Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли

На рынке свободной конкуренции фирма должна поддерживать такой выпуск продукции, при кото­ром предельные издержки будут равны предель­ной выручке.

Фирма закрывается в том случае, если в долго­срочном периоде экономическая прибыль меньше нуля при любом объеме производства и реализации. Такая бесприбыльная деятельность теряет свою при­влекательность для предпринимателя.

Чтобы принять решение о продолжении выпуска продукции или немедленном закрытии производства, фирма сопоставляет выручку с переменными издержками (так как в краткосрочном периоде по­стоянные издержки не рассматриваются как уже произведенные, а в долгосрочном периоде они рас­сматриваются как переменные).

В долгосрочном периоде цена на товар должна быть равна средним издержкам производства про­дукции.

Зная величину издержек фирмы, можно опреде­лить оптимальную величину выпуска продукции этой фирмы при различном уровне цен, а также объем производства и цены, при которых производство станет убыточным и появится необходимость немед­ленного закрытия предприятия.

Отрасль - совокупность фирм, выпускающих одну и ту же продукцию.

Кривая отраслевого предложения составляется как сумма кривых предложения всех фирм, составляю­щих эту отрасль. Точка пересечение кривой отрас­левого спроса с кривой отраслевого предложения показывает оптимальную величину объема производ­ства и оптимальную цену на товар (рис. 4).

В условиях чистой конкуренции кривая спроса от­дельной конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную прямую: одна фирма из отрасли не может повлиять на равновесную цену и принима­ет ее как данное.

предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли - student2.ru

Доля фирмы на отраслевом рынке определяется ее предельными издержками. Чем больше продук­ции она может произвести до того, как ее предель­ные издержки будут равными цене, тем больше ее доля на отраслевом рынке и тем выше уровень ее эко­номической прибыли при прочих равных условиях (т. е. неизменной технологии производства, посто­янной цене на производственные ресурсы и т. д.).

Предложение конкурентной отрасли состоит из суммарного рыночного предложения всех фирм, об­разующих данную отрасль. По графику предложения конкурентной фирмы можно определить равновес­ную отраслевую цену и оптимальный объем произ­водства продукции (т. е. оптимальный объем отрас­левого предложения). Каждая фирма отрасли должна подстраиваться к состоянию равновесия всей отрасли с учетом своего уровня издержек и общей конъюнктуры.

Если состояние долгосрочного отраслевого равно­весия достигнуто, и объем производства типичной фирмы отрасли равен (qо, тогда экономическая при­быль средней фирмы будет равна нулю. Рыночная цена на уровне отрасли определилась как равновес­ная рыночная цена, когда величины спроса и пред­ложения равны. Рыночная кривая предложения всей отрасли, пересекаясь с кривой рыночного спроса конкурентной отрасли, определяет равновесную цену отраслевого рынка и величину отраслевого объема производства.

РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ

Рыночная властьпроявляется в том, что прода­вец (производитель) или покупатель (потребитель) способны оказать значительное влияние на цену продукции на рынке.

Рыночная власть может быть выражена в двух ос­новных формах.

1. Монопольная власть- ситуация, когда фирмы могут влиять на цену товара и получать дополнитель­ную прибыль за счет установления предельных из­держек.

Для конкурентной фирмы цена продукции должна быть равна предельным издержкам (согласно прин­ципу максимизации прибыли), для фирмы, обладаю­щей монопольной властью, цена превышает пре­дельные издержки (т. е. фирма увеличивает прибыль не за счет увеличения скорости и объема товаро­оборота, а за счет влияния на ценовой фактор рын­ка). Монопольную власть можно, измерить величи­ной, на которую монопольная цена превышает предельные издержки.

Показатель монопольной власти Лернера:

предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли - student2.ru

где L - коэффициент Лернера; Р- цена на товар; МС- предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера при­нимает значение между 0 и 1. Для совершенно кон­курентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольной власти у фирмы.

Монопольная власть фирмы определяется эластич­ностью спроса для фирмы. Величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы.

Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем боль­шей монопольной властью она обладает (фирма мо­жет повышать цену товара, и спрос при этом будет иметь постоянную величину). Основным определяю­щим фактором монопольной власти является по­казатель эластичности спроса для данной фирмы.

На эластичность спроса данной фирмы ока­зывают влияние:

1) степень эластичности рыночного спроса (этот фак­тор определяет потенциал рыночной власти);

2) число фирм и агентов на рынке;

3) взаимодействие между фирмами (степень агрес­сивности борьбы за потребителя).,

2. Монопсоническая властьопределяется ситуа­цией, когда на многих рынках действуют лишь не­сколько покупателей, которые могут приобрести то­вар за меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции.

Частично власть монопсонии определяется коли­чеством покупателей на рынке товаров и услуг. Если там только один покупатель (т. е. рассматри­вается ситуация чистой монопсонии), то монопсо­ническая власть в основном зависит от эластично­сти рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонической властью обладает потребитель. Когда имеется несколько покупа­телей, монопсоническая власть зависит также от того, насколько агрессивно ведут борьбу покупате­ли за предложение.

Иногда эффект масштаба заставляет пренебрегать отрицательным влиянием монополий на рыночную ситуацию и оправдывает существование монополий в некоторых областях хозяйствования (с регулируе­мыми ценами). Однако в большинстве ситуаций как монопольная, так и монопсоническая власть приво­дят к тому, что производство находится ниже конку­рентного уровня, и поэтому потребительский изли­шек и излишек производителя ведут к чистым убыткам.

МОНОПОЛИЯ

Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции.

Предпосылки несовершенной конкуренции:

1) значительная доля рынка у отдельных производи­телей;

2) наличие барьеров проникновения в отрасль;

3) неоднородность продукции;

4) несовершенство (неадекватность) рыночной ин­формации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равно­весия от точки равенства спроса и предложения.

В современных условиях термин «монополия»вышел за рамки буквального понимания и исполь­зуется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершен­ной конкуренции. Основными признаками монопо­лизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Формами монополизации могут быть кар­тельные соглашения, слияния и поглощения, «джентельменские» соглашения, на основе которых возника­ют различные виды монополистической конкуренции.

Анализируя проблемы монополистической конку­ренции, следует иметь в виду, что существуют не­сколько видов несовершенной конкуренции:

1) монопсония- это тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного по­купателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монополь­ную прибыль за счет потери части доходов про­давца. Монопсония рассматривается как состав­ная часть несовершенной конкуренции;

2) олигопсония- это тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей опреде­ленного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную при­быль за счет потери части доходов продавцами;

3) олигополия- это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизиру­ют производство и сбыт основной массы продук­ции и ведут между собой преимущественно неце­новую конкуренцию;

4) дуополия- это тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика опреде­ленного товара и между ними полностью отсут­ствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия -наиболее простой случай олигополии;

5) билатеральная монополия(двусторонняя мо­нополия) - это тип рыночной структуры, при ко­торой возникает противоборство единого постав­щика и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании элект­роэнергии, водоснабжении и газоснабжении.

В условиях монополистической формы хозяйство­вания конкуренция носит сложный характер, вклю­чающий в себя следующие моменты:

1) монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах;

2) с помощью рекламы монополия оказывает сущест­венное влияние на формирование спроса потре­бителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной;

3) монополия через каналы финансовых и полити­ческих связей оказывает воздействие на заказ­чика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов.

Эти моменты, как правило, снижают уровень рис­ка в процессе конкуренции и обеспечивают получе­ние монопольной прибыли.

Наши рекомендации