Методика анлиза конкуренции в целевых сзх предприятия
Цель анализа конкуренции в целевых СЗХ предприятия:анализ конкуренции в целевых СЗХ предприятия преследует цель получения информации о доле предприятия в СЗХ и факторах её динамики, структуре сил конкуренции в каждой из анализируемых СЗХ, позиционировании предприятия в конкуренции в каждой из анализируемых СЗХ, уровне конкурентоспособности предприятия по отношению к основным конкурентам.
Основная идея анализа конкуренции в целевых СЗХ предприятия:конкуренция является важнейшим фактором, определяющим успех или неудачи предприятия на рынке. Поэтому для его успешного функционирования в условиях конкуренции необходима разработка так называемой деловой стратегии, то есть стратегии поведения предприятия в конкурентной борьбе. Разработка такой стратегии должна опираться на предварительное знание конкурентных условий, для которых она предназначена. Такое знание достигается путём анализа конкуренции, предполагающим анализ доли рынка предприятия, построение модели «5-ти сил конкуренции» для каждой из целевых СЗХ предприятия, построение карт стратегических групп и оценку уровня конкурентоспособности предприятия.
Алгоритм анализа конкуренции в целевых СЗХ предприятия. Алгоритм анализа конкуренции в целевых СЗХ предприятия представляет собой совокупность следующих этапов:
1. Проводится анализ доли рынка, занимаемой предприятием в каждой из СЗХ из его портфеля СЗХ. Данный анализ предполагает определение динамики анализируемого показателя и на основе полученных данных выявление факторов, обусловивших наблюдаемую динамику доли рынка.
2. Проводится оценка уровня конкурентоспособности предприятия в по отношению к основным конкурентам. В настоящее время наиболее часто используемым подходом к оценке уровня конкурентоспособности предприятия, является подход, основанный на его зависимости от уровня конкурентоспособности продукции и относительной (или абсолютной) эффективности производства.
Согласно этой методике предлагается конкурентоспособность предприятия оценивать индексом конкурентоспособности товарной массы Iктм и индексом относительной эффективности производства в определённом интервале времени Iэфф. Индекс конкурентоспособности предприятия определяется по формуле (7.1):
, (7.1)
Для диверсифицированного предприятия индекс конкурентоспособности товарной массы Iктм рассчитывается как средневзвешенная сумма индексов конкурентоспособности каждого вида товара по формуле (7.2):
, (7.2)
где p – число видов продукции; ni, niб – количество товаров i-го вида, предлагаемых на рынке предприятием его конкурентом соответственно; - коэффициент значимости i-го товара в конкуренции на рынке ; Iктi, Iктбi – индекс конкурентоспособности i-го товара, предлагаемого предприятием и его конкурентом на рынок (методика оценки приведена выше).
Эффективность производства оценивается рядом показателей: производительностью труда, коэффициентом отдачи основного и оборотного капитала, рентабельностью продукции.
Предлагается исчислять комплексный показатель эффективности Iэфф, включающий ряд частных показателей, по формуле (7.3):
, (7.3)
где k – количество показателей, характеризующих эффективности производства; - коэффициент значимости j-го параметра эффективности производства в конкуренции ; Еj, Ебj – значение j-го показателя эффективности производства у предприятия и его конкурента соответственно.
После расчёта индекса конкурентоспособности предприятия проводится его экономическая интерпретация, и выявляются факторы, определившие наблюдаемый уровень конкурентоспособности.
3. Построение модели «5-ти сил конкуренции» для каждой из целевых СЗХ. Основное требование к модели – максимальная конкретность включённых в неё сил конкуренции и их детализация. В модель должны быть включены только самые важные конкурентные силы, определяющие результаты функционирования предприятия в СЗХ.
4. Построение карт стратегических групп, характеризующих позиционирование предприятия в конкуренции в каждой из целевых СЗХ. Каждая карта стратегических групп строится по двум переменным позиционирования, которые должны быть количественными (или дискретными). На карту наносится положение предприятия в конкуренции по рассматриваемым переменным, а также его главных конкурентов. После построения карты необходимо провести её анализ относительно: а) совпадения позиций предприятия и его конкурентов в конкуренции на рынке; б) расстояния между позициями предприятия и его конкурентов и их опасности. На основе данного анализа принимается решение о необходимости перепозиционирования предприятия относительно конкурентов и его направлении.
5. На основании проведённого анализа выявляются основные конкурентные возможности и угрозы, имеющиеся на рынке и влияющие на его конкурентную стратегию.
Пример