Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли
На рынке свободной конкуренции фирма должна поддерживать такой выпуск продукции, при котором предельные издержки будут равны предельной выручке.
Фирма закрывается в том случае, если в долгосрочном периоде экономическая прибыль меньше нуля при любом объеме производства и реализации. Такая бесприбыльная деятельность теряет свою привлекательность для предпринимателя.
Чтобы принять решение о продолжении выпуска продукции или немедленном закрытии производства, фирма сопоставляет выручку с переменными издержками (так как в краткосрочном периоде постоянные издержки не рассматриваются как уже произведенные, а в долгосрочном периоде они рассматриваются как переменные).
В долгосрочном периоде цена на товар должна быть равна средним издержкам производства продукции.
Зная величину издержек фирмы, можно определить оптимальную величину выпуска продукции этой фирмы при различном уровне цен, а также объем производства и цены, при которых производство станет убыточным и появится необходимость немедленного закрытия предприятия.
Отрасль - совокупность фирм, выпускающих одну и ту же продукцию.
Кривая отраслевого предложения составляется как сумма кривых предложения всех фирм, составляющих эту отрасль. Точка пересечение кривой отраслевого спроса с кривой отраслевого предложения показывает оптимальную величину объема производства и оптимальную цену на товар (рис. 4).
В условиях чистой конкуренции кривая спроса отдельной конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную прямую: одна фирма из отрасли не может повлиять на равновесную цену и принимает ее как данное.
Доля фирмы на отраслевом рынке определяется ее предельными издержками. Чем больше продукции она может произвести до того, как ее предельные издержки будут равными цене, тем больше ее доля на отраслевом рынке и тем выше уровень ее экономической прибыли при прочих равных условиях (т. е. неизменной технологии производства, постоянной цене на производственные ресурсы и т. д.).
Предложение конкурентной отрасли состоит из суммарного рыночного предложения всех фирм, образующих данную отрасль. По графику предложения конкурентной фирмы можно определить равновесную отраслевую цену и оптимальный объем производства продукции (т. е. оптимальный объем отраслевого предложения). Каждая фирма отрасли должна подстраиваться к состоянию равновесия всей отрасли с учетом своего уровня издержек и общей конъюнктуры.
Если состояние долгосрочного отраслевого равновесия достигнуто, и объем производства типичной фирмы отрасли равен (qо, тогда экономическая прибыль средней фирмы будет равна нулю. Рыночная цена на уровне отрасли определилась как равновесная рыночная цена, когда величины спроса и предложения равны. Рыночная кривая предложения всей отрасли, пересекаясь с кривой рыночного спроса конкурентной отрасли, определяет равновесную цену отраслевого рынка и величину отраслевого объема производства.
РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ
Рыночная властьпроявляется в том, что продавец (производитель) или покупатель (потребитель) способны оказать значительное влияние на цену продукции на рынке.
Рыночная власть может быть выражена в двух основных формах.
1. Монопольная власть- ситуация, когда фирмы могут влиять на цену товара и получать дополнительную прибыль за счет установления предельных издержек.
Для конкурентной фирмы цена продукции должна быть равна предельным издержкам (согласно принципу максимизации прибыли), для фирмы, обладающей монопольной властью, цена превышает предельные издержки (т. е. фирма увеличивает прибыль не за счет увеличения скорости и объема товарооборота, а за счет влияния на ценовой фактор рынка). Монопольную власть можно, измерить величиной, на которую монопольная цена превышает предельные издержки.
Показатель монопольной власти Лернера:
где L - коэффициент Лернера; Р- цена на товар; МС- предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера принимает значение между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольной власти у фирмы.
Монопольная власть фирмы определяется эластичностью спроса для фирмы. Величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы.
Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью она обладает (фирма может повышать цену товара, и спрос при этом будет иметь постоянную величину). Основным определяющим фактором монопольной власти является показатель эластичности спроса для данной фирмы.
На эластичность спроса данной фирмы оказывают влияние:
1) степень эластичности рыночного спроса (этот фактор определяет потенциал рыночной власти);
2) число фирм и агентов на рынке;
3) взаимодействие между фирмами (степень агрессивности борьбы за потребителя).,
2. Монопсоническая властьопределяется ситуацией, когда на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции.
Частично власть монопсонии определяется количеством покупателей на рынке товаров и услуг. Если там только один покупатель (т. е. рассматривается ситуация чистой монопсонии), то монопсоническая власть в основном зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонической властью обладает потребитель. Когда имеется несколько покупателей, монопсоническая власть зависит также от того, насколько агрессивно ведут борьбу покупатели за предложение.
Иногда эффект масштаба заставляет пренебрегать отрицательным влиянием монополий на рыночную ситуацию и оправдывает существование монополий в некоторых областях хозяйствования (с регулируемыми ценами). Однако в большинстве ситуаций как монопольная, так и монопсоническая власть приводят к тому, что производство находится ниже конкурентного уровня, и поэтому потребительский излишек и излишек производителя ведут к чистым убыткам.
МОНОПОЛИЯ
Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции.
Предпосылки несовершенной конкуренции:
1) значительная доля рынка у отдельных производителей;
2) наличие барьеров проникновения в отрасль;
3) неоднородность продукции;
4) несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения.
В современных условиях термин «монополия»вышел за рамки буквального понимания и используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Формами монополизации могут быть картельные соглашения, слияния и поглощения, «джентельменские» соглашения, на основе которых возникают различные виды монополистической конкуренции.
Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что существуют несколько видов несовершенной конкуренции:
1) монопсония- это тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции;
2) олигопсония- это тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами;
3) олигополия- это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию;
4) дуополия- это тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия -наиболее простой случай олигополии;
5) билатеральная монополия(двусторонняя монополия) - это тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении.
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит сложный характер, включающий в себя следующие моменты:
1) монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах;
2) с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной;
3) монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов.
Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.