Расходы государственного сектора
В целом расходы государственного сектора могут быть подразделены на затраты на товары и услуги, трансфертные платежи и уплату процентов. Необходимо рассмотреть влияние каждого из этих компонентов в отдельности на совокупные расходы.
Расходы государственного сектора на товары и услуги, производимые в текущий период времени, сами по себе являются одним из компонентов совокупных внутренних расходов и таким образом вносят непосредственный вклад во внутреннюю абсорбцию. Если госсектор закупает товары отечественного производства, не реализуемые на внешнем рынке, такие закупки служат дополнением к совокупному спросу на отечественные товары. Однако импорт государственного сектора и закупка им товаров, которые могли бы быть проданы за рубежом по мировым ценам, не оказывают прямого воздействия на реальный совокупный спрос на товары отечественного производства. Расходы госсектора на подобные конкурентоспособные товары приводит к ухудшению торгового баланса страны и при этом не оказывают непосредственного влияния на реальный совокупный спрос или на такие макроэкономические переменные, как реальный объем производства и темпы внутренней инфляции.
Косвенное воздействие закупок госсектора широко дискутируется. Эти дискуссии получили название "дебатов по вопросу о вытеснении". Существует немало каналов, через которые увеличение расходов госсектора косвенно оказывает влияние на расходы в частном секторе. Дискуссия ведется вокруг того, насколько увеличение государственных затрат снижает или увеличивает расходы частного сектора, приводя к общему росту расходов, отличному от того, который первоначально имел место в государственном секторе. В эффекте "вытеснения" (или, наоборот, "втискивания") можно выделить несколько уровней.
Уровень первый: госсектор покупает "общественные" товары и услуги, заменяющие или дополняющие закупки сектора, что влияет на суммарные частные расходы.
Уровень второй, в той степени, в какой увеличение государственных расходов влечет за собой соответствующую задолженность по налоговым платежам для частного сектора либо в настоящее время путем финансирования налогов, либо в будущем, когда возникает необходимость погашения государственного долга, текущий или будущий частный располагаемый доход (т. е. доход после уплаты налогов) сократится, что вызовет и некоторое сокращение частных расходов.
Уровень третий: если рост государственных затрат в результате приводит к чистому увеличению совокупного спроса при первоначальном уровне цен и процентных ставок, внутренняя экономическая деятельность может возрасти, но это способно привести к сокращению частных расходов. Так, например, если внутренняя процентная ставка прыгает вверх, чтобы сразу же поддержать равновесие портфеля ценных бумаг при увеличенном спросе на деньги, компоненты совокупного спроса, особо чувствительные к изменениям процентных ставок, будут иметь тенденцию к снижению. Напротив, если дисбаланс портфеля будет иметь тенденцию к сохранению, то чрезмерный спрос на деньги может побудить домохозяйства сократить текущие расходы, чтобы накопить наличность.
Даже при отсутствии этого последнего эффекта финансирование дополнительных расходов государственного сектора может увеличить стоимость или снизить доступность финансирования для частного сектора - в зависимости от финансово- экономической структуры и характера соответствующей кредитно-денежной политики. Наконец, если номинальная заработная плата гибкая или если увеличение государственных расходов ожидалось заранее, когда заключались действующие ныне контракты с номинальными ставками зарплаты, уровень внутренних цен может подняться достаточно высоко, чтобы снизить частные расходы на сумму, эквивалентную общественным затратам, не вызвав никаких чистых изменений в реальном совокупном спросе. Ясно, что значение каждого из этих факторов будет определяться особенностями тех или иных институциональных характеристик и структурными параметрами той или иной конкретной страны.
Трансфертные платежи из госсектора в частный внутри страны не являются покупкой производимых в данный момент товаров и услуг и поэтому прямо не сказываются на внутренней абсорбции.
Однако они затрагивают частный располагаемый доход и в силу этого косвенно влияют на частные расходы. Сумма частных расходов, стимулируемых трансфертами определенного размера, скорее всего зависит от регулярности трансфертов (эпизодические трансферты будут, вероятно, в основном откладываться в виде сбережений), особенностей конкретного получателя в частном секторе, что отражается на предельной склонности к потреблению за счет текущих доходов (здесь могут также играть роль такие демографические факторы, как возраст людей и размер домохозяйств) и характера финансовой системы (который скажется на степени нехватки ликвидности у получателей трансфертов).
Наконец, так же, как и трансфертные выплаты, уплата процентов госсектором частному не сказывается непосредственно на внутренней абсорбции и совокупном спросе и речь идет лишь о косвенном влиянии, которое они оказывают на решение относительно частных расходов. Увеличение уплаты процентов госсектором по внешней задолженности при его неизменных затратах на товары и услуги "нефакторного" характера также не окажет непосредственного влияния на совокупный спрос на отечественные товары и услуги.
В последние годы возникли споры по поводу того, не имеет ли та часть уплаты процентов, которая соответствует темпам инфляции, влияния на совокупный спрос, аналогичного тому, которое оказывает часть, соответствующая реальному проценту. Можно полагать, что инфляционный компонент уплаты процентов эквивалентен амортизации (погашению) государственного долга. Такая амортизация обычно не считается государственными расходами, поскольку полагают, что при нормальных обстоятельствах граждане реинвестируют в этот долг на прежних условиях, так что совокупный спрос не меняется. И все же сомнительно, особенно при высоких темпах инфляции, что инфляционный компонент уплаты процента абсолютно нейтрален по отношению к совокупному спросу из-за изменения условий и "денежное(tm)" (наличия денежных свойств) государственного долга, которые могут произойти в такого рода ситуации, особенно если приобретение иностранных активов является реальной альтернативой сохранению государственного долга.