При отборе предприятий-аналогов учитываются следующие
признаки сопоставимости [28]:
•тождество производимой продукции;
•тождество объема и качества производимой продукции;
•идентичность изучаемых периодов;
•тождество стадий развития предприятий (например, стадии
роста или упадка) и размеров производственной мощности;
•сопоставимость стратегии развития предприятия;
•равная степень учета климатических и территориальных раз-
Личий и особенностей и др.
Главное для этого метода —это найти информацию о продан-
Ных предприятиях-аналогах или хотя бы одном сопоставимом
С оцениваемым предприятии по всем параметрам.
В нашей стране эта информация только начинает регулярно
публиковаться в еженедельных журналах ≪Коммерсантъ≫ и ≪Экс-
перт≫ в рубрике ≪Финансовые рынки≫ по предприятиям, где акции
В достаточной мере ликвидны (таких предприятий пока не более
трех десятков), приводятся текущие коэффициенты ≪Цена / При-
быль≫.
Необходимо отметить, что для метода рынка капитала наиболее
распространенными индикаторами являются: ≪Цена / Прибыль≫; ≪Це-
на / Денежный поток≫; ≪Цена / Чистая балансовая стоимость≫ и др.
При этом методе рыночная стоимость оцениваемого предприя-
Тия определяется в следующей последовательности.
Определяется рыночная стоимость предприятия-аналога из
Выражения
Где —рыночная стоимость одной акции предприятия-аналога, наблюдае-
мая на фондовом рынке;
Noi —количество акций предприятия-аналога, наблюдаемая на фондовом
Рынке.
где N—общее количество акций предприятия-аналога;
число акций, выкупленных компанией-аналогом;
—количество акций компании-аналога, выпущенных ею, но еще не
Размещенных на рынке.
По предприятию-аналогу определяется ранее выбранный це-
новой мультипликатор, допустим это ≪Цена / Прибыль≫;
Рассчитывается рыночная стоимость оцениваемого пред-
приятия:
где Соп—рыночная стоимость оцениваемого предприятия;
М —мультипликатор, т. е. значение коэффициента ≪Цена / Прибыль≫
предприятия-аналога;
Пш —величина прибыли оцениваемого предприятия.
Далее идет корректировка этой величины с учетом особенно-
Стей оцениваемого предприятия по сравнению с предприятием-ана-
Логом.
Метод сделок (метод продаж). Метод сделок является разно-
Видностью метода рынка капитала. Используется тот же алгоритм,
Что и в методе рынка капитала, с тем различием, что применяемые
Мультипликаторы вычисляются на основе цен по отслеживаемым
На фондовом рынке сделкам с контрольными или просто крупными
Пакетами акций. Таким образом, метод сделок используется для оцен-
Ки контрольного пакета акций, а метод рынка капитала —для мино-
Ритарного.
Метод отраслевых коэффициентов. Суть метода отраслевых
Коэффициентов заключается в том, что на основе анализа практики
Продаж бизнеса в той или иной отрасли выводится определенная
Зависимость между ценой продажи и каким-то показателем. Этот
Метод в основном используется для оценки малых компаний и но-
Сит вспомогательный характер.
В развитых странах мира на основе обобщения опыта были раз-
Работаны довольно простые формулы определения стоимости оце-
Ниваемого предприятия.
Опыт западных оценочных фирм свидетельствует [18]:
•рекламные агентства и бухгалтерские фирмы продаются со-
ответственно за 0,7 и 0,5 от годовой выручки;
•рестораны и туристические агентства —соответственно
0,25—,5 и 0,04—,1 от валовой выручки;
•предприятия розничной торговли —0,75—,5 от суммы чис-
тый доход + оборудование + запасы;
•машиностроительные предприятия • . 1,5—,5 от суммы чис-
тый доход + запасы.
Использование в оценочной деятельности такого подхода в оцен-
Ке возможно только в том случае, если между показателями, на осно-
Ве которых определяется мультипликатор, имеется довольно тесная
Взаимосвязь и она установлена на основе продажи многочисленных
Предприятий-аналогов, функционирующих в той или иной сфере.
В РФ из-за отсутствия достаточного опыта в оценочной дея-
Тельности такие зависимости не выявлены, поэтому метод отрасле-
Вых коэффициентов не нашел широкого применения.
Затратный
(имущественный) подход к оценке
Подход к оценке имущества предприятия с точки зрения за-
Трат —это определение его текущей стоимости на основе расчета
Восстановительной стоимости оцениваемого объекта (или стоимо-
Сти замещения) и определения его физического, технического со-
Стояния и функционального соответствия на дату оценки.
Текущая стоимость объекта определяется разницей между стоимо-
Стью нового строительства (восстановительной стоимостью или стои-
Мостью замещения) и потерей стоимости за счет износа. При этом
В текущую стоимость объекта должна быть включена не только прибыль
Подрядчика, входящая в сметную стоимость объекта, но и прибыль за-
Казчика (инвестора), называемая предпринимательской прибылью.
Главный признак затратного подхода —это поэлементная оцен-
Ка, т. е. оцениваемый имущественный комплекс расчленяется на
Составные части, а затем стоимость всего имущественного комп-
Лекса получают путем суммирования стоимостей его частей.
Область применения затратного подхода. Затратный подход