Участники логистических процессов

Участники процессов физического продвижения матери­альных потоков на транспорте делятся на три укрупненные группы:

1. Грузоотправитель.

2. Грузополучатель.

3. Перевозчик.

Грузоотправитель — это физическое или юридическое лицо, действующее от своего имени и выполняющее опре­деленные обязанности, которые обусловлены договором пе­ревозки, в том числе предъявление надлежащим образом упакованного груза перевозчику или его агенту для доставки в место назначения и выдачи грузополучателю.

Грузополучатель — это физическое или юридическое лицо, правомочное принять в месте назначения доставлен­ный перевозчиком груз. Переадресовка и/или изменение гру­зополучателя (реконсигнация) производится в порядке, пре­дусмотренном уставами, правилами перевозок и другими нор­мативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования.

Грузоотправители и грузополучатели одновременно могут генерировать одни материальные потоки и принимать другие.

Группы грузополучателей и грузоотправителей чаще все­го связывает третья группа — перевозчиков.

Перевозчик — это юридическое или физическое лицо, ис­пользующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, пассажиров и прочее.

Перевозчики действуют на основании соответствующих нормативных документов и, как правило, имеют на обуслов­ленную деятельность соответствующее разрешение.

Услуги определенного перевозчика предоставляются на основании договора перевозки или на других условиях, кото­рые предусматривают права, обязанности и ответственность сторон. Прибыль перевозчика образуется как часть дохода от реализации продукции транспорта.

В большинстве стран в состав перевозчиков принято включать:

♦ Транспортные фирмы универсальной транспортной ори­ентации, которые принимают различные грузы от всех гру­зоотправителей по твердым тарифам.

♦ Специализированные транспортные предприятия, осу­ществляющие перевозки грузов определенного вида и/или на определенной территории.

♦ Иные юридические или физические лица при наличии у них специальных разрешений.

Деятельность последней группы перевозчиков регулиру­ется законодательством только в вопросах безопасности пе­ревозки и страхования (применение твердых тарифов в их деятельности не предусмотрено).

При выборе перевозчика могут использоваться различ­ные критерии, важнейшим из которых является качество обслуживания и цена.

Тара и упаковка

Этот элемент транспортной логистики в организации про­движения материальных (грузовых) потоков имеет не мень­шее значение, чем другие. Использование различной тары обеспечивает сохранность перемещаемых грузов, а также повышает удобство транспортировки и выполнения различ­ных логистических работ/операций по переработке грузов.

По физическим свойствам тара может быть:

♦ жесткой (ящики, бочки, бутылки);

♦ полужесткой (корзины, картонные ящики);

♦ мягкой (мешки, тюки, сетки...).

По технологическим свойствам тара бывает:

♦ неразборная;

♦ разборная;

♦ складная;

♦ разборно-складная.

По доступности к сохраняемой продукции тара подраз­деляется на:

♦ закрытую;

♦ открытую.

По степени закрытости тара подразделяется на:

♦ герметичную;

♦ негерметичную. Среди герметичной тары в свою очередь выделяют следу­ющие виды:

♦ изотермическая (сохраняет заданную температуру в те­чение определенного времени);

♦ изобарическая (сохраняет заданное давление).

По функциональному назначению тара подразделяется на:

♦ транспортную и

♦ потребительскую.

По принадлежности и условиям использования тара клас­сифицируется на:

1. Производственную.

Она предназначена для внутризаводских и/или межзавод­ских технологических и логистических операций.

2. Инвентарную.

Это оборотная тара, которая является собственностью кон­кретного предприятия и подлежит возврату ее владельцу.

3. Складскую.

Она предназначена для приемки, размещения, хранения и комплектации продукции на складе.

Наиболее часто используемыми материалами для тары являются: древесина, стекло, картон, пластмасса, ткани, металл.

По применимости различают тару:

♦ однократного применения;

♦ многократного применения.

Среди тарного хозяйства особо следует выделить тару-оборудование и контейнеры.

К таре-оборудованию можно отнести решетчатые стел­лажи и поддоны различных типов.

Контейнер представляет собой предмет транспортного оборудования специальной конструкции, позволяющей осу­ществлять удобную перевозку грузов одним или нескольки­ми видами транспорта. В одном из последующих разделов будут раскрыты вопросы контейнеризации процесса переме­щения грузов в настоящее время и в перспективе.

Многие промышленные и потребительские товары упа­ковывают для обеспечения сохранности товарного вида в па­кеты, различного вида коробки и т. д.

В отличие от тары упаковка, как правило, является но­сителем информации: наименования товара и его изготови­теля, штрихового кода, инструкции по эксплуатации, мани-пуляционных знаков, маркировки экологического характе­ра, рекламы и пр.

Затраты на упаковку являются частью логистических из­держек и могут составлять от долей процента до нескольких десятков процентов от себестоимости продукции.

Наши рекомендации