Принципы производства по делам об административных правонарушениях

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушенияхпредставляет собой выполнение судьями, уполномоченными исполнительными органами и их должностными лицами комплекса последовательных и юридически регламентированных процессуальных действий при рассмотрении конкретных дел об административных проступках (правонарушениях) и применение к виновным в их совершении физическим и юридическим лицам административных наказаний, установленных в КоАП РФ и законах субъектов РФ об административной ответственности. Указанное производство является институтом административного процессуального права.

Характерными чертами производства по делам об административных правонарушениях являются все признаки административных производств. Кроме того, выделяют следующие особенности:

1) краткость производства, осуществление его в сжатые временные сроки;

2) отсутствие стороны, которая поддерживает обвинение по делу об административном правонарушении;

3) широкий круг органов и лиц, которые его вправе осуществлять.

В КоАП РФ установлены следующие основные компоненты производства по делам об административных правонарушениях: а) задачи производства; б) обстоятельства, исключающие производство по делу; в) судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; г) участники производства; д) предмет доказывания и доказательства по делу; е) меры обеспечения производства; ж) стадии производства, включая стадию исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях [45.Гл. 22-32].

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;

2) разрешение дела в соответствии с законом;

3) обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу;

4) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений [45.Ст. 24.1].

В законе четко определены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствия события административного правонарушения;

2) отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица;

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмены закона, установившего административную ответственность;

6) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличия по одному' и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении [45. Ст. 24.5].

Принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях основывается на следующих принципах.

- Основополагающим принципом является принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений); он получил закрепление в статьях 1.6 и 24.1 КоАП.

- Принцип гласности закреплен в статье 24.3 КоАП в качестве правила открытого рассмотрения дел. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);

- принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств); закреплен в части 1 статьи 4.1 КоАП

- принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др. – при соблюдении всех этих условий объективная истина считается достигнутой. ); Статья 24.1 КоАП

- принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);

- обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);

- принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);

- принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);

- принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

- принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).

Понятие и классификация участников производства по делам об административных правонарушениях. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении.

Производство по делам об административных правонарушениях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий.

В производстве участвуют и другие субъекты. Одни из них защищают свои интересы. Другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству.

В зависимости от роли и назначения, содержания и объема полномочий, форм и методов участия органов в деле их можно разделить на несколько групп:

1. компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела: составляют протоколы о правонарушениях, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления;

2.органы и должностные лица, которые могут принимать постановления по делу, отменять и изменять их;

3. органы и должностные лица, которые исполняют постановления (бухгалтеры, судебные исполнители и т.д.)

Четкого размежевания процессуальных функций, как в уголовном процессе, в производстве по делам об административных правонарушениях нет. Нередко функции расследования, разрешения дела и исполнения постановления о наложении взыскания выполняют одни и те же органы или должностные лица (например, органы охотнадзора).

Наши рекомендации