Монополия. Барьеры препятствующие вступлению в отрасль
Просмотров: 6213
Возникновение монополий — исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием централизации, концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Монополии прочно вошли в экономику большинства стран.
Примерно до середины XIX века для экономики развитых стран была характерна совершенная конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Но со второй половины века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX — XX веков свидетельствуют следующие данные.
Эти процессы привели к существенному изменению характера конкурентной борьбы на рынках.
Монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства, что определяет экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель — монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на рынке невелика.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему полностью устанавливать цену, приносящую максимум прибыли. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Реальные барьеры, препятствующие входу в отрасль, следующие.
Во-первых, это эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют «естественнойв состоянии на время снизить цену продукции и уничтожить конкурента.
Во-вторых — представление исключительных прав. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца на транспортные услуги, услуги связи, газоснабжение и т. п. Но взамен правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы не-монополизированных отраслей и населения.
В-третьих — патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке.
В-четвертых — собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволяет им завоевывать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями.
Ценовая дискриминация
Просмотров: 2794
Иногда в целях получения дополнительного дохода монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географическими или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены (эластичность спроса) на этих обособленных рынках, а, следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.
Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.
Во-первых, дискриминация по типам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цена на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках.
Во-вторых, дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и соответственно готовы платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать каждую единицу товара по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены на один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, по времени и т. п. Так, многие покупатели
Предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, когда цены ниже, что в конечном счете выгодно фирмам-производителям.
Ценовая дискриминация также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы за привлечение новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от объема покупки, сезонности и т. п. Хрестоматийным стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге (до Первой мировой войны), когда в погоне за пассажирами один из конкурентов вместо денег за билет выдавал каждому пассажиру белую булку. Затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.
Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий:
Во-первых, фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;
Во-вторых, должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и перепродать на другом по высокой, то это приводит к изменению спроса и предложения, а в результате — и к выравниванию цен, что подрывает ценовую дискриминацию;
В-третьих, необходимым условием является способность производителя выявить собственный сегмент рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их по характеру работы, доходам, полу, возрасту, семейному положению, вкусам, месту жительства и т. п., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.
Последствия ценовой дискриминации в том, что, с одной стороны, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой — монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку ведет к росту объема спроса и предложения.