Основные конвенции МОТ по вопросам регулирования рынка труда
С развитием мировой экономики, экономической интеграции и сотрудничества разных стран возникла задача согласовать и обобщить трудовые отношения, которые сложились на национальных рынках труда. Выполнение этой задачи взяла на себя Международная организация труда, которая в своих конвенциях и рекомендациях юридически закрепила нормы трудовых отношений как часть международного права. Конвенции и рекомендации МОТ после ратификации их парламентами многих стран стали составной национального трудового права, которое регулирует определенные аспекты национального рынка труда.
Рассмотрим содержание некоторых основных конвенций МОТ по вопросам регулирования рынка труда.
В 1919 г. на первой сессии Международной организации труда была принята Конвенция об ограничении с 1921 г. рабочего времени на промышленных предприятиях 8 часами на день, или 48 часами на неделю, но она в то время не была ратифицирована всеми государствами. Сейчас в большинстве развитых стран рыночной экономики законодательно установлен 8-часовой рабочий день, а в некоторых странах — 36—40-часовая рабочая неделя (например, во Франции.
Конвенция № 2 (от 29 октября 1919 г.) «О безработице». В статье 2 отмечается, что государство устанавливает систему безвозмездных государственных бюро занятости под контролем центральных органов.
Конвенция № 29 (от 28 июня 1930 г.) «О принудительном или обязательном труде».
В статье 1 отмечается, что государство обязуется ликвидировать применение принудительного или обязательного труда во всех формах в кратчайшие сроки.
Конвенция № 44 (от 23 июня 1934 г.) «О помощи лицам, которые являются безработными по независимым от них обстоятельствам».
В Конвенции дается определение понятия «соответствующая (подходящая) занятость» и указывается на ряд критериев: профессия, местожительство, вознаграждение и прочие условия труда, непричастность к трудовым спорам, личные обстоятельства претендентов. В частности, в некоторых статьях Конвенции отмечается:
— Конвенция распространяется на всех лиц, которые работают по
найму (статья 2);
— право на получение помощи обуславливается соблюдением лицом
таких условий: способное к работе и может начать ее, зарегистрированно
в бюро по трудоустройству и регулярно появляется в эти бюро;
— в статье 6 отмечается, что право на помощь зависит от стажа или
уплаты соответствующего количества страховых взносов или от занятос
ти на работе к наступлению безработицы;
— право на получение помощи может обуславливаться посещаемос
тью курсов профессионального обучения (статья 8);
— в статьи 9 отмечается, что право на получение помощи может обус
лавливаться принятием в порядке, установленном законодательством
страны, общественной работы, организованной государственными орга
нами власти;
— помощь предоставляется на ограниченный срок, продолжитель
ность которого, как правило, не может быть меньше чем 156 рабочих
дней за год (26 календарных недель) (статья 11);
— в статье 14 отмечается, что законодательством страны создаются
суды или другие соответствующие учреждения, уполномоченные решать
вопросы, которые возникают в связи с заявлениями о помощи.
Конвенция № 87 (от 9 июля 1948 г.) «О свободе ассоциации и защите прав на организацию».
В статье 2 отмечается, что трудящиеся и предприниматели имеют право создавать по своему выбору организации без предшествующего на то разрешения.
Государственная власть воздерживается от любого вмешательства в деятельность ассоциации (статья 3).
Конвенция № 88 (от 9 июля 1948 г.) «Об организации службы занятости».
В статье 1 отмечается, что государство содержит или обеспечивает содержание безвозмездной государственной службы занятости.
Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда
Глава 7. Рынок труда и его регулирование
Основная обязанность службы — обеспечение возможной организации рынка занятости как неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости, развития и использования продуктивных сил.
Служба занятости состоит из национальной системы бюро по найму и работает под руководством государственной власти (статья 2).
В статье 3 отмечается, что эта система имеет сеть местных и региональных бюро.
Представители предпринимателей и работников привлекаются через консультативные комитеты к сотрудничеству в деле организации и деятельности службы занятости, а также к разработке ее политики.
В статье 9 отмечается, что персонал службы занятости состоит из государственных служащих.
Конвенция № 96 (от 1 июля 1949 г.) «О платных бюро по найму».
В статье 2 отмечается, что государство предусматривает постепенную ликвидацию платных бюро по найму, которые имеют коммерческие цели.
Период ликвидации таких бюро может длиться до тех пор, пока не будет созданна система государственной службы занятости (статья 3).
Конвенция № 102 (от 28 июня 1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения».
В статье 19 отмечается, что государство обеспечивает лицам помощь в случае безработицы.
Защите подлежат лица, способные и готовые работать, которые временно потеряли заработок из-за невозможности получить соответствующее занятие (статья 20).
В статье 24 отмечается, что помощь может не предоставляться во время периода ожидания, продолжительность которого составляет первые 7 дней в любом случае временной потери заработка.
Конвенция № 111 (от 25 июня 1958 г.) «О дискриминациях в сфере работы и занятости».
В статье 1 отмечается, что любые различия, недопущение или преимущество относительно определенного труда, основано на специфических требованиях, не считается дискриминацией.
Термины «труд» и «занятие» включают доступ к профессиональному обучению, доступ к работе и любым занятиям, а также оплату и условия труда.
Конвенция № 122 (от 9 июля 1964 г.) «О политике в сфере занятости».
В статье 1 отмечается, что государство осуществляет активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости с целью стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы. Эта политика учитывает взаимо-
связь между целями в сфере занятости, другими экономическими и социальными целями.
Представители предпринимателей и работников привлекаются к консультации относительно политики в сфере занятости (статья 3).
В 1970 г. МОТ приняла Конвенцию 131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран.
Статья 2 этой Конвенции провозглашает, что установленная минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит снижению; невыполнение этого положения тянет за собою соответствующие уголовные и прочие санкции.
В 1967 г. принята рекомендация о рассмотрении жалоб на предприятиях с целью их решения.
Конвенция № 142 (от 23 июня 1975 г.) «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития человеческих ресурсов».
В статье 5 отмечается, что политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки осуществляются в сотрудничестве с организациями предпринимателей и работников.
Конвенция № 150, принятая в 1978 г., содержит основные положения о регулировании вопросов труда, о роли, функции и организации этого регулирования.
Конвенция № 159 (от 20 июня 1983 г.) «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов».
В статье 3 отмечается, что политика государства должна быть направлена на то, чтобы мероприятия по профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов, а также на содействие возможностям занятости инвалидов на свободном рынке труда.
Эта политика основана на принципе равенства возможностей инвалидов и работников вообще (статья 4).
В статье 6 отмечается, что компетентные органы должны принять меры относительно развития служб профессиональной ориентации и занятости инвалидов.
Конвенция № 160 (от 20 июня 1985 г.) «О статистике работы».
В статье 1 отмечается, что государство обязуется регулярно собирать, обрабатывать и опубликовывать статистические данные об экономически активном населении, занятости, безработице, структуре и распределении в экономически активном населении, а также о стоимости рабочей силы.
Конвенция № 168 (от 21 июня 1988 г.) «О содействии занятости и защиты от безработицы».
В статье 2 отмечается, что государство стремится, чтобы методы предоставления помощи заинтересовали трудящихся поиском занятости, а предпринимателей — предложением продуктивной занятости.
160Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда
Государство обязуется осуществлять программы содействия занятости (статья 8).
В статье 12 отмечается, что государство определяет методы защиты населения или через систему взносов, или не основанную на взносах систему, или на объединении таких систем.
Если помощь начисляется на основании взносов, которые делает защищенное лицо, то она устанавливается в размере по меньшей мере 50% прежнего заработка.
Если помощь не основана на взносах, то она должна составлять по меньшей мере 50% установленной законом минимальной заработной платы (статья 15).
Международное трудовое право признано во многих странах, и конвенции, а также рекомендации сыграют существенную роль в регулировании рынка труда, корректировании механизма его саморегуляции и защиты нанимаемой работы.