Организационная культура отрасли физической культуры и спорта
Организационная культура включает как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся, например, различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей организации и жизнью ее знаменитых членов, принятые нормы общения. Вторые в основном характеризуют материальную сторону жизни и деятельности организации. Это ее символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид, зданий.
Сплав субъективных и объективных элементов формирует основу культуры управления, стиль руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров.
Организационная культура является одним из важнейших элементов, создающих внутреннюю среду организации - совокупность форм и процессов, придающих последней конкретное, присущее только ей лицо. К другим ее элементам можно отнести разделение труда, используемые технологии, организационную структуру, систему коммуникаций и обмена информацией, поведение сотрудников и пр.
Организационная культура - это совокупность традиций, ценностей, установок, убеждений трудового коллектива.
Организационная культура, в основном, состоит из четырёх элементов:
- базовая цель организации;
- миссия предприятия;
- кодекс поведения;
- модели ценностей.
Организационная культура - это культура организации, предприятия или учреждения.
Базовая цель организации.
Цель - это конечный результат. Базовая цель - это основная фундаментальная цель организации, которая определяет деятельность трудового
коллектива на ближайшие годы.
Базовая цель японских корпораций может быть детализирована в следующих направлениях:
- служение обществу;
- справедливая прибыль;
- неуклонный прогресс;
- уважение к работнику.
Наличие в организации высокой культуры требует в первую очередь «служение обществу»: государству и трудовому коллективу. Цель работы приобретает общественную значимость, когда труд, государство и коллектив возносятся превыше всего.
Справедливая прибыль - важная цель организации. Необходимо стремиться к честной, цивилизованной конкуренции на рынке, к получению прибыли, основанной на высоком качестве продукции.
Неуклонный прогресс - третья цель организации. Постоянное развитие науки и техники, своевременные реконструкции, постоянные нововведения позволят предприятию реализовать эту цель.
Уважение к работнику возводится в ранг четвёртой базовой цели. Оно предполагает повышение благосостояния работников и уважительное к ним отношение.
Миссия предприятия
Уровень организационной культуры в значительной мере определяет миссия предприятия. Миссия заключается в следующих утверждениях:
- научный подход;
- высокая производительность;
- прогресс технологии;
- созидательность.
Научный подход предлагает множество эффективных решений. Назовём лишь те, которые прямо влияют на организационную культуру предприятия: автоматический контроль качества, бесперебойное производство при различных изменениях технологии сборки.
Высокая производительность опирается на чёткое нормирование трудовых процессов, гарантирующее ритмичную работу, а также на обеспечение производства деталями по принципу «точно вовремя».
Прогресс технологии определяется многими факторами, наиболее эффективными из которых являются создание многофункциональных линий, обслуживаемых одним рабочим, переналадка оборудования при переходе на новое сырьё, заготовки и технология.
Созидательность возникает в коллективе при групповом принятии решений, при работе в кружках качества.
Настойчивое внедрение миссии организации позволяет активно влиять на организационную культуру.
Кодекс поведения
Кодекс поведения работника имеется во многих зарубежных компаниях.
Кодекс определяет отношение работника к компании, работе, сотрудникам и к себе.
Так, отношение работника к компании определяют такие его качества, как преданность, благодарность, учтивость.
Отношение к работе характеризуют следующие качества: усердие, аккуратность, ответственность и гордость.
Отношение к сотрудникам подчёркивают сотрудничество, приязнь, восприимчивость к замечаниям.
Отношение к себе подчёркивают здоровье и бодрость, прилежание и
моральная устойчивость.
Уровень выполнения кодекса поведения, доброжелательное отношение к людям и требовательность к себе говорят о высокой организационной культуре.
Модели ценностей организации
Модели ценностей - это характеристики ценностных ориентации работников.
Рассмотрим четыре модели ценностей, связанных с:
- интеграцией сотрудников;
- дистанцией власти;
- стремлением к определенности;
- доминирующей культурой.
Интеграция сотрудников определяется ее отсутствием у индивидуалистов и её наличием у коллективистов.
Дистанция власти может быть близкая, при преобладании коллегиальных стилей руководства и далёкая, когда авторитарный руководитель относится к дистанционному типу.
Стремление к определённости в разных фирмах бывает разное; низкое, там где определённость отсутствует и высокое стремление - в тех случаях, где оно гарантируется руководством.
Доминирующая культура: мужская или женская является хорошей оценкой организационной культуры. При доминирующей мужской культуре женщины курят и пьют на работе, ведут себя смело и раскованно, стригутся коротко и носят брючные костюмы. Женскую культуру насаждает руководитель - женщина, не тяготеющая к властным методам управления.
Конфликт в организации физической культуры и спорта
Конфликт - это острое противоречие, столкновение противоположных точек зрения.
Конфликты неизбежны в трудовой и учебной деятельности людей. Часто конфликты выполняют конструктивные функции:
- способствуют определённому движению вперёд, предотвращают застой;
- формируют новые отношения, отрицают старые, отжившие;
- создают рост сплочённости и солидарности группы. Если в коллективе нет конфликтов, значит, есть опасения подозревать там застой и круговую поруку.
С другой стороны, конфликт - это дефект взаимоотношений в коллективе.
Конфликты возникают тогда, когда существующие противоречия или разногласия достигают своего накала и происходит психологический взрыв.
Источниками конфликта являются: нечёткое разграничение прав и обязанностей, отсутствие должностных инструкций, устарелость организационной структуры, неблагоприятные условия труда, большая нагрузка на работе, низкий уровень механизации, необоснованные претензии руководителя и др.
В межличностных конфликтах инициатором выступает один работник. Другой выбирает свою линию поведения:
- ответить смело и агрессивно и вступить в конфликт;
- сгладить конфликт, не унижая чувства собственного достоинства;
- промолчать, что, в принципе, равносильно поражению;
- сделать вид, что "не заметил", «не расслышал»;
- согласиться со всеми обвинениями в свой адрес.
Виды конфликтов
Конфликты бывают:
- внутриличностные, межличностные, межгрупповые;
- деловые (производственные), эмоциональные (личностные);
- парные, групповые, всеобщие;
- кратковременные, длительные, затяжные;
- стихийные, запланированные;
- управляемые, плохо управляемые и неуправляемые;
- оправданные, неоправданные;
- мобилизующие, дезорганизующие;
- тактичные, нетактичные;
- приемлемые, неприемлемые;
- горизонтальные, вертикальные;
- спонтанно прекращающиеся, прекращающиеся под влиянием внешних сил.
Причины возникновения конфликтов
Причины бывают внешние и внутренние.
К внешним причинам относятся: неудовлетворённость трудом, тяжелые условия труда, нормирование, заработная плата, стимулирование, трудовая и технологическая дисциплина, снабжение, неопределённость перспектив; морально-психологический климат, отрицательные качества руководителя и др.
К внутренним причинам относятся: настроение работников, успех в труде, травма, болезнь, семейные неприятности, антипатия, столкновения с руководителем.
Иногда причиной конфликта является критика.
Критика бывает: подбадривающая, упрёк, похвала, аналогия, озабоченность, сожаление, намёк, предупреждение. Критика с целью сведения личных счётов, с целью показать себя. С целью контратаки, с целью помочь делу. Неумелая критика может привести к конфликту.