Участники логистических процессов
Участники процессов физического продвижения материальных потоков на транспорте делятся на три укрупненные группы:
1. Грузоотправитель.
2. Грузополучатель.
3. Перевозчик.
Грузоотправитель — это физическое или юридическое лицо, действующее от своего имени и выполняющее определенные обязанности, которые обусловлены договором перевозки, в том числе предъявление надлежащим образом упакованного груза перевозчику или его агенту для доставки в место назначения и выдачи грузополучателю.
Грузополучатель — это физическое или юридическое лицо, правомочное принять в месте назначения доставленный перевозчиком груз. Переадресовка и/или изменение грузополучателя (реконсигнация) производится в порядке, предусмотренном уставами, правилами перевозок и другими нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования.
Грузоотправители и грузополучатели одновременно могут генерировать одни материальные потоки и принимать другие.
Группы грузополучателей и грузоотправителей чаще всего связывает третья группа — перевозчиков.
Перевозчик — это юридическое или физическое лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, пассажиров и прочее.
Перевозчики действуют на основании соответствующих нормативных документов и, как правило, имеют на обусловленную деятельность соответствующее разрешение.
Услуги определенного перевозчика предоставляются на основании договора перевозки или на других условиях, которые предусматривают права, обязанности и ответственность сторон. Прибыль перевозчика образуется как часть дохода от реализации продукции транспорта.
В большинстве стран в состав перевозчиков принято включать:
♦ Транспортные фирмы универсальной транспортной ориентации, которые принимают различные грузы от всех грузоотправителей по твердым тарифам.
♦ Специализированные транспортные предприятия, осуществляющие перевозки грузов определенного вида и/или на определенной территории.
♦ Иные юридические или физические лица при наличии у них специальных разрешений.
Деятельность последней группы перевозчиков регулируется законодательством только в вопросах безопасности перевозки и страхования (применение твердых тарифов в их деятельности не предусмотрено).
При выборе перевозчика могут использоваться различные критерии, важнейшим из которых является качество обслуживания и цена.
Тара и упаковка
Этот элемент транспортной логистики в организации продвижения материальных (грузовых) потоков имеет не меньшее значение, чем другие. Использование различной тары обеспечивает сохранность перемещаемых грузов, а также повышает удобство транспортировки и выполнения различных логистических работ/операций по переработке грузов.
По физическим свойствам тара может быть:
♦ жесткой (ящики, бочки, бутылки);
♦ полужесткой (корзины, картонные ящики);
♦ мягкой (мешки, тюки, сетки...).
По технологическим свойствам тара бывает:
♦ неразборная;
♦ разборная;
♦ складная;
♦ разборно-складная.
По доступности к сохраняемой продукции тара подразделяется на:
♦ закрытую;
♦ открытую.
По степени закрытости тара подразделяется на:
♦ герметичную;
♦ негерметичную. Среди герметичной тары в свою очередь выделяют следующие виды:
♦ изотермическая (сохраняет заданную температуру в течение определенного времени);
♦ изобарическая (сохраняет заданное давление).
По функциональному назначению тара подразделяется на:
♦ транспортную и
♦ потребительскую.
По принадлежности и условиям использования тара классифицируется на:
1. Производственную.
Она предназначена для внутризаводских и/или межзаводских технологических и логистических операций.
2. Инвентарную.
Это оборотная тара, которая является собственностью конкретного предприятия и подлежит возврату ее владельцу.
3. Складскую.
Она предназначена для приемки, размещения, хранения и комплектации продукции на складе.
Наиболее часто используемыми материалами для тары являются: древесина, стекло, картон, пластмасса, ткани, металл.
По применимости различают тару:
♦ однократного применения;
♦ многократного применения.
Среди тарного хозяйства особо следует выделить тару-оборудование и контейнеры.
К таре-оборудованию можно отнести решетчатые стеллажи и поддоны различных типов.
Контейнер представляет собой предмет транспортного оборудования специальной конструкции, позволяющей осуществлять удобную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта. В одном из последующих разделов будут раскрыты вопросы контейнеризации процесса перемещения грузов в настоящее время и в перспективе.
Многие промышленные и потребительские товары упаковывают для обеспечения сохранности товарного вида в пакеты, различного вида коробки и т. д.
В отличие от тары упаковка, как правило, является носителем информации: наименования товара и его изготовителя, штрихового кода, инструкции по эксплуатации, мани-пуляционных знаков, маркировки экологического характера, рекламы и пр.
Затраты на упаковку являются частью логистических издержек и могут составлять от долей процента до нескольких десятков процентов от себестоимости продукции.