Установление цены на новые товары
Методы ценообразования, ориентированные на потребителя и конкурентов
Ценообразование - формирование, установление цен,управление ценами в интересах конкретного предприятия, искусство варьирования ценами в зависимости от положения товара и фирмы на рынке для реализации стратегических и оперативных целей. В основе методов, ориентированных на потребителя, лежит ценностное восприятие товара потребителем. Если для покупателя товар особенно ценен, то он согласен в большинстве случаев заплатить более высокую цену при прочих равных условиях, и наоборот.
Ценность товара может зависеть от множества факторов:
отдачи от использования товара (например, быстроты и легкости укладки прически феном, калорийности продукта и т.п.);
психологических преимуществ (элегантного внешнего вида костюма, престижности марки автомобиля и т.д.);
уровня послепродажного обслуживания (гарантийных обязательств производителя в отношении стиральной машины, автомобиля и пр.).
Обязательное условие применения методов данной группы -точное знание потребностей своего потенциального покупателя, умение акцентировать внимание на специфических качествах своего товара, реальная оценка возможностей конкурентов. Без владения информацией в указанных ракурсах предприятию невозможно добиться успеха.
В данной группе выделяют следующие методы ценообразования:
1. Метод ценообразования на основе оценки эластичности спроса. Этот метод основан на использовании показателя эластичности спроса по цене (зависимости изменения объема предъявленного покупательского спроса от изменения цены на данный товар).
Условия применения метода: владение значительными количественными данными об изменениях спроса в зависимости от цены за предыдущий период, которые фиксировались «эволюционно» либо получены в результате эксперимента с изменением цен на свою продукцию. В идеале, прогнозируя определенный уровень спроса в будущем периоде, предприятие может установить соответствующий этому прогнозу уровень цены. Недостатки метода: перспективные рыночные условия должны быть такими же, как и в прошлом, в противном случае фирма не будет уверена в ожидаемой реакции потребителей на изменение цен; значение коэффициента эластичности, наблюдаемое на одном рынке, не может быть перенесено на другие интересующие предприятие рынки; сбор большого объема достоверных количественных данных требует длительного времени и расходов.
2. Метод ценообразования на основе ощущаемой ценности товара. Основная идея данного метода заключается в том, что покупатели рассматривают любой товар как совокупность атрибутов, разные покупатели придают атрибутам разную значимость, у разных покупателей разное мнение о степени присутствия в товаре определенного атрибута, покупатели связывают полезность (ценность) товара со степенью присутствия в товаре определенного атрибута. Последовательность действий по установлению цены в рамках этого метода. Сначала определяется перечень важнейших атрибутов товара, затем потребителей (экспертов, выступающих в роли потребителей) просят распределить 100 баллов (или единиц) между основными атрибутами пропорционально придаваемой им важности, их просят указать степень присутствия каждого атрибута в товаре. После этого определяют средневзвешенную оценку воспринимаемой ценности товара.
Те же самые действия осуществляются в отношении аналогичного (эталонного) товара, присутствующего на рынке. На основании данных о средней цене аналогичного (эталонного) товара, присутствующего на рынке, рассчитывается цена, пропорциональная воспринимаемой ценности.
3)Цена-это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицутовара или услуги.
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Функции цен
Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена»
Функции цен характерны для любого вида цен.
учетная
перераспределительная
стимулирующая
функция балансирования спроса и предложения.
Выполняя учетнуюфункцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам.
Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя.
Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятораобщественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции.
5) Виды цен в зависимости от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены на услуги.
6) методы формирования цены. Различают затратные и параметрические методы ценообразования. Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции. К затратным методам ценообразования относятся: метод полных издержек; метод стандартных издержек; метод прямых издержек. Метод полных издержек — это способ формирования цен на основе всех затрат, которые списываются на единицу того или иного изделия и к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован. Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат. Метод прямых издержек — это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам. Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное отделения цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок. Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара. |
Установление цены на новые товары
Бывают случаи, когда предпринимателю трудно установить цену на свою продукцию, особенно если данный товар является новым на рынке. Зачастую предприниматели устанавливают максимально приемлемую для этого рынка цену в надежде получить наибольшую прибыль от своих новшеств, собственно это и побуждает их рисковать своими средствами на новые исследования. Такая практика ценообразования называется скиммингом (skimming— "снятие сливок", т.е. установление высокой цены на новый продукт в расчете на потребителей, готовых купить по этой цене). Обычно этот метод оказывается эффективным, если:
существует большая вероятность того, что высокая цена не отпугнет покупателей от нового товара;
расходы на производство нового товара слишком высоки и он может быстро устареть;
патенты предпринимателя достаточно хорошо защищены от конкуренции.
Другой практикой установления цен на новую продукцию является ценообразование с целью проникновения на рынок (penetration pricing). При этом предприниматель устанавливает более низкую начальную цену на свой товар, стараясь тем самым быстро завоевать покупателей. Как правило, это метод срабатывает, если:
покупатели могут чутко отреагировать на цену нового товара. Таким образом, более низкая цена может принести большие доходы, чем в случае, если бы цена была более высокой; низкая цена на товар может отпугнуть конкурентов от внедрения на этот рынок.
скимминг означает установление более высокой цены при более низких объемах продаж;
метод проникновения означает установление более низкой цены при более высоких объемах продаж.
Методы ценообразованияПростейшая формула:
Цена = Издержки + Справедливая прибыль.
Установление цен оптовыми и розничными продавцами. Оптовые и розничные продавцы обычно пользуются методом ценообразования, который называется принципом "издержки плюс надбавки" Надбавка вычисляется как разница между ценой продажи и издержками на закупку товара:
Надбавка = Продажная цена - Издержки на закупку товара
Величина надбавки изменяется в больших пределах в зависимости от вида товара. Например, средние надбавки на парфюмерию могут превышать 100%, тогда как на художественную литературу они могут быть ниже 20%.
Установление цен за услуги. В отличие от товаров услуги относятся к нематериальной продукции, что усложняет процесс ценообразования. Например, мастерская по ремонту электрооборудования может назначать цену за ремонт (термостатов, моторов холодильников и т.п.), руководствуясь перечнем цен на такие работы. Или же цена может определяться с учетом стоимости работы и запасных частей.
8,9, 26,27,28) оценка издержек предпринимательской деятельности, бухг издержки производства и реализации товара, экономич.Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свой товар. В то же время минимальная цена определяется издержками предприятия.
Предприятие стремится установить на товар такую цену, которая полностью будет покрывать все издержки по производству, распределению и сбыту товара, включая справедливую норму прибыли за предложенные усилия и риск. Издержки производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг) представляют собой затраты средств производства, включающие сырье, материалы, топливо, электроэнергию, основные фонды, транспортные средства, посреднические и общественные услуги, расходы, связанные с непосредственным применением труда, выраженные в денежной форме Издержки в ценообразовании на предприятии имеют особое значение. Их учет необходим для определения цены предложения и, самое главное, для выработки эффективной стратегии и тактики всей деятельности предприятия. При сложившейся рыночной конъюнктуре обеспечение более низких издержек по отношению к доходу (выручке) предприятия - определяющее условие его выживаемости и эффективной работы. Правильное определение издержек, их снижение, а иногда и повышение имеют непосредственное значение для прибыльной работы предприятия и его благополучия.
В отечественной практике ценообразования на предприятии, работающем в условиях рынка, необходимо различать два вида издержек: бухгалтерские издержки производства и реализации товаров и экономические (предпринимательские) издержки. Бухгалтерские издержки производства и реализации товара (продукции, работ, услуг) определяются в соответствии с утвержденным 05.08.1992 г. постановлением Правительства РФ Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Согласно указанному Положению, затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты. Экономические, или предпринимательские, издержки производства и реализации товара (продукции, работ, услуг) по своему существу определяют цену предложения товара. Выраженные в денежной форме издержки, которые предприятие учитывает, чтобы функционировать на рынке, исходя из минимально необходимых условий осуществления нормальной деятельности - это затраты, связанные с простым и расширенным воспроизводством в данной отрасли. В экономические (предпринимательские) издержки производства и реализации товара (продукции, работ, услуг) предприятия включают: бухгалтерские издержки производства товаров и реализации услуг, исчисленные в соответствии с указанным выше Положением, нормальную предпринимательскую прибыль, которая определяется выбранным методом ценообразования с учетом всех обязательных выплат.