Денної і заочної форм навчання всіх спеціальностей
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ
ДОНЕЦЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ ІНСТИТУТ ЗДОРОВ`Я, ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ ТА СПОРТУ ПРИ НАЦІОНАЛЬНОМУ УНІВЕРСИТЕТІ ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ І СПОРТУ УКРАЇНИ
Факультет спорту
КАФЕДРА ОПС
КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЇ № 6
з дисципліни „АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ РОЗВИТКУ ОЛІМПІЙСЬКОГО ТА ПРОФЕСІЙНОГО СПОРТУ”
тема: „ОЛИМПИЙСКИЙ АРБИТРАЖ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО АРБИТРАЖА”
Для студентів 5 курсу (спеціаліст, магістр)
денної і заочної форм навчання всіх спеціальностей
Затверджено на засіданні кафедри пр. №__від „___”__________2013 р. Завідувач кафедри д.пед.н., проф. Демінський О.Ц. _______________________________ |
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ОЛИМПИЙСКИЙ АРБИТРАЖ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО АРБИТРАЖА.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛИМПИЙСКОГО АРБИТРАЖА.
2.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЛИМПИЙСКОГО АРБИТРАЖА.
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ ОЛИМПИЙСКОГО АРБИТРАЖА
• Цели, задачи и основные результаты деятельности олимпийского арбитража
• Состав Палат ad hoc
• Место пребывания Палат ad hoc
• Арбитражная процедура
• Упрощенная система судопроизводства
• Ускоренное судопроизводство
• Способы реализации ускоренного судопроизводства
• Помехи в осуществлении ускоренного судопроизводства и пути их преодоления
• Надлежащее судопроизводство
2.3. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛИМПИЙСКОГО АРБИТРАЖА
• Подсудность олимпийскому арбитражу
• Юрисдикция олимпийского арбитража
Законодательство, регламентирующее предмет спора
• Применимая регламентация
• Положения законов, применение которых будет сочтено адекватным
• Общие принципы права
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бриллиантова А.М. Энциклопедия олимпийского арбитража: Атланта-Ногано-Сидней / А.М. Бриллиантова, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. – М. Физкультура и спорт, 2005. – 348 с.
2.Мильштейн О.А. Олимпийская сага / О.А. Мильштейн. – М.: Олимпия-пресс, 2001. – 744 с.
3.Олимпийский спорт: в 2 т. / В.Н. Платонов, М.М. Булатова, С.Н. Бубка [и др.]; под общ.ред. В.Н. Платонова. – К. : Олимп. л-ра, 2009. – Т.1. – 736 с. : ил. – Библиогр. : С. 256-360.
Generalia praecedunt, specialia sequuntur
Общее предшествует, конкретное следует
ОЛИМПИЙСКИЙ АРБИТРАЖ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО АРБИТРАЖА: ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
В начале 80-х годов XX столетиярезко возросло количество споров в области спорта. Эта ситуация явилась импульсом к осознанию руководителями различных спортивных организаций потребности в создании авторитетной и независимой организации, специализирующейся на рассмотрении и эффективном решении спорных вопросов, связанных с функционированием и развитием спорта.
В 1981 году, вскоре после выборов Президентом МОК, Хуан Антонио Самаранч высказал предложение о создании специализированной юридической организации в области спорта.
В 1982 году на очередной сессии МОК в Риме Кеба Мбайе — член МОК и судья Международного суда в Гааге — создал рабочую группу, которая разработала уставные документы организации, получившей название Спортивный арбитражный суд.
Идея образования специализированной юридической организации, основной миссией которой являлось бы рассмотрение споров, прямо или косвенно связанных со спортом, и принятия решений по ним, была быстро подхвачена специалистами и спортивной общественностью. Этому способствовали, кроме специализированной направленности, и другие важные аргументы в пользу создания спортивной юридической организации, а именно обеспечение относительно быстрого и недорогого рассмотрения возникающих споров на профессиональной основе.
В 1983 году МОК официально утвердил Устав Спортивного арбитражного суда, вступивший в силу 30 июня 1984 года, который дополнялся Регламентом Спортивного арбитражного суда.[*]
В соответствии с упомянутыми нормативными документами Спортивный арбитражный суд состоял из 60 членов, работа которых оплачивалась МОК. Годовой бюджет Спортивного арбитражного суда утверждался единолично Президентом МОК.
В первые годы своего существования Спортивный арбитражный суд, по существу, сосредоточил свое внимание на деятельности в двух основных направлениях: во-первых, на рассмотрении исков спортивных организаций и отдельных лиц по поводу споров в области спорта, независимо от их природы; во-вторых, на обеспечении консультирования различных спортивных организаций и отдельных лиц в отношении вопросов, возникающих в области спорта и потенциально могущих привести к конфликту интересов. В 1991 году в деятельности Спортивного арбитражного суда появилось и еще одно направление — рассмотрение апелляций, поданных на решения, принятые различными дисциплинарными органами спортивных организаций.
В 1992 году Э.Гундель (E.Gundel) подал в Спортивный арбитражный суд апелляцию на принятое Международной федерацией конного спорта решение, в соответствии с которым он был дисквалифицирован в связи с приемом допинга. Решение Спортивного арбитражного суда по данной апелляции лишь частично пересматривало ранее принятый Международной федерацией конного спорта вердикт: срок дисквалификации был сокращен с трех до одного месяца. Спортсмен, неудовлетворенный этим решением, подал в Швейцарский федеральный суд апелляцию, основным вопросом которой стала правомочность и законность решения Спортивного арбитражного суда.
В своем решении от 15 марта 1993 года Швейцарский федеральный суд признал Спортивный арбитражный суд в качестве правомочного и законного арбитражного органа. В частности, в упомянутом решении говорилось следующее: «Спортивный арбитражный суд является автономным арбитражным органом в организационном плане... Располагая уставом, вступившим в силу 30 июня 1984 года, который был утвержден МОК, Спортивный арбитражный суд выносит приговоры по случаям, которые ему представляются на рассмотрение, опираясь на находящиеся в его распоряжении права... Спортивный арбитражный суд является настоящим независимым арбитражным судом, который свободно осуществляет полный судебный контроль за передаваемыми ему решениями ассоциаций о наказаниях, соответствующих их уставам, которые были наложены на апеллянта». [†]
Однако в своем решении Швейцарский федеральный суд обратил внимание на многочисленные и разносторонние связи, существующие между Спортивным арбитражным судом и МОК, в первую очередь на тот факт, что деятельность суда финансируется практически исключительно МОК. По мнению высшего судебного органа Швейцарии, Спортивный арбитражный суд должен был стать более независимым как организационно, так и экономически.
Именно упомянутая апелляция и принятое Швейцарским федеральным судом решение по ней привели к основным реформам Спортивного арбитражного суда.
Пересмотру подверглись, прежде всего, Устав и Регламент, которые были полностью переработаны в целях обеспечения изменения организационной структуры и повышения эффективности деятельности суда, что обеспечивало определенный уровень независимости от МОК, финансировавшего Спортивный арбитражный суд с момента его создания.
Одним из самых значимых элементов реформирования стало создание Международного арбитражного совета в области спорта, которому в качестве основных задач были вменены контроль функционирования и финансирование Спортивного арбитражного суда. Иными словами, Международный арбитражный совет в области спорта взял на себя по отношению к Спортивному арбитражному суду исполнение функций, характерных ранее МОК.
Важным аспектом реформ явилось и создание в рамках Спортивного арбитражного суда двух постоянных подразделений — палат обычного и апелляционного арбитража.
Названные и иные реформы деятельности Спортивного арбитражного суда были формально закреплены в Кодексе спортивного арбитража, вступившим в силу 22 ноября 1994 года и действующим в настоящее время.
[‡]После принятия Кодекса спортивного арбитража реформирование деятельности Спортивного арбитражного суда не закончилось.
В 1996 году в его организационную структуру были введены новые подразделения — децентрализованные отделения и Палаты ad hoc.
Руководство международным спортивным арбитражем полагает, что в ближайшей перспективе развитие арбитража будет происходить в направлении упрощения доступа к решению спорных вопросов в области спорта за счет дальнейшего расширения сети децентрализованных отделений и Палат ad hoc при сохранении верности основным принципам — независимости, конфиденциальности, быстроты осуществления и практически полной бесплатности арбитражной процедуры.
Таким образом, в настоящее время для урегулирования споров в области спорта посредством арбитража создано и функционирует два основных органа — Международный арбитражный совет в области спорта и Спортивный арбитражный суд, местопребыванием которых является Лозанна, Швейцария.
Спортивный арбитражный суд в настоящее время состоит из двух основных структурных подразделений — Палаты обычного арбитража и Палаты апелляционного арбитража.
В структуру Спортивного арбитражного суда входят и так называемые децентрализованные подразделения в виде постоянно действующих отделений, созданных в 1996 году в Сиднее (Австралия) и Денвере (США). Последнее из названных отделений в 1999 году было переведено в Нью-Йорк.
Кроме того, в рамках САС создаются и такие специализированные структурные подразделения, которые получили название Палаты ad hoc («для данного случая» — прим. авт.). Эти подразделения начали функционировать также начиная с 1996 года на Играх XXVI Олимпиады в Атланте.
В целом деятельность Спортивного арбитражного суда регулируется Кодексом спортивного арбитража. Функционирование Палат ad hoc осуществляется на основе специально утверждаемых арбитражных регламентов.
Согласно Кодексу спортивного арбитража, в состав Спортивного арбитражного суда в настоящее время должно входить не менее 150 арбитров.
Арбитры включаются на четырехлетний срок в специальный список, публикуемый в официальном издании. При формировании списка арбитров важным требованием выступает наличие у них юридического образования и общепризнанной компетентности в области спорта.
Список арбитров в целом сбалансирован по представительству от различных континентов, но главное — по представительству от разнообразных спортивных организаций. Установлены следующие квоты представительства арбитров: 1/5 — лица, предложенные МОК; 1/5 — лица, предложенные международными федерациями; 1/5 — лица, предложенные НОК; 1/5 — лица, выбранные после консультаций в целях соблюдения интересов спортсменов; 1/5 — лица, независимые от упомянутых выше организаций, имеющих право предлагать арбитров.
Входящие в список арбитры могут быть привлечены для работы в любой палате Спортивного арбитражного суда, в том числе в Палате ad hoc, действующей во время проведения тех или иных Олимпийских игр.
Предметом специального обсуждения в настоящей монографии являются организационные и правовые особенности, а также результаты деятельности специализированных структурных подразделений Спортивного арбитражного суда — Палат ad hoc.
Rem tene, verba sequentur
Владей сутью, а слова найдутся
Глава 1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛИМПИЙСКОГО АРБИТРАЖА
1.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОЛИМПИЙСКОГО АРБИТРАЖА
♦ Регламент как нормативно-правовая основа олимпийского арбитража
Нормативно-правовой основой деятельности Палат ad hoc является арбитражный регламент, утверждаемый Международным арбитражным советом в области спорта каждый раз при создании палаты для соответствующих Олимпийских игр (приложения 2-4). Арбитражный регламент для Игр Олимпиады в Атланте был утвержден 28 сентября 1995 года, арбитражный регламент для зимних Олимпийских игр в Нагано — 9 апреля 1997 года, а арбитражный регламент для Игр Олимпиады в Сиднее - 29 ноября 1999 года. Таким образом, арбитражные регламенты утверждаются приблизительно за 10 месяцев до начала Олимпийских игр.
Анализ арбитражных регламентов для Олимпийских игр, проведенных в Атланте, Нагано и Сиднее, позволяет сформулировать следующие наиболее характерные черты, отличающие нормативно-правовые основы деятельности Палат ad hoc от Палаты обычного и Палаты апелляционного арбитража Спортивного арбитражного суда. [§]
· Палата ad hoc не является постоянным институциональным образованием, а создается на конкретный период времени, совпадающий со сроками проведения спортивных соревнований или несколько превышающий их.
Палата ad hoc на Играх Олимпиады в Сиднее функционировала, например, с 5 сентября по 1 октября 2000 года, в то время как олимпийские соревнования проходили с 15 сентября по 1 октября 2000 года.
· Несмотря на временный характер функционирования, Палата ad hoc рассматривается как структурное подразделение Спортивного арбитражного суда.
· Для деятельности Палаты ad hoc характерна комплексность, проявляющаяся в том, что эта палата, в отличие от других палат Спортивного арбитражного суда, рассматривает дела в первой инстанции, а также апелляционные дела.
· Палата ad hoc состоит из определенного числа арбитров (6-12 человек), фигурирующих в специальном списке, официально публикуемом до открытия Олимпийских игр. В данный список включаются только те судьи, которые входят в общий список арбитров Спортивного арбитражного суда. Все поименованные в специальном списке судьи должны постоянно присутствовать на соответствующих Олимпийских играх.
· Руководство деятельностью Палаты ad hoc осуществляет ее председатель, сопредседатель и секретарь.
Председатель и сопредседатель Палаты ad hoc назначаются Бюро Международного арбитражного совета в области спорта из числа его членов.
Секретарь Палаты ad hoc назначается Спортивным арбитражным судом и находится в непосредственном подчинении его Генерального секретаря.
· Языком Палаты ad hoc является английский или французский, в соответствии с решением председателя палаты.
· Любое физическое или юридическое лицо, которое намеревается обратиться в Палату ad hoc, должно подать письменное исковое заявление секретарю, получив у него предварительно типовой бланк (приложение 6).
Исковое заявление должно содержать: а) копию оспариваемого решения; б) краткое описание фактов и правовых средств, обосновывающих исковое заявление; в) претензии истца; г) просьбу о предоставлении отсрочки или о принятии любой другой временной меры, требующей срочного назначения; д) все объяснения, полезные для обоснования и уточнения компетенции Палаты ad hoc в конкретном вопросе; е) адрес истца в месте проведения Олимпийских игр и номер факса, адрес Электронной почты, по которым истец может быть найден в связи с ходом рассмотрения дела.
· Подача искового заявления является исходным моментом для назначения председателем Палаты ad hoc арбитражной группы, призванной разрешить возникший спор и состоящей из трех арбитров, один из которых выступает в роли ее председателя.
В определенных случаях председатель Палаты ad hoc может назначить для рассмотрения искового заявления единоличного арбитра.
· С учетом совокупности конкретных обстоятельств арбитражная группа Палаты ad hoc может: а) вынести окончательное решение по делу; б) передать дело в одну из постоянных палат Спортивного арбитражного суда в соответствии с Кодексом спортивного арбитража; в) вынести решение по определенной части спорных вопросов, а нерешенную часть спора передать на рассмотрение одной из постоянных палат Спортивного арбитражного суда.
В случае направления дела (или его части) на рассмотрение Спортивного арбитражного суда арбитражная группа Палаты ad hoc может, даже в отсутствии соответствующих требований сторон спора, определить необходимые временные меры, которые должны действовать до принятия противоположного решения со стороны Спортивного арбитражного суда.
· В ходе рассмотрения дела арбитражная группа изучает материалы искового заявления, проводит слушания сторон, осуществляет необходимые следственные действия, привлекая для этого экспертов, и т.д.
После получения необходимой и достаточной информации арбитражная группа проводит свое заседание для принятия решения даже в отсутствие сторон спора.
· Арбитражная группа выносит свое решение в течение 24 часов с момента подачи искового заявления.
В порядке исключения этот срок может быть продлен председателем Палаты ad hoc.
· Арбитражное решение принимается большинством голосов арбитров или — при его отсутствии — председателем арбитражной группы.
Решение в общих чертах мотивируется, оформляется в письменном виде, датируется и подписывается председателем арбитражной группы.
· Арбитражное решение сообщается сторонам немедленно, и с момента оглашения приобретает законную силу.
Арбитражное решение подлежит немедленному исполнению и не может стать предметом обжалования.
· Услуги Палаты ad hoc предоставляются безвозмездно.
Стороны спора, однако, принимают на себя расходы, связанные с оплатой услуг адвокатов, экспертов, свидетелей и переводчиков.
· Новеллы в арбитражных регламентах
Опыт практической деятельности Палат ad hoc позволяет постоянно совершенствовать их работу, в том числе за счет введения новелл в арбитражные регламенты.
Кросс-анализ (таблица 1, приложение) арбитражных регламентов, регулировавших деятельность Палат ad hoc на Олимпийских играх в Атланте (приложение 2), Нагано (приложение 3) и Сиднее (приложение 4), позволяет выявить содержание внесенных в них новелл.
К основным новеллам регламента Олимпийских игр в Нагано, по сравнению с регламентом Олимпийских игр в Атланте, следует отнести:
- включение прямой ссылки на правило 74 Олимпийской хартии (приложение 1) и на пункт об арбитраже, содержащийся в формуляре заявки для участия в Олимпийских играх, являющихся основой для решения с помощью Палат ad hoc возникающих во время Олимпийских игр споров (статья 1);
- возможность замещения председателя Палаты ad hoc ее сопредседателем в любое время (статья 4);
- конкретизация места пребывания Палат ad hoc (статья 7);
- расширение круга возможных истцов с только физических лиц до физических и юридических лиц; необходимость использования специально разработанного типового бланка искового заявления.
1.2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛИМПИЙСКОГО АРБИТРАЖА
• Цели, задачи и основные результаты деятельности олимпийского арбитража
Впервые в истории олимпийского движения деятельность Палаты ad hoc Спортивного арбитражного суда осуществлялась в 1996 году в Атланте — городе проведения Игр XXVI Олимпиады - с 19 июля по 4 августа.
При создании Палаты ad hoc Спортивный арбитражный суд преследовал следующую основную цель: обеспечить спортсменов и других участников - федерации, НОК, официальных лиц, тренеров, врачей и т.д. — учреждением, способным разрешать споры, возникающие во время Олимпийских игр, окончательным образом и за период времени, адекватный темпам проведения соревнований. Для достижения окончательного решения требовалось создание арбитражного суда, т.е. независимого суда, соблюдающего основные процедурные принципы. Для вынесения решения в короткие сроки нужны были соответствующие процедурные и организационные структуры, а также судьи, знакомые с предметом арбитражного разбирательства. Для того чтобы олимпийский арбитраж был признан спортивным сообществом, желательно было, чтобы он отражал разнообразие этого сообщества и включал в свой состав бывших спортсменов. Наконец, свободный характер процедур и наличие официального фонда помощи могли только способствовать дальнейшему росту привлекательности и качества юридических услуг, оказываемых спортивному сообществу.
Другими словами, цель создания Палаты ad hoc заключалась в том, чтобы обеспечить честный, оперативный и свободный способ улаживания споров во время и в связи с проведением Олимпийских игр.
На каждых Олимпийских играх Палата ad hoc, кроме достижения сформулированной выше цели, решала специфические задачи.
В Атланте, в обстановке скептицизма, деятельность олимпийского арбитража проходила первую экспериментальную проверку. На начальном этапе своей работы Палата ad hoc должна была решить следующие основные задачи — добиться доверия и обеспечить свою независимость от руководящих спортивных органов. Доверия спортсменов и иных потенциальных сторон арбитражного разбирательства можно было добиться с помощью профессионального подхода к решению возникающих споров, скорости судопроизводства и отсутствия возмещения судебных издержек. Независимость от руководящих спортивных органов обеспечивалась с помощью разработанной и утвержденной нормативно-правовой базы деятельности олимпийского арбитража, в первую очередь за счет арбитражного регламента.
Одним из важных результатов реализации сформулированных выше задач, наряду с практическим разрешением ряда возникших на Олимпийских играх споров, было убеждение спортивной общественности в том, что такое учреждение как Палата ad hoc может оказаться наименьшим из потенциальных зол в области спорта, деятельность в которой не свободна от обращения к закону и от судебных тяжб.
В Нагано было сочтено целесообразным продолжить начатый в Атланте эксперимент с учетом первого положительного опыта в особых условиях. Специфика условий была связана, во-первых, с меньшей численностью судей олимпийского арбитража, поскольку на зимних Олимпийских играх проходит меньше соревнований; во-вторых, с юридической обстановкой и местными условиями. Основной задачей Палаты ad hoc стало обеспечение осуществления арбитражной процедуры вспомогательными услугами, а именно оперативными услугами англоговорящих адвокатов для представления сторон споров, переводчиков, стенографистов и т.д. Несмотря на возникшие практические трудности, олимпийский арбитраж достиг основной цели своей деятельности.
В Сиднее Палата ad hoc столкнулась с фактом резкого увеличения количества подаваемых исков: по сравнению с Атлантой количество тяжб возросло в 2,5 раза. Это потребовало решения такой задачи, как интенсификация судопроизводства. Вторая задача заключалась в необходимости повышения качества судопроизводства, поскольку иски были связаны со все более сложными вопросами. Благодаря накопленному опыту, члены Палаты ad hoc справились со стоящими перед ними задачами, чему во многом способствовал высокий профессионализм австралийских адвокатов.
По мере совершенствования судебной процедуры и обретения участниками олимпийского арбитража соответствующего опыта следует ожидать появления все более сложных дел. Поэтому одна из важнейших перспективных задач Палаты ad hoc состоит в том, чтобы справиться со все возрастающим количеством дел и их сложностью без ущерба для сроков и качества судопроизводства.
В целом можно констатировать, что история олимпийского арбитража - это история решения непростой дилеммы: как установить справедливость за рекордно короткие сроки. Иными словами: как разрешить спор за короткое время, диктуемое расписанием Олимпийских игр, без риска нарушения надлежащего судопроизводства и справедливости решения.
Основные результаты деятельности олимпийского арбитража представлены в таблице 2. Они настолько очевидны, что не нуждаются в дополнительных комментариях.
Таблица 2 Результаты деятельности олимпийского арбитража
|
Важнейшей характеристикой результатов деятельности олимпийского арбитража является рассмотрение дел в установленный срок — 24 часа.
Анализ сроков рассмотрения исков показывает, что определенный регламентами срок выдерживался далеко не всегда (см. таблицу 3).
Однако при оценке сроков разрешения арбитражных дел следует иметь в виду тот факт, что слушания часто откладывались по просьбе сторон спора, которым требовалось дополнительное время для подготовки к рассмотрению дела.
Тем не менее, арбитражные группы по возможности постоянно стремятся к повышению оперативности разрешения споров. Своеобразным рекордом стало вынесение решения по делу № 1996/006 «М. против Международной ассоциации любительского бокса» (см. главу 2), которое было осуществлено за 3 часа 40 минут.
Наконец, необходимо охарактеризовать проблематику споров, решаемых олимпийским арбитражем.
В основном, споры касаются различных вопросов участия спортсменов в Олимпийских играх либо результатов соревнований. В Сиднее, например, рассматривались иски, связанные со следующими конкретными проблемами и вопросами: гражданство спортсменов - 5; употребление допингов - 4; «правила игры» - 3; отбор спортсменов — 2.
• Состав Палат ad hoc
Председатель Палаты ad hoc, сопредседатель и судьи назначаются Международным арбитражным советом в области спорта одновременно с утверждением регламента разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр.
Таблица 3 Сроки рассмотрения исков олимпийским арбитражем
|
Бессменным председателем Палат ad hoc на Олимпийских играх в Атланте, Нагано и Сиднее являлась представитель Швейцарии Габриэлла Кауфман-Колер(Gabrielle Kaufmann- Kohler), а сопредседателем — представитель Индии Рагунандан Патак (Raghunandan S. Pathak).
При назначении членов Палаты ad hoc Международный арбитражный совет в области спорта руководствуется такими критериями, как географическое представительство, отсутствие личных связей между судьями и спортивными организациями, которые могут оказаться сторонами в каком-либо споре, квалификация и опыт будущих членов арбитражных групп в области спорта и арбитража и др.
Результатом практической реализации упомянутых принципов явилось назначение в Палату ad hoc на Играх Олимпиады в Атланте 12 судей (представители Австралии, Англии, Канады, Китая, Сенегала, США, Франции, Швейцарии), на зимних Олимпийских играх в Нагано — 6 судей (представители Польши, США, Франции, Швейцарии, Японии) и на Играх Олимпиады в Сиднее — 12 судей (представители Австралии, Англии, Германии, Канады, Малайзии, Нигерии, США, Франции, Швейцарии). Зачастую в состав Палаты ad hoc включаются не только судьи, практикующие юристы, профессора права и т.п., но и выдающиеся в прошлом спортсмены, включая обладателей золотых олимпийских медалей.
Анализ состава судей Палат ad hoc свидетельствует о том, что некоторые из них систематически участвуют в работе олимпийского арбитража. Так, судья из Франции Жан Паулсон (Jan Paulsson) работал в составе арбитража в Атланте, Нагано и Сиднее; судья из Англии Михаэль Белофф (Michael Beloff) - в Атланте и Сиднее, а судья из США Ричард Янг (Richard Young) — в Нагано и Сиднее.
Изучение деятельности членов Палат ad hoc позволяет установить, что судьи по различным причинам в разной степени задействуются в разрешении споров. На Олимпийских играх в Сиднее, например, судьи из Германии Дирк-Рейнер Мартенс (Dirk-Reiner Martens) и Франции Жан Паулсон (Jan Paulsson) участвовали в рассмотрении 6 арбитражных дел; судьи из Австралии Роберт Элл икот (Robert Ellicott) и Канады Ричард Мак- Ларен (Richard McLaren) — 4 дел; судьи из Австралии Трэйси Кавана (Tricia Kavanagh), Англии Михаэль Белофф (Michael Beloff), Малайзии Томас Ли (Thomas Lee), США Мейди Оливо (Maidie Oliveau) и Ричард Янг (Richard Young), Швейцарии Стефан Нетцле (Stephan Netzle) — 3 дел; судьи из Нигерии Бола Ад- жибола (Bola Ajibola) и Швейцарии Жан-Филипп Роша (Jean- Philippe Rochat) — 2 арбитражных дел.
Кроме официального назначения судей Палаты ad hoc практикуется создание почетного совета, состоящего из уважаемых в мире спорта и юриспруденции людей. В Атланте, например, в состав такого почетного совета были включены американские спортсмены Эдвин и Эвелин Эшфорд (Edwin & Evelyn Ashford), Председатель Американской арбитражной ассоциации Уильям Слэйт (William Slate) и Председатель 8-го судебного округа Апелляционной палаты США Ричард Арнольд (Richard Arnold), поддержка которых, благодаря их высокому профессиональному уровню и достижениям в области спорта и юриспруденции, укрепила доверие к Палате ad hoc, функционировавшей на Играх Олимпиады в Атланте впервые.
• Место пребывания Палат ad hoc
Для обеспечения процедурного единообразия в деятельности всех палат Спортивного арбитражного суда местом пребывания Палаты ad hoc была избрана Лозанна (Швейцария). Вместе с тем регламенты предусматривают, что Палата ad hoc и любая ее арбитражная группа могут осуществлять все свои действия в месте проведения Олимпийских игр или в любом другом месте, которое они сочтут подходящим.
Цель выбора в качестве места пребывания Палат ad hoc Лозанны заключается в том, чтобы подчинить олимпийский арбитраж статье 12 швейцарского Закона о международном частном праве от 12 декабря 1987 года, установить юрисдикцию швейцарского суда в целях оказания помощи в проведении и отмене судебных действий и придать швейцарское «гражданство» решениям. В связи с этим возникает вопрос, не является ли место пребывания Палат ad hoc в Швейцарии чем-то искусственным или даже фиктивным? Разумно ли проводить арбитраж в США, Японии, Австралии и других странах, а затем объявить, что он осуществлялся в Швейцарии?
Выбор был сделан на основе веских причин. Поскольку Олимпийские игры переходят из одной страны в другую, привязывание арбитража к швейцарскому законодательству стабилизирует законодательные рамки для решения споров, не вызывая необходимости изменения процедурного режима в связи с изменением места проведения Олимпийских игр. Это представляется тем более оправданным, что участники Олимпийских игр, т.е. возможные стороны арбитражного процесса, не имеют никаких связей со страной-хозяйкой (за исключением, конечно, команд из этой страны); они соревнуются здесь так же, как соревновались бы в любом другом месте.
Факт наличия веских оснований для выбора местом пребывания Палат ad hoc Лозанны не исключает, однако, вероятности возникновения затруднений двух видов, связанных, в первую очередь, с юрисдикцией швейцарских судов.
Во-первых, вмешательство в ход арбитражного процесса и исполнение арбитражных решений. Требования к скорости судопроизводства и тот факт, что Палата ad hoc как арбитражное учреждение имеет дело с разнообразными вопросами, такими как формирование арбитражной группы, перемещение судей, объединение исков и назначение временных мер, делают необходимость вмешательства швейцарских судов в ход арбитражного процесса неправдоподобной. Возможность возникновения затруднений при исполнении решений также весьма маловероятна, поскольку ввиду характера споров в области спорта и содержания принимаемых решений исполнение последних обеспечивается специфическими средствами.
Во-вторых, отмена решений. В данном случае вопрос фактически сводится к следующему: может ли Швейцарский верховный суд, разбирающий заявление об отмене решения, считать, что он обладает для этого юрисдикцией вследствие места нахождения суда в Швейцарии, несмотря на то, что арбитраж проводился в США, Японии, Австралии? По мнению Г.Кауфман-Ко- лер, на этот вопрос следует дать положительный ответ. Дело заключается в том, что по швейцарскому юридическому мышлению, место пребывания является только правовой привязкой, а вовсе не географическим местом пребывания. Эта привязка может быть установлена сторонами, поскольку основана исключительно на их намерениях. Таким образом, арбитражный суд может провести слушание, совещаться и вынести решение где угодно, а не только в месте пребывания арбитража.
Ответ на поставленный вопрос дает и Швейцарский верховный суд: «При выборе Швейцарии в качестве официального места пребывания арбитражного суда стороны совершенно определенно передают свой спор Швейцарскому арбитражному суду, а не назначают исключительное место для заседания судей в месте арбитража. Назначение данного места для арбитража имеет значение в том смысле, что решение считается принятым в этом месте. Тот факт, что слушание и вынесение решения фактически произошло не здесь, не имеет значения». *
• Арбитражная процедура
Арбитражная процедура начинается с подачи заявления в канцелярию на стандартном бланке, специально разработанном для этой цели (приложение 6).
После этого председатель Палаты ad hoc назначает коллегию из трех судей и ее председателя. Для сбережения времени и уменьшения риска отвода судей сторонам спора не предоставляется права выбора арбитров, как это предусмотрено в деятельности Спортивного арбитражного суда. Независимость судей, назначаемых для рассмотрения конкретного спора, обеспечивается выбором состава арбитражной i группы с учетом личности и национальности сторон. После своего назначения судьи подписывают специальное заявление о независимости.
Председатель Палаты ad hoc или арбитражная группа, если с она уже назначена, может приостановить исполнение обжалованного решения или предоставить одностороннюю временную отсрочку. В последнем случае важно проанализировать, необходима ли односторонняя временная отсрочка для защиты истца от непоправимого ущерба, имеет ли он шансы выиграть дело, являются ли его интересы важнее интересов оппонента или других членов олимпийского сообщества.
Хотя арбитражной группе предоставляется широкая свобода в организации судопроизводства, в частности, в отношении доказательных действий, которые считаются адекватными с учетом потребностей конкретного спора, предусматривается назначение всего одного слушания, на котором каждая сторона представляет свое дело (в присутствии адвоката или других лиц либо без таковых) и (с доказательства (свидетельские показания, документы, экспертизы). После слушания арбитражная группа выносит решение в 24-часовой срок после подачи заявления, за исключением случаев _________________ не
* Аналогичное мнение высказал и Апелляционный суд Нового Южного Уэльса (Австралия), чем оказал Спортивному арбитражному суду поддержку в вс его усилиях по созданию глобальной системы решения споров, соответствующей нуждам мирового спорта. В j
чая, когда председатель Палаты ad hoc предоставляет, в виде исключения, отсрочку. Как правило, решение (вынесенное большинством или в его отсутствии председателем Палаты ad hoc) включает краткую мотивировку. Решение немедленно вручается сторонам спора.