Функциональная деятельность организации – производственная
1. Управленческая функция – планирование:
· определение места и роли производственной стратегии в достижении стратегических целей организации;
· определение миссии, производственных и технических целей развития и разработка стратегии их достижения;
· формирование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов производства:
– объемов производства,
– штатной численности работников,
– себестоимости продукции,
– производительности труда рабочих,
– улучшения условий и безопасности труда,
– качества работ, процессов, продукции (услуг),
– снижения простоев оборудования;
· планирование технического и технологического развития производства;
· планирование инвестиций в совершенствование технологии производства;
· планирование материально-технического снабжения и закупок;
· планирование ремонтных работ, переоснащения и текущего содержания основных средств;
· планирование энергетического обслуживания;
· планирование экологической безопасности.
2. Управленческая функция – организация:
· определение перечня задач, возникающих в связи с реализацией производственной стратегии;
· разработка или изменение производственной структуры на основе горизонтального и вертикального разделения труда: специализации производства и профессионального разделения труда работников;
· определение должностных позиций и профессионально-квалификационных моделей;
· разработка положений о структурных подразделениях и должностных инструкций по должностным позициям;
· разработка положений об организации труда работников;
· наем, отбор, расстановка по должностным позициям, адаптация и обучение сотрудников;
· разработка или изменение положения бюджетного метода руководства производственными подразделениями;
· выделение центров учета затрат, продаж, дохода, прибыли, капитальных вложений, контроля и управления и центров финансовой ответственности за каждый вид бюджета в производственных подразделениях;
· установление нормативов целевых бюджетных показателей руководителей центров ответственности (затрат, продаж, дохода, прибыли, капитальных вложений, контроля и управления) в производственных подразделениях.
3. Управленческая функция – мотивация предусматриваетсоздание эффективной системы мотивации по достижению стратегических целей и творческой активности сотрудников производственных подразделений. Мотивация сотрудников осуществляется в соответствии с политикой и принципами, установленными высшим уровнем управления организации (далее этот раздел управленческой функции менеджмента будет рассмотрен более подробно в главе «Управление человеческими ресурсами в стратегическом менеджменте»).
4. Управленческая функция – контроль:
· разработка сквозных, стратегически ориентированных и взаимосвязанных показателей оценки деятельности структурных подразделений производства;
· определение системы стратегических показателей предварительного, текущего и заключительного контроля реализации производственной стратегии;
· осуществление оценки результатов текущего и заключительного контроля реализации стратегии в соответствии с принятыми стандартами предварительного контроля;
· создание и утверждение единой системы тотального контроля качества и сертификации продукции;
· аттестация сотрудников производственных подразделений.
5. Связующая управленческая функция – коммуникация:
· создание или изменение межличностных и организационных коммуникаций в производственной деятельности;
· формирование или изменение системы информационных потоков и документооборота в производственной деятельности.
В подразделе «Коммуникация» раскрываются процессы, методы и средства доведения обязательной информации, необходимой руководителю производственной деятельности для выполнения функций планирования, организации, мотивации, контроля и принятия управленческих решений. Особое внимание уделяется современным средствам коммуникационной связи: ПК, электронной почте, сотовой связи, видеосистемам, а также эффективным формам ведения бесед, проведения совещаний и телефонным разговорам, документообороту и организации делопроизводства, коммуникации между подразделением и уровнями управления в организации. Подраздел заканчивается разработкой информограммы и документограммы, которые представляются в табличных формах в соответствии с учебным пособием[55]. В информограмме отражаются перечень и содержание передаваемой и получаемой руководителем производства информации по функциям управления, периодичность ее поступления и способы передачи с указанием источника, откуда получена информация, и адресата, кому направлена информация. В документограмме отражаются виды документов, которые поступают в производственное подразделение от других подразделений и высшего звена управления, а также дается перечень видов документов, разрабатываемых работниками производства для использования другими подразделениями организации и высшим звеном управления.
Функциональна деятельность организации – маркетинговая
1. Управленческая функция – планирование:
· определение места и ролимаркетинговой стратегии в достижении стратегических целей организации;
· определение миссии и целей развития маркетинга, разработка стратегии их достижения;
· формирование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов маркетинговой деятельности:
– штатной численности работников,
– издержек обращения,
– объемов продаж в стоимостном и натуральном выражении,
– доли каждой группы потребителей в объеме продаж,
– доли товаров организации на рынке,
– объемов внедрения новых товаров,
– уменьшения количества и частоты жалоб потребителей,
– роста удовлетворенности потребителей,
– обеспечения своевременности поставок,
– увеличения повторных покупок,
– увеличения портфеля заказов,
– повышения эффективности каналов распределения и продвижения товаров и рекламы,
– объемовмаркетинговых исследований.
2. Управленческая функция – организация:
· определение перечня задач, возникающих с реализацией маркетинговой стратегии;
· разработка или изменение маркетинговой структуры на основе профессионального и вертикального разделения труда работников;
· определение должностных позиций и профессионально-квалификационных моделей в маркетинговой деятельности;
· разработка положений о структурных подразделениях маркетинговой деятельности и должностных инструкций по должностным позициям;
· разработка положений об организации труда работников;
· наем, отбор, расстановка по должностным позициям, адаптация и обучение сотрудников;
· разработка или изменение положения бюджетного метода руководства структурными подразделениями маркетинговой деятельности;
· выделение центров учета затрат и центров финансовой ответственности за каждый вид бюджета в подразделениях маркетинговой деятельности;
· установление нормативов бюджетных затрат для руководителей центров финансовой ответственности в подразделениях маркетинговой деятельности.
3. Управленческая функция – мотивацияпредусматриваетсоздание эффективной системы мотивации по достижению стратегических целей и творческой активности сотрудников. Мотивация сотрудников маркетинговой деятельности осуществляется в соответствии с политикой и принципами, установленными высшим уровнем управления организации (далее этот раздел управленческой функции менеджмента будет рассмотрен более подробно в главе «Управление человеческими ресурсами в стратегическом менеджменте»).
4. Управленческая функция – контроль:
· разработка сквозных, стратегически ориентированных и взаимосвязанных показателей оценки деятельности структурных подразделений маркетинга;
· определение системы стратегических показателей предварительного, текущего и заключительного контроля реализации маркетинговой стратегии;
· оценка результатов реализации маркетинговой стратегии в соответствии с принятыми стандартами предварительного контроля;
· аттестация сотрудников структурных подразделений маркетинга.
5. Связующая управленческая функция – коммуникация:
· создание или изменение межличностных и организационных коммуникаций в маркетинговой деятельности;
· формирование или изменение системы информационных потоков и документооборота в маркетинговой деятельности.
В подразделе «Коммуникация» раскрываются процессы, методы и средства доведения обязательной информации, необходимой руководителю маркетинговой деятельности для выполнения функций планирования, организации, мотивации, контроля и принятия управленческих решений. Особое внимание уделяется современным средствам коммуникационной связи: ПК, электронной почте, сотовой связи, видеосистемам, а также эффективным формам ведения бесед, проведению совещаний и телефонным разговорам, документообороту и организации делопроизводства, коммуникации между подразделением и уровнями управления в организации. Подраздел заканчивается разработкой информограммы и документограммы, которые представляются в табличных формах в соответствии с учебным пособием[56]. В информограмме отражаются перечень и содержание передаваемой и получаемой руководителем подразделения информации по функциям управления, периодичность ее поступления и способы передачи с указанием источника, откуда получена информация, и адресата, кому направлена информация. В документограмме отражаются виды документов, которые поступают в подразделение маркетинга от других подразделений и высшего звена управления, а также дается перечень видов документов, разрабатываемых работниками подразделений маркетинга для использования другими подразделениями организации и высшим звеном управления.