Методические указания для преподавателей
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Криминалистика»
специальность «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс разработан | Учебных часов по плану: |
Старшим преподавателем | Всего188, в том числе |
Гареевой Э.Р. | лекций 54 |
семинарских 40 | |
самостоятельная работа 86 | |
для студентов дневного отделения | |
Стерлитамак, 2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика» (для студентов дневного отделения юридического факультета СФ БашГУ). – Стерлитамак, 2011. – 78с.
Издается по решению кафедры Уголовного права и процесса Стерлитамакского филиала БашГУ ((протокол № 2 от 14.09.2011г.)
Составитель: Гареева Э.Р., старший преподаватель кафедры Уголовного права и процесса Стерлитамакского филиала БашГУ.
Пояснительная записка
В высших учебных заведениях юридического профиля криминалистика входит в блок общепрофессиональных обязательных дисциплин, изучаемых всеми студентами независимо от избранной ими специализации. Знание криминалистики и умелое использование её возможностей – непременное условие профессионального мастерства юриста.
Основная задача изучения криминалистики заключается в овладении студентами глубокими и системными знаниями теории криминалистики, формировании у студентов с помощью лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий устойчивых навыков и умений применения специальных приёмов, методов и средств сбора, фиксации, исследования и использования доказательств в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Учебно-методический комплекс подготовлен на основе Уголовно-процессуального кодекса РФ вступившего в силу с 01 июня 2002 года, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (специальность 021100-юриспруденция ОПД.Ф.13) и учебным планом юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ.
Учебно-методический комплекс включает в себя: тематический план; программу курса; список основной и дополнительной литературы ко всем темам курса, рекомендуемой для самостоятельного изучения; планы лекционных, семинарских занятий, задачи для самостоятельного решения; тестовые задания, вопросы для подготовки к экзамену.
Все предусмотренные планом практических занятий задания студенты должны выполнять под руководством и при квалифицированной помощи преподавателей, а также заведующего лабораторией криминалистической фотографии.
Занятия по криминалистике проводятся в учебных аудиториях, лаборатории криминалистической фотографии, учебно-методическом кабинете, и на местности. Вопросы и задания, предусмотренные планами занятий, студенты отрабатывают после внимательного ознакомления с ними и глубокого изучения рекомендованной литературы. Во время аудиторных занятий и в часы самостоятельной работы студенты используют криминалистическую технику, витрины, стенды, раздаточные и другие дидактические материалы.
Основной формой подготовки студентов является самостоятельная работа, доля которой в учебном процессе увеличивается в соответствии с письмом Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Она должна носить творческий поисковый характер. Самостоятельная работа с нормативными и иными литературными первоисточниками должна занимать не меньше времени у обучающегося по сравнению с регулярными формами обучения. Семинарские занятия служат трибуной для дискуссий, обмена мнений и анализа допускаемых на практике ошибок и правонарушений. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому имеется возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Самостоятельная работа предполагает, изучение руководящей и специальной литературы, законодательства, освоение лекционного курса при подготовке, написании контрольных, курсовых работ, изучение и обобщение материалов практики, непременное участие студентов, научных исследованиях, кружках, конференциях, дискуссиях, деловых играх, олимпиадах. Все эти занятия имеют своей целью и задачей:
1. Образовательные:
- усвоение теоретических вопросов дисциплины и науки уголовного процесса;
- усвоение действующих норм законодательства, их назначение, условие и порядка применения;
- изучение зарубежного опыта по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений
2. Практические:
- умение квалифицированно применять нормы уголовно-процессуального права при расследовании преступлений, судебном разбирательстве, и исполнении приговора по конкретным уголовным делам;
- развитие навыков по выявлению причин и условий способствующих к совершению преступления;
3. Воспитательные:
- выработка научного мировоззрения по вопросам места и роли уголовно-процессуальных средств в борьбе с преступностью;
- развитие убежденности в необходимости соблюдения требований законности при расследовании уголовных дел при осуществлении правосудия.
Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов 4 курса дневной формы обучения 5 курса заочной формы обучения юридического факультета. Использование программы в учебном процессе позволяет студенту получить целостное представление о содержании курса, а также эффективно готовиться к практическим занятиям.
В конце семестра по теории и методологии криминалистики и криминалистической технике сдается зачет, по окончании курса экзамен по четырём разделам криминалистики.
При составлении данных методических указаний были использованы Конституция РФ, федеральные законы, а также труды заслуженных деятелей науки Российской Федерации: Р.С. Белкина, И.А. Возгрина, Е.П. Ищенко, Л.Н Каневского, И.Ф. Крылова, Ю.Г. Корухова, М.К. Маликова, В.А. Образцова, С.А. Роганова, Т.А. Седовой, Ф.Ф. Фаткуллина, А.А. Эксархопуло, Н.П. Яблокова и многих других.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Криминалистика»
Темы занятий | Количество часов | Форма контроля самост. работы | ||
Лек ции | Семинары | ССам. работа | ||
I. Теория и методология науки криминалистики 1. Предмет, методы задачи и система криминалистики | Проверка конспектов | |||
2. Криминалистическая характеристика предварительных проверки и расследования преступлений | Проверка конспектов; устный опрос | |||
3. Криминалистическая характеристика преступления. Учение о следственной ситуации | Проверка конспектов; устный опрос | |||
4. Криминалистическое моделирование. Версия | Проверка конспектов; устный опрос | |||
5. Криминалистическая идентификация и диагностика, их содержание и значение в раскрытии и расследовании преступлений | Проверка конспектов; устный опрос | |||
II. Криминалистическая техника 6. Общие положения криминалистической техники | Проверка конспектов; устный опрос | |||
7. Криминалистическая фотография, аудио- и видеозапись | Проверка конспектов; устный опрос | |||
8. Криминалистическая трасология | Проверка конспектов; устный опрос | |||
9. Криминалистическое оружиеведение | Проверка конспектов; устный опрос | |||
10. Криминалистическое документоведение | Проверка конспектов | |||
11. Идентификация человека по признакам внешности (габитоскопия) | Проверка конспектов; устный опрос | |||
12. Криминалистическая регистрация | устный опрос | |||
III. Криминалистическая тактика 13. Понятие и система криминалистической тактики, её роль в раскрытии и расследовании преступлений | Проверка конспектов; устный опрос | |||
14. Тактика следственного осмотра и освидетельствования, особенности её применения в раскрытии и расследовании преступлений | Проверка конспектов; устный опрос | |||
15. Тактика задержания | Проверка конспектов; устный опрос | |||
16. Тактика обыска и выемки | Проверка конспектов; устный опрос | |||
17. Тактика допроса и очной ставки | Проверка конспектов; устный опрос | |||
18.Тактика предъявления для опознания | Проверка конспектов; устный опрос | |||
19. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте | Проверка конспектов; устный опрос | |||
20. Тактика получения образцов для сравнительного исследования. Порядок назначения и производства экспертиз | Проверка конспектов; устный опрос | |||
IV. Криминалистическая методика расследования преступлений 21. Общие положения криминалистической методики расследования отдельных видов и групп преступлений | Проверка конспектов; устный опрос | |||
22. Методика расследования преступлений против жизни и здоровья | Проверка конспектов; устный опрос | |||
Итого: |
Государственный стандарт
(ОПД.Ф.13 – Криминалистика)
Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию; взаимодействие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследования; основы криминалистической профилактики и прогнозирования; криминалистическая характеристика преступления; методы криминалистики; идентификация и диагностика; криминалистическая ситуация и версия; моделирование при расследовании преступления; криминалистическая техника; определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием; методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звука- и видеоинформации и др.); трассология; судебная баллистика; исследование документов; экспертиза, ее виды; информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности; криминалистическая тактика; следственный эксперимент; тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса; криминалистическая методика расследования; методические основы расследования (преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несовершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее нераскрытым преступлениям и др.); виды методик расследования.
Методические указания для преподавателей
Курс криминалистики состоит из четырёх взаимосвязанных разделов (частей) и изучается на протяжении двух семестров. В конце семестра сдается зачет по первым двум разделам, а в семестре - экзамен по всему курсу. Экзамен является подведением итога изучения теории уголовного процесса, уголовно - процессуального законодательства и практики. Подготовка к экзамену требует максимальной концентрации воли и внимания, напряжения физических и интеллектуальных сил, аналитического подхода к учебному материалу курса.
В период подготовки к экзамену студентам необходимо систематизировать всю совокупность знаний, полученных как по криминалистике, так и по другим смежным учебным дисциплинам (по уголовному процессу, уголовному праву, судоустройству и правоохранительным органам и т.д.).
О достаточной степени готовности к экзамену обычно свидетельствуют: 1) свободное владение криминалистической терминологией;
2) наличие системного представления о сущности и содержании криминалистики;
3) знание международных актов, политико-правовых документов, известных ученых и их основных работ по криминалистике и уголовному процессу;
4) ориентация в принципиальных дискуссионных точках зрения криминалистической теории;
5) знание и умение применять уголовно-процессуальное законодательство;
6) осведомленность о состоянии криминалистической практики.
Экзамен студенты сдают по билетам, составляемым на основе программы по уголовному процессу. Ответы на вопросы билетов должны быть ясными, логичными, конкретными и полными. При ответах студенты могут высказывать свою точку зрения, использовать статистические и социологические данные, обращать внимание на дискуссионные вопросы и проблемы совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Студенты должны показать на экзамене свою способность к творческому мышлению, умение и навыки применения конкретных уголовно-процессуальных норм в различных жизненных ситуациях. В связи с этим студентам следует заранее продумать и привести при ответе один-два примера из практики.
Студент должен:
1. Проработатьрекомендованную литературу;
2. Рассмотретьисторию становления и развития изучаемого вопроса на основе анализа прежнего и действующего уголовно-процессуального законодательства;
3. Реферироватьуказанные преподавателем решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам уголовного процесса;
4. Изучатьархивные уголовные дела и опубликованную в журналах, газетах, сборниках практику по вопросам криминалистики;
5. На основе анализа уголовно-процессуального законодательства моделировать рекомендуемые преподавателем криминалистические решения и действия, а также стадии уголовного процесса.
Предлагаемые планы практических занятий содержат узловые вопросы, литературу, практические задания и темы для контрольных работ.
При подготовке к практическим занятиям по каждой теме студент должен кропотливо работать по усвоению первоисточников: международных актов, политико-правовых документов РФ, Конституции РФ, уголовно-процессуальных и иных законов. В уяснении буквы и духа законов несомненную помощь окажут решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, Министра внутренних дел РФ. Вестники (бюллетени) этих органов содержат анализ следственной и судебной практики как в обобщенном, так и в конкретном виде. Систематизированная следственная и судебная практика находится в различного рода сборниках и журналах. Лучшему усвоению содержания курса способствует регулярное ознакомление с трудами, публикуемыми в журналах: «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Законодательство», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Следователь», «Прокурорская и следственная практика» и др.
Желательно, чтобы студент при подготовке к занятию обращался к научной литературе. Особое значение сейчас приобретает ознакомление с научными статьями, ибо только они оперативно анализируют и показывают изменения в законодательстве..
На практических занятиях по криминалистике применяются следующие формы работы:
1.Обсуждениетеоретических вопросов темы;
2.Решениев устной форме задач с использованием действующего нормативного материала;
3.Обсуждениес участием всей группы предложенных студентами решений и подведение преподавателем итога обсуждения по каждой задаче с указанием ошибок, допущенных студентами;
4. Обсуждение конкретных уголовных дел по теме занятия;
5.Проведениеинсценировок отдельных следственных или иных процессуальных действий;
6.Посещениесудебных процессов с последующим обсуждением;
7. Проведениеинсценировки производства следственного действия на основе сценария, написанного студентами по изученному уголовному делу;
8. Анализ студентами содержащихся в уголовных делах процессуальных документов;
9.Разбор составленных студентами в качестве домашнего задания или в аудитории во время занятий текстов процессуальных документов.
Студент должен завести для процессуальных документов отдельную тетрадь. Преподаватель проверяет составленные студентами письменные документы и возвращает их по принадлежности с указанием на допущенные ошибки. Обращает внимание на типичные недостатки и отмечает все лучшее в работах. Наиболее удачные и неудачные процессуальные документы разбираются на занятиях.
При составлении процессуальных документов студенты должны тщательно изучитьсоответствующий материал уголовного дела или соответствующий материал задания, выполнить все требования закона, относящиеся к составлению данного документа. Студенты, составляя процессуальные документы, могут использовать «Комментарий к формам документов УПК РФ (Сергеев В.И. М.: 2002)» либо другие издания с 2002 года.
Пропуск занятия или невыполнение задания влечет за собой обязанность студента явиться на консультацию к преподавателю и сдать тему в индивидуальном порядке.
По курсу будут проводиться контрольные работы по специально разработанным вопросам (теоретическим и практическим), в количестве, установленном учебным планом. Кроме того, по темам, определяемым кафедрой, будут проводиться тесты с помощью контролирующих компьютерных программ.
У студента есть возможность получить автоматический зачет, экзамен («хорошо» или «отлично») в случае успешного выполнения программы курса и написания контрольных работ не ниже, чем на «хорошо».
При изучении курса студенты пользуются имеющейся в библиотеке Университета литературой из числа источников, указанных в программе по криминалистике, и вновь издаваемых.