Значение, предмет, метод и функции экономической теории
Гуманитарная
Академия
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ЮНИТА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
МОСКВА 2006
Разработано Г.В. Рябовой, канд. экон. наук, проф.
Под ред. В.М. Тумина, д-ра экон. наук, проф.
Рекомендовано Учебно-методическим
советом в качестве учебного пособия
для студентов СГА
КУРС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Юнита 1. Основные положения экономической теории.
Юнита 2. Микроэкономика.
Юнита 3. Рынки ресурсов.
Юнита 4. Макроэкономика.
Юнита 5. Основы международной экономики. Модели экономического роста.
ЮНИТА 1
Рассмотрены предмет, метод и функции экономической теории, проблемы общественного воспроизводства и экономического развития, вопросы собственности, товарное производство и денежное обращение.
Для студентов Современной Гуманитарной Академии
_________________
© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН...................................................................................................................... 4
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................. 5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР......................................................................................................................... 6
1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ................................................................................ 6
1.1. Значение, предмет, метод и функции экономической теории................................................... 6
1.2. История развития экономической теории. Современные школы и направления................. 12
2. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО...................................................................................... 17
2.1. Производство и экономика.......................................................................................................... 17
2.2. Общественное воспроизводство, его основные фазы и модели.............................................. 20
2.3. Типы, критерии и показатели воспроизводства........................................................................ 22
2.4. Модель экономического кругооборота....................................................................................... 25
3. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ............................................................ 28
3.1. Объективные условия и противоречия экономического развития.......................................... 28
3.2. Эффективность использования ресурсов.................................................................................... 29
3.3. Экономическая система общества: виды и принципы классификации.................................. 32
4. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ......................... 36
4.1. Сущность, субъекты, объекты и виды собственности.............................................................. 36
4.2. Экономическое и юридическое содержание собственности.................................................... 39
4.3. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах................................... 41
5. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ОСНОВА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.......................... 43
5.1. Натуральное и товарное хозяйства.............................................................................................. 43
5.2. Товар и его свойства..................................................................................................................... 44
5.3. Происхождение, сущность и функции денег............................................................................. 46
5.4. Эволюция денежного обращения. Денежные системы............................................................. 49
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ............................................................................ 56
ГЛОССАРИЙ............................................................................................................................................ 60
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение в экономическую теорию. Экономическая теория как наука, ее предмет, метод и функции. Значение экономической теории в современном мире. Разделы (уровни) экономики. Взаимосвязь микро- и макроэкономики. История развития экономической теории. Современные школы и направления.
Общественное воспроизводство. Производство и экономика. Воспроизводство и его основные фазы. Сущность и многогранность общественного воспроизводства. Модели воспроизводства Ф. Кенэ и К. Маркса. Модель экономического кругооборота. Структура общественного производства. Расширенное воспроизводство, его типы, критерии, показатели.
Общие проблемы экономического развития. Объективные условия и противоречия экономического развития. Безграничные потребности общества. Ограниченность ресурсов. Выбор альтернатив использования ресурсов. Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей. Закон возрастания альтернативных затрат. Экономическая система общества. Виды экономических систем и принципы их классификации.
Собственность как основа производственных отношений. Экономическое и юридическое содержание собственности. Субъекты и объекты собственности. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах. Формы и виды собственности.
Товарное производство как основа рыночной экономики. Натуральное и товарное хозяйства. Товар и его свойства: стоимость и потребительная стоимость. Стоимость, ценность, полезность. Взаимообусловленность теории издержек и теории полезности. Происхождение, сущность и функции денег. Эволюция денежного обращения. Закон денежного обращения. Денежные системы: содержание и назначение.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
*1. Слагода В.Г. Основы экономики. Гриф МО РФ. – (Проф. обр.) – М.: Форум, 2005.
*2. Слагода В.Г. Экономическая теория.: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2003.
*3. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. –
М.: Эксмо, 2005.
*4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие. – Гриф МО РФ. –
М.: Академия, 2005.
Дополнительная
5. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2005.
6. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2001.
7. Серяков С.Г. Экономическая теория: микроэкономика. макроэкономика: Конспект лекций. – М.: Юристъ, 2001.
*8. Экономическая теория: Хрестоматия. (Для студентов техникумов, колледжей) / Под ред. Е.Ф. Борисова. – М.: Высшая школа, 2000.
___________________
Примечание. Знаком (*) отмечены работы, на основе которых составлен тематический обзор.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Значение, предмет, метод и функции экономической теории
Экономика – это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Великий английский экономист конца XIX и первой половины XX века Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.
Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике «Экономикс» писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин «политическая экономия» и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как «политическая экономия» или как «основы экономической теории». Одни авторы отождествляют эти две науки, другие – разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.
«Экономическая теория, – говорил выдающийся английский экономист первой половины
XX в. Дж. Кейнс, – не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления».
Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете – к социальному ___________________
*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.
взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию.
Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.
Уяснить предмет науки – значит установить, что она постигает. Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.
Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:
- это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;
- это наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;
- это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
- это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;
- это наука о богатстве;
- это наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Ф. Энгельс);
- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;
- это наука, которая занимается общественными отношениями людей в сфере производства, общественным строем производства и т.д.
Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.
Скорее ясно, чем не занимается эта наука:
- она не является экономикой домоводства;
- она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;
- она не является технической наукой.
Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими
проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.
Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так, не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.
В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
«Экономическая теория, – пишет П. Самуэльсон в своем учебнике «Экономика», – есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».
Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства.
Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту, приходится довольствоваться главным образом «наблюдением». Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности, поскольку метод познания – это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.
Предмет экономической теории – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.
Экономическая теория представляет собой преимущественно фундаментальную, академическую науку. Она дает «жизнь» всем другим узкопрофессиональным экономическим дисциплинам. Именно знание экономической теории помогает понять специфику каждой конкретной экономической деятельности, увязать ее с действием объективных экономических законов.
Экономическая теория изучает все проблемы не с индивидуальной, а с общественной точки зрения.
При изучении экономической теории ученые применяют общенаучные и частные методы.
Общенаучные методы. Это прежде всего диалектический метод, т.е. каждое явление рассматривается в своем развитии, в постоянном движении. Но есть и другие общенаучные методы. Например, если основу изменений общественных явлений экономисты видят в материальном производстве, то в экономическом анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой образуется метод диалектического материализма. Он широко применяется учеными марксистского толка.
Частные методы. К частным относятся методы абстракции, дедукции и индукции, допущения «при прочих равных условиях», анализа и синтеза, метод единства логического и исторического, критический метод, макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа, математический и статистический анализ, графическое изображение и т.д. Рассмотрим некоторые из них.
Метод абстракции. Чтобы понять этот метод, представим абстрактную живопись. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всех красок реальной действительности. Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Процесс сбора нужных фактов предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает ее непрактичной и нереалистичной. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотичного набора фактов, с целью привести эти факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, экономическая теория – это своего рода абстрактная модель всей экономики или какого-либо сектора экономики. Она позволяет лучше понимать реальную жизнь именно потому, что отвлекает от сбивающих с толку ненужных деталей.
Метод дедукции и индукции. Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие, а взаимодополняющие методы исследования. Дедуктивный, или гипотетический, метод – это движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам. Экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Ученые могут опереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Например, они могут предположить, руководствуясь «кабинетной логикой», что потребителям целесообразно покупать большое количество продукта тогда, когда цена на него низка. Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных.
В свою очередь, реальные факты являются предпосылкой для формулирования новых теорий или гипотез. В этом случае используется индуктивный метод – движение от частного к общему, или от фактов к теории. Это означает, что ученый-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории или принципов.
Метод анализа и синтеза. Достоверность экономического анализа во многом зависит от степени использования метода анализа и синтеза.
Метод анализа предполагает расщепление экономических явлений на более простые процессы и отдельные явления. Методом анализа устанавливаются причины и следствия этих явлений. Затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления, благодаря методу синтеза, объединяются в целое. Это позволяет выработать новые категории, тенденции, законы, принципы и т.д.
Метод единства логического и исторического.Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или «жизнь», а затем построить четкую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления.
Допущение «при прочих равных условиях». Экономисты при построении своих теорий допускают, что изменяется только данное явление, а все другие переменные остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычисления определенной исследуемой связи.
В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых «все прочие условия» действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случае предполагаемую связь между двумя переменными ученый может подвергнуть эмпирической проверке. Однако экономическая теория – не лабораторная, не экспериментальная наука. Такой точности, как, скажем, в космических исследованиях, в экономическом анализе достичь невозможно. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных «реальной жизни», но конечный результат не всегда совпадает с теоретическим выводом. В ходе реального функционирования экономики нередко «прочие условия» изменяются и соответственно цель, обоснованная теоретически, в конкретной жизни не достигается. Данный метод как бы уточняет и дополняет метод абстракции.
Существует три совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения.
Макроэкономический анализ – анализ экономики в целом или таких ее основных подразделений (агрегатов), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор.
Агрегат – это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Изучая агрегаты, макроэкономика раскрывает общую схему структуры экономики и связей между крупными агрегатами, составляющими экономику в целом. Здесь не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Поэтому макроэкономические исследования охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т.д. Макроэкономический анализ дает обзор экономики с высоты птичьего полета.
Микроэкономический анализ – анализ отдельных объектов и процессов, который чаще всего имеет место в форме анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм. Фигурально выражаясь, экономист помещает маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Это может быть отрасль, фирма или семейное хозяйство – исследуются такие величины, как объем производства или цена конкретного продукта, численность рабочих или занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или домохозяйства. Микроэкономический анализ позволяет увидеть с самого близкого расстояния специфические компоненты экономической системы.
Выделение макроэкономики и микроэкономики не следует понимать так, будто предмет экономической науки столь резко разделен на отдельные отсеки, что любую ее тему можно отнести или к макро-, или к микроуровню, многие темы и разделы экономической теории входят в обе эти сферы. В этой связи в экономическом анализе выделяется еще один уровень исследо-
ваний – медиум, или мезоуровень – нечто среднее между макро- и микроуровнем: регион, область, город, район и т.д., или анализ территориального экономического пространства.
Метод математического и статистического анализа. При проведении экономических исследований в связи с широким использованием компьютерной техники появилась возможность переложения экономических процессов на математический язык – язык жесточайшей логики и разума. С применением математики в экономическом анализе важное место стали занимать так называемые модели. Экономико-математическая модель дает упрощенное или схематичное выражение экономической жизни, но четко отражает взаимосвязь процессов и явлений. Не менее важную роль играет количественный анализ экономики. Он осуществляется на основе статистики, обеспечивающей фундамент для построения реальных экономических прогнозов.
Графическое изображение. Многие из рассматриваемых в экономической теории моделей или принципов выражены в виде рисунков, схем, таблиц.
Из существа экономической теории вытекают ее функции: познавательная, прогностическая и практическая.
Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить экономические явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.
Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на факты – достоверные и типичные для изучаемой социально-экономической жизни. В таком случае факты, как говорится, – «упрямая вещь». К добротной научной основе относится неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п. Лауреат Нобелевской премии Морис Аллэ (Франция) заявил: «Подчинение данным наблюдениям – золотое правило, от которого зависит любая научная дисциплина. Какой бы ни была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценности и должна отвергаться».
Между тем ученые не ограничиваются признанием объективной действительности и стремятся глубже познать экономику. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов. Разрабатываются также экономические модели (схемы, изображения или описание какого-либо хозяйственного процесса), в которых показываются внутренние взаимосвязи изучаемых явлений. В дальнейшем мы многократно будем знакомиться с такими моделями.
Зная тенденции (направления) и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.
Прогностическая (греч. prognosis – предвидение, предсказание) функция теории означает научное предвидение хода научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям, и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные варианты хозяйственных решений. Чем сложнее становится техника и организация производства, тем настоятельнее необходимо прогнозировать и планировать развитие экономики.
Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства.
Все указанные функции дают положительные результаты, если познаны и правильно используются на практике экономические законы.
Таким образом, экономическая теория: а) дает ценные знания о социальной среде и поведении людей в этой среде; б) способствует разумному принятию фундаментальных решений; в) являясь преимущественно общественной дисциплиной, обеспечивает фундаментальными знаниями все профессиональные экономические дисциплины: менеджмент, маркетинг, банковское дело и т.д.
Экономические теории особенно ценны в качестве прогнозных инструментов; они служат основой для выработки экономической политики, имеющей целью преодолевать трудности и контролировать нежелательные процессы.
1.2. История развития экономической теории.
Современные школы и направления
При последовательном знакомстве с трудами видных экономистов прошлого можно почувствовать себя словно в каком-то запутанном лабиринте. И это отнюдь не случайно. Во все времена люди сталкиваются с одними и теми же проблемами хозяйственной жизни. Уже однажды решенные вопросы вновь и вновь пересматриваются, и в научных спорах продолжается нескончаемый поиск истины. Почему же разные школы ученых неодинаково объясняют одно и то же? Вот несколько причин такого расхождения во взглядах.
Первая причина. Экономика с течением времени существенно меняется. Видимо, прав был древнегреческий философ Гераклит, говоря, что «на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут...». Не стоит удивляться, что во всякую последующую эпоху ученые застают качественно иные хозяйственные отношения и, естественно, по-новому воспринимают их.
Вторая причина. Разноголосица по одному и тому же вопросу объясняется неполным, неправильным отражением в теории экономических систем, которые являются симметриями особого рода.
Симметрия первого рода образуется в природе. В ней части целого соразмерно, полностью соответствуют друг другу относительно средней линии, центра. Так, в живой природе одноименная часть тела или органов является как бы зеркальным отражением другой и повторяет ее (примерами могут служить бабочки, внешняя форма тела человека).
Симметрия второго рода часто встречается в хозяйственной жизни. Обычно экономическое отношение представляет собой единство двух субъектов:
а) продавец – товар – деньги – покупатель;
б) кредитор – ссуда – ссуда вместе с процентом – должник;
в) землевладелец – земля – плата за пользование землей – арендатор (временный пользователь земли) и т. п.
Однако каждая из взаимодействующих сторон отношения часто является противоположностью по сравнению с другой стороной.
Вряд ли нужно доказывать, что по хозяйственному положению и интересам в экономической симметрии находятся такие несхожие между собой лица, как продавец и покупатель, банкир и должник, землевладелец и арендатор.
Не случайно в экономической теории возникают несимметричные взгляды. Здесь несимметричная концепция (система взглядов), как правило, отражает лишь одну из противоположных частей двустороннего отношения. В силу этого она не может полностью и правильно охарактеризовать в целом изучаемую экономическую систему.
Третья причина. На известный период главенствующее положение в науке занимает какая-то несимметричная теория, претендующая на полную истинность. Но из-за своей половинчатости ее положение неустойчиво. Поэтому не случайно со временем происходит переворот в устоявшихся воззрениях – своего рода революция, которая приводит к господству противоположной точки зрения. В истории экономических учений отмечают, например, коренной пересмотр существа стоимости товара.
Четвертая причина. Представители несимметричных взглядов всегда ведут между собой непримиримую борьбу за преобладающее положение в науке. Однако взаимная критика приносит неожиданный для всех результат: выявляются не только сильные, но и слабые стороны противников. Так, появляется возможность преодолеть взаимную ограниченность взглядов и соединить противоположности в свойственное им единство. В итоге рождается новая теоретическая платформа, на которой объединяются достижения каждого из воззрений. Таким способом в теории преодолевается несимметричность и утверждается полная истина об экономических системах, что придает обобщающему учению силу и устойчивый характер.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта
(430–335 гг. до н.э.), Платона (428–348 гг. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля
(384–322 гг. до н.э.).
Ксенофонт – представитель богатой афинской аристократии – в своем трактате «Домострой» восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.
Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.
Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.
Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже – в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин «политическая экономия», родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя» – общественное устройство, «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон.
Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV – XVII в.в. – меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец) – одна из наиболее ранних целостных экономических теорий, относящаяся к периоду раннего капитализма, которая исходит из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения – результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.