Методические указания для преподавателей

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Криминалистика»

специальность «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс разработан Учебных часов по плану:
Старшим преподавателем Всего188, в том числе
Гареевой Э.Р. лекций 54
  семинарских 40
  самостоятельная работа 86
   
  для студентов дневного отделения
   

Стерлитамак, 2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика» (для студентов дневного отделения юридического факультета СФ БашГУ). – Стерлитамак, 2011. – 78с.

Издается по решению кафедры Уголовного права и процесса Стерлитамакского филиала БашГУ ((протокол № 2 от 14.09.2011г.)

Составитель: Гареева Э.Р., старший преподаватель кафедры Уголовного права и процесса Стерлитамакского филиала БашГУ.

Пояснительная записка

В высших учебных заведениях юридического профиля криминалистика входит в блок общепрофессиональных обязательных дисциплин, изучаемых всеми студентами независимо от избранной ими специализации. Знание криминалистики и умелое использование её возможностей – непременное условие профессионального мастерства юриста.

Основная задача изучения криминалистики заключается в овладении студентами глубокими и системными знаниями теории криминалистики, формировании у студентов с помощью лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий устойчивых навыков и умений применения специальных приёмов, методов и средств сбора, фиксации, исследования и использования доказательств в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Учебно-методический комплекс подготовлен на основе Уголовно-процессуального кодекса РФ вступившего в силу с 01 июня 2002 года, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (специальность 021100-юриспруденция ОПД.Ф.13) и учебным планом юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ.

Учебно-методический комплекс включает в себя: тематический план; программу курса; список основной и дополнительной литературы ко всем темам курса, рекомендуемой для самостоятельного изучения; планы лекционных, семинарских занятий, задачи для самостоятельного решения; тестовые задания, вопросы для подготовки к экзамену.

Все предусмотренные планом практических занятий задания студенты должны выполнять под руководством и при квалифицированной помощи преподавателей, а также заведующего лабораторией криминалистической фотографии.

Занятия по криминалистике проводятся в учебных аудиториях, лаборатории криминалистической фотографии, учебно-методическом кабинете, и на местности. Вопросы и задания, предусмотренные планами занятий, студенты отрабатывают после внимательного ознакомления с ними и глубокого изучения рекомендованной литературы. Во время аудиторных занятий и в часы самостоятельной работы студенты используют криминалистическую технику, витрины, стенды, раздаточные и другие дидактические материалы.

Основной формой подготовки студентов является самостоятельная работа, доля которой в учебном процессе увеличивается в соответствии с письмом Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Она должна носить творческий поисковый характер. Самостоятельная работа с нормативными и иными литературными первоисточниками должна занимать не меньше времени у обучающегося по сравнению с регулярными формами обучения. Семинарские занятия служат трибуной для дискуссий, обмена мнений и анализа допускаемых на практике ошибок и правонарушений. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому имеется возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Самостоятельная работа предполагает, изучение руководящей и специальной литературы, законодательства, освоение лекционного курса при подготовке, написании контрольных, курсовых работ, изучение и обобщение материалов практики, непременное участие студентов, научных исследованиях, кружках, конференциях, дискуссиях, деловых играх, олимпиадах. Все эти занятия имеют своей целью и задачей:

1. Образовательные:

- усвоение теоретических вопросов дисциплины и науки уголовного процесса;

- усвоение действующих норм законодательства, их назначение, условие и порядка применения;

- изучение зарубежного опыта по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений

2. Практические:

- умение квалифицированно применять нормы уголовно-процессуального права при расследовании преступлений, судебном разбирательстве, и исполнении приговора по конкретным уголовным делам;

- развитие навыков по выявлению причин и условий способствующих к совершению преступления;

3. Воспитательные:

- выработка научного мировоззрения по вопросам места и роли уголовно-процессуальных средств в борьбе с преступностью;

- развитие убежденности в необходимости соблюдения требований законности при расследовании уголовных дел при осуществлении правосудия.

Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов 4 курса дневной формы обучения 5 курса заочной формы обучения юридического факультета. Использование программы в учебном процессе позволяет студенту получить целостное представление о содержании курса, а также эффективно готовиться к практическим занятиям.

В конце семестра по теории и методологии криминалистики и криминалистической технике сдается зачет, по окончании курса экзамен по четырём разделам криминалистики.

При составлении данных методических указаний были использованы Конституция РФ, федеральные законы, а также труды заслуженных деятелей науки Российской Федерации: Р.С. Белкина, И.А. Возгрина, Е.П. Ищенко, Л.Н Каневского, И.Ф. Крылова, Ю.Г. Корухова, М.К. Маликова, В.А. Образцова, С.А. Роганова, Т.А. Седовой, Ф.Ф. Фаткуллина, А.А. Эксархопуло, Н.П. Яблокова и многих других.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Криминалистика»

  Темы занятий Количество часов   Форма контроля самост. работы
  Лек ции   Семинары ССам. работа
I. Теория и методология науки криминалистики 1. Предмет, методы задачи и система криминалистики   Проверка конспектов
2. Криминалистическая характеристика предварительных проверки и расследования преступлений Проверка конспектов; устный опрос
3. Криминалистическая характеристика преступления. Учение о следственной ситуации Проверка конспектов; устный опрос
4. Криминалистическое моделирование. Версия   Проверка конспектов; устный опрос
5. Криминалистическая идентификация и диагностика, их содержание и значение в раскрытии и расследовании преступлений   Проверка конспектов; устный опрос
II. Криминалистическая техника 6. Общие положения криминалистической техники   Проверка конспектов; устный опрос
7. Криминалистическая фотография, аудио- и видеозапись Проверка конспектов; устный опрос
8. Криминалистическая трасология Проверка конспектов; устный опрос
9. Криминалистическое оружиеведение Проверка конспектов; устный опрос
10. Криминалистическое документоведение Проверка конспектов
11. Идентификация человека по признакам внешности (габитоскопия)   Проверка конспектов; устный опрос
12. Криминалистическая регистрация   устный опрос
III. Криминалистическая тактика 13. Понятие и система криминалистической тактики, её роль в раскрытии и расследовании преступлений   Проверка конспектов; устный опрос
14. Тактика следственного осмотра и освидетельствова­ния, особенности её применения в раскрытии и расследовании преступлений Проверка конспектов; устный опрос
15. Тактика задержания   Проверка конспектов; устный опрос
16. Тактика обыска и выемки Проверка конспектов; устный опрос
17. Тактика допроса и очной ставки   Проверка конспектов; устный опрос
18.Тактика предъявления для опознания   Проверка конспектов; устный опрос
19. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте     Проверка конспектов; устный опрос
20. Тактика получения образцов для сравнительного исследования. Порядок назначения и производства экспертиз     Проверка конспектов; устный опрос
IV. Криминалистическая методика расследования преступлений 21. Общие положения криминалистической методики расследо­вания отдельных видов и групп преступлений   Проверка конспектов; устный опрос
22. Методика расследования преступлений против жизни и здоровья     Проверка конспектов; устный опрос
Итого:

Государственный стандарт

(ОПД.Ф.13 – Криминалистика)

Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисципли­нами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изу­чения преступной деятельности и деятельности по расследованию; взаимо­действие следователя и оперативных подразделений; информационная осно­ва расследования; основы криминалистической профилактики и прогнозиро­вания; криминалистическая характеристика преступления; методы крими­налистики; идентификация и диагностика; криминалистическая ситуация и версия; моделирование при расследовании преступления; криминалистиче­ская техника; определение места компьютеров в структуре средств крими­налистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием; методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения тра­диционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, аку­стических, звука- и видеоинформации и др.); трассология; судебная балли­стика; исследование документов; экспертиза, ее виды; информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности; криминалисти­ческая тактика; следственный эксперимент; тактика осмотра места про­исшествия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса; криминалистическая методика расследования; методические основы рассле­дования (преступлений, совершенных организованными преступными груп­пами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несо­вершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам пре­ступлений, по ранее нераскрытым преступлениям и др.); виды методик рас­следования.

Методические указания для преподавателей

Курс криминалистики состоит из четырёх взаимосвязанных разделов (частей) и изучается на протяжении двух семестров. В конце семестра сдается зачет по первым двум разделам, а в семестре - экзамен по всему курсу. Экзамен является подведением итога изучения теории уголов­ного процесса, уголовно - процессуального законодательства и прак­тики. Подготовка к экзамену требует максимальной концентрации воли и внимания, напряжения физических и интеллектуальных сил, аналитического подхода к учебному материалу курса.

В период подготовки к экзамену студентам необходимо сис­тематизировать всю совокупность знаний, полученных как по криминалистике, так и по другим смежным учебным дисциплинам (по уголовному процессу, уголовному праву, судоустройству и правоохранительным орга­нам и т.д.).

О достаточной степени готовности к экзамену обычно свиде­тельствуют: 1) свободное владение криминалистической терминоло­гией;

2) наличие системного представления о сущности и содержа­нии криминалистики;

3) знание международных актов, политико-правовых доку­ментов, известных ученых и их основных работ по криминалистике и уголовному про­цессу;

4) ориентация в принципиальных дискуссионных точках зре­ния криминалистической теории;

5) знание и умение применять уголовно-процессуальное зако­нодательство;

6) осведомленность о состоянии криминалистической практики.

Экзамен студенты сдают по билетам, составляемым на ос­нове программы по уголовному процессу. Ответы на вопросы биле­тов должны быть ясными, логичными, конкретными и полными. При ответах студенты могут высказывать свою точку зрения, использо­вать статистические и социологические данные, обращать внимание на дискуссионные вопросы и проблемы совершенствования уголов­но-процессуального законодательства. Студенты должны показать на экзамене свою способность к творческому мышлению, умение и на­выки применения конкретных уголовно-процессуальных норм в раз­личных жизненных ситуациях. В связи с этим студентам следует за­ранее продумать и привести при ответе один-два примера из практи­ки.

Студент должен:

1. Проработатьрекомендованную литературу;

2. Рассмотретьисторию становления и развития изучаемого вопроса на основе анализа прежнего и действующего уголовно-процессуального законодательства;

3. Реферироватьуказанные преподавателем решения Консти­туционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам уголовного процесса;

4. Изучатьархивные уголовные дела и опубликованную в журналах, газетах, сборниках практику по вопросам криминалистики;

5. На основе анализа уголовно-процессуального законода­тельства моделировать рекомендуемые преподавателем криминалистические решения и действия, а также стадии уголовного процесса.

Предлагаемые планы практических занятий содержат узловые вопросы, литературу, практические задания и темы для контрольных работ.

При подготовке к практическим занятиям по каждой теме студент должен кропотливо работать по усвоению первоисточников: международных актов, политико-правовых документов РФ, Консти­туции РФ, уголовно-процессуальных и иных законов. В уяснении буквы и духа законов несомненную помощь окажут решения Консти­туционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, Министра внут­ренних дел РФ. Вестники (бюллетени) этих органов содержат анализ следственной и судебной практики как в обобщенном, так и в кон­кретном виде. Систематизированная следственная и судебная прак­тика находится в различного рода сборниках и журналах. Лучшему усвоению содержания курса способствует регулярное ознакомление с трудами, публикуемыми в журналах: «Государство и право», «Пра­воведение», «Законность», «Законодательство», «Российская юсти­ция», «Российский юридический журнал», «Следователь», «Проку­рорская и следственная практика» и др.

Желательно, чтобы студент при подготовке к занятию обра­щался к научной литературе. Особое значение сейчас приобретает ознакомление с научными статьями, ибо только они оперативно ана­лизируют и показывают изменения в законодательстве..

На практических занятиях по криминалистике применя­ются следующие формы работы:

1.Обсуждениетеоретических вопросов темы;

2.Решениев устной форме задач с использованием дейст­вующего нормативного материала;

3.Обсуждениес участием всей группы предложенных студен­тами решений и подведение преподавателем итога обсуждения по каждой задаче с указанием ошибок, допущенных студентами;

4. Обсуждение конкретных уголовных дел по теме занятия;

5.Проведениеинсценировок отдельных следственных или иных процессуальных действий;

6.Посещениесудебных процессов с последующим обсужде­нием;

7. Проведениеинсценировки производства следственного действия на основе сценария, написанного студентами по изученному уголовному делу;

8. Анализ студентами содержащихся в уголовных делах про­цессуальных документов;

9.Разбор составленных студентами в качестве домашнего за­дания или в аудитории во время занятий текстов процессуальных до­кументов.

Студент должен завести для процессуальных документов от­дельную тетрадь. Преподаватель проверяет составленные студентами письменные документы и возвращает их по принадлежности с указа­нием на допущенные ошибки. Обращает внимание на типичные не­достатки и отмечает все лучшее в работах. Наиболее удачные и не­удачные процессуальные документы разбираются на занятиях.

При составлении процессуальных документов студенты должны тщательно изучитьсоответствующий материал уголовного дела или соответствующий материал задания, выполнить все требо­вания закона, относящиеся к составлению данного документа. Сту­денты, составляя процессуальные документы, могут использовать «Комментарий к формам документов УПК РФ (Сергеев В.И. М.: 2002)» либо другие издания с 2002 года.

Пропуск занятия или невыполнение задания влечет за собой обязанность студента явиться на консультацию к преподавателю и сдать тему в индивидуальном порядке.

По курсу будут проводиться контрольные работы по специ­ально разработанным вопросам (теоретическим и практическим), в количестве, установленном учебным планом. Кроме того, по темам, определяемым кафедрой, будут проводиться тесты с помощью кон­тролирующих компьютерных программ.

У студента есть возможность получить автоматический зачет, экзамен («хорошо» или «отлично») в случае успешного выполнения программы курса и написания контрольных работ не ниже, чем на «хорошо».

При изучении курса студенты пользуются имеющейся в биб­лиотеке Университета литературой из числа источников, указанных в программе по криминалистике, и вновь издаваемых.

Наши рекомендации