Тема 8. ФОРМЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Существуют три основные формы внешнеторговой деятельности – международные торги, международные товарные аукционы, биржевая деятельность. Также в международной практике часто используются услуги посреднических фирм. Рассмотрим каждую их форм.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого более выгодно организатором торгов.
Торги широко применяются при:
Ø заключении торговых сделок на закупку сложного оборудования;
Ø строительных работах;
Ø подряде на строительство;
Ø эксплуатации ресурсов.
Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами – 40 – 50% всех товаров проходит через торги, 80% закупок машин и оборудования в этих странах осуществляются посредством торгов. Здесь государство активно вмешивается во внешнюю торговлю, заставляя закупать национальных импортеров продукцию только посредством торгов.
В развитых странах к торгам прибегают государственные органы, желающие сделать заказ иностранному партнеру, а также некоторые крупные частные фирмы.
В соответствии с правилами ВТО торги – это единственная форма выхода государственной организации на мировой рынок в качестве покупателя (импортера).
Одним из преимуществ торгов для покупателя является возможность выбора поставщика, также в результате конкурентного выбора избираются только более солидные фирмы.
По способу проведения различают торги:
Ø открытые (публичные) – к их участию привлекаются все желающие, количество и состав последних не ограничен. Это торги стандартного оборудования и небольшие подрядные работы.
Ø Закрытые (негласные) торги – в них принимает участие ограниченное число известных фирм. Реализуется сложное оборудование и большие по объему работы.
Ø Единичные торги – организаторы торгов обращаются только к одной фирме.
Ø Смешанные торги – осуществляются в два этапа: выбор фирм (открытый торг) и закрытый торг (конкурентный отбор).
Любой тендер включает четыре этапа:
1. Подготовительный.
А) образуется тендерный комитет, включающий в себя организаторов торгов, представителей государственной администрации, группу технических и коммерческих экспертов.
Б) готовится тендерная документация – составляется проформа тендера (тендерные условия), включающая наименование товара, общую стоимость сделки, виды работ, технические характеристики товара, общекоммерческие условия (вид платежа, способы расчетов, гарантии и др.); условия проведения торгов; технико-экономическая документация; перечень видов, объемов, графиков работ; формы первоначальной и окончательной гарантии, их суммы.
В) ознакомление с тендерной документацией всех потенциальных участников торгов – оферентов.
Оферта – это письменное предложение продавца. Она бывает свободная, когда присылается нескольким потенциальным покупателям одновременно, и твердая, если присылается только одному потенциальному покупателю и в течение определенного срока не может быть разослана другим.
В конце первого этапа устанавливается размер гарантийного взноса (1-3% от суммы сделки) и продается комплект технической документации (от нескольких сот до нескольких тысяч долларов).
Предоставление предложений участникам торгов.
Это осуществляется двумя способами: оферент заполняет и подписывает в нужных местах проформу тендера либо сам ее составляет.
Выбор поставщика.
В назначенный день и час организаторы торгов проводят выбор поставщика. В присутствии членов тендерного комитета вскрываются конверты и отправляются на конкурсный отбор. Конкурсный отбор длится от нескольких недель до нескольких месяцев. При отборе учитываются:
· Коммерческие мотивы (качество, цена и др.);
· Политические мотивы. Фирмы их стран с неблагоприятным режимом обычно игнорируются.
· Национальный принцип.
В конце 3 этапа фирма, выигравшая торги вносит 2-й залог – 5-10% от суммы сделки. Организаторы торгов имеют право не возвращать первоначальный гарантийный взнос, что оговаривается в условиях тендера.
Подписание контракта с фирмой, выигравшей торги.
Он представляет собой обычный контракт купли – продажи.
Таким образом, торги выгодны двум сторонам – продавцам из-за обширных объемов сделок и их долгосрочности, и покупателям, так как в процессе торгов снижаются цены предложений.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТОВАРНЫЙ АУКЦИОН – это специально организованный, периодически действующий рынок, на котором путем публичных торгов в заранее обусловленное время в специальном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность того покупателя, который предложил более высокую цену.
Через аукцион реализуются товары самим продавцом, который по необходимости создает собственную аукционную фирму, либо профессиональными посредниками. Составляется договор консигнации, по которому посредник осуществляет поиск и продажу товара.
Предметами торга на международных товарных аукционах являются пушно-меховые товары, немытая шерсть, щетина, чай табак – предметы традиционного аукциона, а также тропические породы леса, овощи, фрукты, скот, цветы, рыба, картины, скульптуры, изделия домов моделей, статьи, рукописи, антиквариат.
Становление аукционов относится к периоду возникновения и развития капитализма, при котором товарное производство становится всеобщим.
Уже в самом начале аукционы носили как добровольный, так и принудительный характер. В зависимости от вида аукциона менялись и объекты торговли. Объектом принудительных аукционов являлась конфискованная по тем или иным причинам недвижимость или иное имущество. Объект добровольных аукционов составляли такие товары как пушнина, табак, чай, пробковая кора, племенной скот и другие, отличавшиеся однородностью.
В процессе развития стали возникать международные аукционы, проводившиеся достаточно регулярно 2-4 раза в год. Их центрами были такие города, как Лондон, Нью-Йорк, Амстердам, Калькутта, Ливерпуль, Кейптаун, Сидней и др. Для каждого аукционного товара сложился свой центр аукционной торговли. По продаже пушнины и мехового сырья и ныне, во всем мире проводятся более 150 международных аукционов. К примеру, главными центрами аукционной торговли норкой являются Нью - Йорк, Монреаль, Осло, Стокгольм, Санкт - Петербург. Аукционными центрами по продаже каракуля стали Лондон и Санкт Петербург.
Широкое развитие получили аукционы по продаже шерсти. Центры аукционной торговли шерстью представлены Лондоном, Ливерпулем, Кейптауном, Сиднеем, Веллингтоном. Через аукционы в перечисленных странах реализуются 75 - 80% ее общих мировых продаж. Центром аукционной торговли ковровой шерсти является Ливерпуль, где продается в основном индийская и пакистанская ковровая шерсть. Мировую известность приобрел чайный аукцион Сингапура, в проведении которого принимают участие фирмы из США, Японии, Австралии, КНР.
Всемирную известность получили такие аукционные фирмы как «Сотбис» и «Кристи» (Англия), специализирующиеся на продаже антиквариата, художественных ценностей и изделий из драгоценных металлов. Авторитет этих фирм завоевывался десятилетиями через внимательное отношение к клиентам и высокие профессиональные навыки организаторов аукциона.
Фирма «Кристи» занимает лидирующее положение в мире по продаже ювелирных изделий. Ежегодно в 13 аукционных центрах ею проводится 65 ювелирных торгов на общую сумму 250 млн. долларов. Фирма работает по долговременным проектам.