Мировая цена: понятие, факторы, определяющие ее уровень
На трактовку понятия мировая цена нет единого мнения в экономической теории практике. Наиболее часто мировая цена трактуется как:
· сумма денег, за которую на мировом рынке продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар;
· денежное выражение интернациональной стоимости производства и реализации товара.
Экономическая интеграция, развитие мировой торговли ведут к появлению среднемирового уровня затрат труда и интернациональной стоимости единицы товара.
Интернациональная стоимость определяется общественно необходимыми затратами производства данных товаров странами экспортерами, которые на мировом рынке выступают в качестве основных поставщиков данной продукции.
На основе этих представлений многие экономисты считают, что мировая цена - это денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке. Мировая цена служит для определения цен международных контрактов, по которым заключается большинство торговых сделок в мире.
Основные особенности мировых цен:
· Мировые цены формируются под влиянием соотношения мирового спроса и мирового предложения на тот или иной товар.
· Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте, в которой, как правило, и осуществляются расчёты. При этом валюта цены не всегда совпадает с валютой платежа.
· На формирование мировой цены оказывают влияние ведущие мировые производители и поставщики (продавцы), имеющие существенную долю в общем мировом объёме данной продукции и постоянно воспроизводящие (сохраняющие) своё ведущее положение на данных товарных рынках.
· Особенностью мировых рынков является их множественность, то есть наличие нескольких рядов цен на один и тот же товар, которая обусловлена различным качеством товара, условиями поставки, производства и т.д.
· Это цены большого количества крупных, регулярных, постоянно совершающихся сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные к импортные операции.
· Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производства или потребление и или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).
· На уровень мировых цен оказывают влияние валюта платежа, формы и методы расчётов, характер, условия поставки, и многие другие факторы.
Формирование уровня мировых цен, анализ, а также прогнозирование их динамики невозможно без учета влияния основных ценообразующих факторов.
К числу основных ценообразующих факторов на мировом рынке можно отнести следующие:
- природно-географические условия производства, которые оказывают определяющее влияние на цены, в первую очередь, сырьевых товаров (энергоносители, металлы, сельскохозяйственная продукция);
- научно-технический прогресс, оказывающий влияние, как на предложение, так и на спрос на мировом рынке. Повышение роли научно-технического прогресса в современных условиях привело к тому, что конкурентная борьба на мировых рынках все более перемещается в область новизны и совершенства выпускаемой продукции и технологии ее производства. Совершенствование технологий приводит к росту объемов производства, снижению производственных издержек, а следовательно и к росту продаж. Воздействие на спрос проявляется через улучшение потребительских свойств экспортируемых товаров, появлению новых товаров, товаров дополнений и т.п.
- фаза экономического цикла, в которой находится мировая экономика (или регион). В фазе пика, когда производство работает на полную мощность, наблюдается практически полная занятость, цены имеют тенденцию к повышению. При спаде, производство и занятость сокращаются, цены стабилизируются, пока нет тенденции к снижению. В фазе депрессии (серьезного и продолжительного спада) цены начинают снижаться. В фазе оживления, когда производство и занятость растут, цены повышаются снова;
- инфляционные процессы, происходящие в разных странах, снижение курсов валют, финансовые кризисы приводят к постоянной тенденции цен к повышению. Основными причинами инфляции в мировом хозяйстве выступают рост государственных расходов, ведущий к росту специфического спроса, увеличение налогообложения прибыли, что создает предпосылки для роста цен;
- краткосрочные изменения спроса и предложения. Наряду с циклическими колебаниями цен, вызванными глобальными нарушениями спроса и предложения, возникают и внутрициклические краткосрочные диспропорции спроса и предложения. К их числу можно отнести сезонные колебания цен, изменения цен при вынужденных продажах и закупках, спекулятивные изменения биржевых котировок, скачки цен, вызванные внезапными форс-мажорными обстоятельствами (война, засуха, наводнение, землетрясение);
- меры государственного регулирования цен в отдельных странах и группировках стран. Практически во всех странах государственные органы оказывают существенное влияние на внешнеторговую политику, а соответственно и на уровень цен международной торговли. Это влияние может проявляться в направлениях тарифного и нетарифного регулирования (пошлины, квоты, лицензии), субсидирования экспорта, косвенного налогообложения экспортируемых и импортируемых товаров, различного рода льгот и др.;
- каналы, по которым осуществляется внешняя торговля. Цены на однотипные товары, будут различаться в зависимости от используемой формы торговли: биржевой, аукционной, тендерной, заключения обычных коммерческих сделок, торговли внутри транснациональной корпорации, в группировках страною специальных контрактам и др.