Такая стратегия эффективна, если:

ü ценовая конкуренция является главной;

ü выпускаемая продукция стандартна или однородна, используется всеми одинаковым способом;

ü имеется мало возможностей её разнообразить;

ü покупателями являются в основном крупные фирмы, которые при массовых закупках получают существенные экономические выгоды.

Реализация данной стратегии на практике осложняется:

§ инфляцией, которая обесценивает получаемую прибыль;

§ сложностью быстрой переориентации массового производства на новые товары вследствие его инертности;

§ привлекательностью данной сферы деятельности для конкурентов и отсутствием серьёзных препятствием для проникновения в неё.

Преимущества:

§ Дополнительный рост объёма продаж и получение сверхприбыли за счёт уменьшения рыночной доли конкурентов с более высокой ценой на аналогичные товары.

§ Ужесточение входного ценового барьера по себестоимости для предприятий, стремящихся в эту отрасль.

§ Наличие резерва при повышении цен на сырьё.

§ Вытеснение товаров-заменителей за счёт массовости и низких издержек производства.

2) Стратегия дифференциации

Состоит в том, что фирма концентрирует свои усилия на нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими за счёт уникальности своей продукции.

Другими словами, она основывается на изготовлении особой (оригинальной) продукции, имеющей явные отличительные преимущества с точки зрения потребителей.

Вариантов данной стратегии существует бесконечное множество, ибо дифференциация специфична для каждой отрасли. Она может заключаться в увеличении разнообразия производимых товаров и услуг, улучшении их качества, условий производства. Т.е. предполагает обособление товара на рынке за счёт его качественных характеристик.

Преимущества:

§ Дополнительный рост объёма продаж и получение сверхприбыли за счёт завоеваний предпочтений у различных групп потребителей на базе превосходства в качестве и более широкого выбора.

§ Ужесточение входного ценового барьера в отрасль за счёт сформировавшихся предпочтений потребителей.

§ Вытеснение товаров-заменителей за счёт укрепления связей с потребителями.

Необходимые условия для реализации стратегии:

§ Потребитель должен ценить и воспринимать отличительные характеристики продукта.

§ Конкуренция происходит в неценовой области.

§ Технология должна постоянно переналаживаться.

§ Развитая служба маркетинга.

Дифференциация обычно связана со значительными затратами и будет успешной, только в том случае, если прибыль их покроет. Поэтому предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

Такая стратегия эффективна, если:

ü Имеется большое число разнообразных способов её осуществления;

ü Покупатели привязаны к фирме и её торговой марке;

ü Покупатели хорошо воспринимают новинки, их вкусы и потребности значительно различаются и не могут быть удовлетворены стандартными товарами и услугами.

Всё это позволяет устанавливать высокие цены на товар, чтобы покрыть повышенные затраты. Но дифференциация всё же не безгранична, ибо покупатель может не оценить новинку или её уникальность окажется мнимой, что усилит позиции конкурентов.

3) Стратегия фокусирования (или концентрации, сосредоточения).

Основывается на выборе какого-либо сегмента (части) отраслевого рынка и достижении там безусловных конкурентных преимуществ путём реализации одной из двух описанных выше стратегий.

Однако эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной дифференциации деятельности или продукта, а также возможности сравнительно легкого проникновения в этот сегмент конкурентов.

Преимущества:

Дополнительный рост объёмов продаж и получение сверхприбыли за счёт уменьшения рыночной доли и специализации предприятия на конкретном сегменте (группе покупателей с особыми специфическими потребностями).

Условия для реализации стратегии:

§ Существование чётко определённой обособленной группы потребителей.

§ Когда ресурсы и маркетинговые возможности не позволяют обслуживать весь рынок

§ Конкуренты не пытаются специализироваться на данном сегменте.

§ Создание имиджа предприятия, заботящегося о потребностях конкретных покупателей.

§ Комплексное обслуживание конкретного сегмента рынка на основе комбинированного использования стратегии Лидерства в низких издержках и дифференциации продукции для относительно узкой группы покупателей.

Помимо перечисленных стратегий М.Портер выделяет ПОРТФЕЛЬНУЮ стратегию, предполагающую ориентацию на производство достаточно широкого ассортимента товаров, находящихся на разных стадиях ЖЦТ.

Это означает, что:

û К выпуску одних фирма только приступает, что сулит выгоды лишь в перспективе;

û Другие пользуются наибольшим спросом, производятся в массовом порядке и приносят основную прибыль;

û От изготовления третьих постепенно отказываются, поскольку это становится убыточным.

Такая практика при правильном применении обеспечивает стабильные доходы в любой момент времени.

По мнению Портера, фирма, не сумевшая направить свою стратегию по одному из перечисленных направлений, или «застрявшая на полдороге», оказывается абсолютно уязвимой в перспективе.

Наши рекомендации