Особенности транспорта как отрасли национальной экономики
Транспорт является важнейшей отраслью материального производства, отличающейся особым характером внутренних процессов и специфическим характером внутренних процессов и специфическим характером продукта производства, эффект и полезность которого неотделимы от самого производственного процесса.
Специфические особенности транспорта заключаются в том, что в отличие от других отраслей материального производства здесь не создаются новые материальные ценности, обладающие соответствующими физическими характеристиками. Продукция транспорта не существует отдельно от самого процесса производства. В то же время полезный эффект, связанный с перевозками грузов, обеспечивает связи производителей и потребителей, с перевозкой пассажиров, является потребительной стоимостью транспортной продукции.
Транспорту присущи все три органических элемента, которые характерны для любой отрасли материального производства: средства труда, т.е. средства транспорта, подвижной состав; предметы труда, т.е. объекты перевозки - грузы и пассажиры; наконец, целесообразная деятельность людей, т. е. собственно труд.
Транспорт как отрасль отличает не только своеобразие ее продукции, но и механика, технология, организация и управление. Динамичность средств транспорта является другой его отличительной особенностью. Так если в любой промышленной отрасли основные средства производства (рабочие и основные машины и оборудование, агрегаты и пр.) являются относительно статичными, т.е. неподвижными по отношению к тому производственному объекту, на котором они находятся, и вырабатывают свою продукцию, не покидая границ предприятия, то основные средства транспорта, подвижной состав, должны обязательно перемещаться из одного пункта в другой, обеспечивая перевозочный процесс и создавая и тем самым свою транспортную продукцию. Другими словами, средства транспорта постоянно находятся в движении по сети путей сообщения, что и выражает эту его отраслевую особенность, не присущую другим отраслям материального производства. Исходя из этого можно считать, что транспорт представляет собой крупную динамическую систему, во многих отношениях более сложную, чем другие отрасли материального производства. Исходя из этого можно считать, что транспорт представляет собой крупную динамическую систему, во многих отношениях более сложную, чем другие отрасли материального производства.
Однако роль транспорта не сводится только к перемещению определенного объема материальных ресурсов. Транспорт в то же время воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, особенно на продолжительность воспроизводственного цикла и формирование размеров запасов сырья, топлива и продукции у изготовителей и потребителей. Поэтому транспортная отрасль непосредственно служит для производства, а не наоборот, и в связи с этим транспорт должен функционировать и развиваться в интересах повышения эффективности материального производства.
В настоящее время в большинстве стран усиливается внимание к транспортной системе, ее развитию, рациональному распределению перевозочной работы между видами транспорта. Это выражается в открытии новых и расширении существующих транспортных научных организаций и в связи с этим - в усилении тенденций к прогнозированию развития и работы транспорта на ближайшую и более отдаленную перспективу, в более широком проведении международных научных конференций по транспорту, увеличении ассигнований на развитие транспорта и разработку проектов крупных транспортных линий с участием нескольких государств. Это характерно как для стран СНГ, так и для многих других государств мира.
Основные проблемы и тенденции в развитии транспортных систем, возникающие в мировой практике и науке, можно определить следующим образом:
– сокращение энергетических затрат на перевозки и в связи с этим - тенденция к передаче части перевозок на железнодорожный транспорт с автомобильного, а также развитие комбинированных перевозок и расширение работ по созданию новых видов транспорта;
– снижение влияния транспорта на окружающую среду – загрязнение атмосферы и водных пространств, уменьшение шума путем проведения различных защитных мероприятий и замены двигателей внутреннего сгорания на электрические, а также применение новых видов тяги;
– увеличение морских перевозок и в связи с этим – значительное развитие и реконструкция существующих и строительство новых портов;
– успешное использование паромных переправ для перевозок грузов и пассажиров;
– повышение скоростей движения, главным образом, пассажирских поездов путем создания специализированных железнодорожных линий;
– использование для этих целей новых видов транспорта;
– изменение структуры перевозок при значительном увеличении в грузообороте доли тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также химических и радиоактивных, что требует решения ряда технических задач и мер предосторожности.