляются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.

5.По срокам различают перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование, которые взаимосвязаны и образуют единую систему:

- Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. В настоящее время ряд предприятий разрабатывает долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2-3 года.

- Текущее (годовое) планирование осуществляется в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.

- Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех - участок - бригада - рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей - рабочих. Оперативно-производствен­ное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

6. В настоящее время не существует какой-то строгой, официально утвержденной методологии по составлению плана эко­номического развития предприятия. Но на большинстве предприятий план экономического и социального развития состоит из следующих разделов:

1) план производства и реализации продукции (услуг) - производственная программа;

2) план научно-технического прогресса;

3) план инвестиций;

4) план материально-технического обеспечения;

5) план по труду;

6) план по издержкам производства и реализации продукции;

7) финансовый план;

8) план социального развития коллектива предприятия;

9) план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

7 Производственная программа предприятия– этонаучно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.

8 Производственную программу характеризуют следующие показатели: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.Количественные (объемные) показатели: объем товарной, валовой, реализованной и чистой продукции. Натуральные и стоимостные показатели: плановый выпуск, как в стоимостном, так и в натуральном выражении по каждому отдельному виду продукции или изделию. Физический объем выпуска устанавливается обычно в натуральных единицах, применяемых для данной продукции (штуки, тонны и т.д.). В целом по предприятию показатели товарной, валовой и реализованной продукции устанавливаются в денежном выражении.

9 Производственная мощность предприятия (цеха, участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации. Определяется проектная, плановая и фактическая производственная мощность, а также коэффициент использования производственных мощностей.На производственную мощность оказывают влияние технические, организационные, экономические и социальные факторы.При перспективном проектировании развития мощностей предприятияприменяется балансовый метод, при котором определяются задания по приросту и вводу в действие производственных мощностей, а также их выбытие и замена.

Термины и понятия

Планирование. Принципы планирования. Методы планирования. Перспективное планирование. Текущее планирование. Оперативно-производственное планирование. План экономического и социального развития. Производственная программа. Показатели производственной программы. Производственная мощность

Вопросы для самоконтроля

1) В какой степени эффективная деятельность предприятия зависит от качества плана его развития?

2) Назовите основные принципы планирования.

3) Дайте характеристику методов планирования

4) В чем состоит стратегическое планирование предприятия?

5) В чем состоит текущее планирование на предприятии?

6) Что лежит в основе системы оперативно-производственного планирования?

7) Что представляет собой план экономического и социального развития?

8) Как разрабатывается производственная программа предприятия?

9) Назовите основные показатели производственной программы предприятия.

10) Как рассчитывается оптимальный объем производства?

11) Как определяется производственная мощность предприятия, цеха, участка?

Рекомендуемая литература:

основная [1]; [2]; [3];

дополнительная [21]; [22]; [27]; [28].

Тема 5.2. Бизнес – планирование на предприятии (в организации)

Краткое изложение материала темы

1) На многих отечественных предприятиях параллельно разрабатывают как план экономического и социального развития, так и бизнес-планы. Бизнес-планы являются основой внутрифирменного планирования. Они разрабатываются для отделов, подразделений, филиалов, конкретных проектов по освоению новых видов продукции или расширению производства и другим видам деятельности предприятия. Бизнес-планы в этом случае разрабатываются для экономического обоснования выпуска новой продукции, внедрения новой техники и других нововведений. И если бизнес-планы одобрены и приняты к реализации, то в этом случае это должно быть отражено в плане экономического и социального развития предприятия.

2) Бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения. Бизнес-план позволяет всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие, разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

3) Бизнес-план — это не только внутрифирменный документ, но и внешний. Он может сыграть важную роль для получения кредита и иностранных инвестиций. Получить иностранные инвестиции без наличия бизнес-плана практически невозможно. Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы с привлечением консультантов со стороны.

4) В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие: Производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами.

Инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов.

Бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом.

Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у кредиторов и других заинтересованных сторон. Для того чтобы привести потенциальных инвесторов делового проекта, предпринимателю важно придерживаться нижеследующих требований: Ясность. При разработке бизнес-плана нужно употреблять простые выражения, избегать характеристики нескольких идей в одном предложении, добиваться логической связи межу предыдущим и последующим конкретными положениями, не широко использовать прилагательные, иллюстрировать свои выводы таблицами, графиками, суждениями.

Краткость. Важно оставить в бизнес – плане только самую необходимую, но достаточную информацию, которую целесообразно донести до других лиц.

Логичность. Бизнес-план должен быть построен в логичной последовательности, его разделы - тесно увязаны между собой, без повторений и противоречий в изложении материала.

Объективность. Предприниматель обязан трезво оценивать свои возможности, не преувеличивать значение и перспективы своего проекта, реально подходить к оценке возможностей потенциальных конкурентов.

Объем плана Объем каждого раздела призван находиться в конкретной пропорции относительно параметров всего проекта, учитывать значимость конкретного раздела в общем контексте и базироваться на принципе необходимости и достаточности изложенного с точки зрения читающего.

Структура плана. Материал должен быть разделен на короткие, четко обозначенные параграфы, в которых должны быть рассмотрены следующие вопросы: Описание предприятия. Цели бизнеса. Характеристика нового бизнеса. Характеристика продуктов (услуг). Анализ рынка сбыта. Конкуренция и конкурентные преимущества. План маркетинга. Ценообразование. Продажа продукции. План производства. Государственное и правовое регулирование. Персонал–менеджмент. Риски бизнеса. Финансовый план. Деловое расписание. Приложения к бизнес–плану. Совокупность документов, прилагаемых к бизнес-плану, должна быть обширной, поскольку инвестору, партнеру важно иметь как можно более точное представление о своем положении.

5) Рекомендации по разработке бизнес – плана подробно изложены в специальных изданиях по бизнес – планированию.

Термины и понятия

Бизнес – план. Производственный (внутренний) бизнес-план. Инвестиционный бизнес-план. Бизнес-план финансового оздоровления. Бизнес-план для получения кредитов. Структура (разделы) бизнес – плана.

Вопросы для самоконтроля

1) В каких случаях разрабатывается бизнес-план предприятия?

2) Каковы примерная структура и содержание бизнес-плана предприятия?

3) Каковы основные этапы разработки бизнес-плана? В чем их особенности?

4) Как следует оформить бизнес-план? Какое значение имеет оформление?

Рекомендуемая литература:

основная [1]; [2]; [3];

дополнительная [21]; [22]; [27]; [28].

Наши рекомендации