Принципы налогообложения и налоговая система. Сущность и виды фискальной политики гос-ва

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - это совокупность налогов. взымаемых исполни­тельной властью с физических и юридических лиц. а также методы и принци­пы их обложения. Налоговая система каждой страны складывается на основе исторических традиций и конкретных особенностей политического и социально-экономи­ческого развития страны. Налоговая система обязательно указывает: - кто является плательщиком налога, т.е. субъектом налогообложения. Им может быть физическое лицо. юридическое лицо. наследники, по­требители определенной продукции. - что выступает объектом налогообложения, т.е. с чего берется налог. Это может быть выручка, прибыль, доход, добавленная стоимость. наследство. - из какого источника уплачивается налог: из зарплаты, из прибыли, за счет увеличения цены. - величина налоговой ставки (обычно в процентах). - налоговые льготы. Налоги выполняют следующие функции: 1. Фискальную (от лат. fiscus - казна) - изъятие части прибыли и доходов у предприятий и населения и концентрация этих средств в государственном бюджете. Налоги выполняют роль инструмента перераспределения национального дохода и финансовой основы выполнения государством своих хозяйственно-политических функций. 2. Регулирующую- посредством налогов происходит косвенное вмеша­тельство государства в экономику, формируются равные правила "игры" для всех субъектов хозяйствования. В кризисные для экономики годы через снижение налоговых ставок дается толчок к расширению производства. В период экономического бума налого­вые ставки повышаются и у предприятий сокращается возможность инвес­тиций.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Налоги могут быть справедливыми, т.е. равными или эффективными, т.е. минимизирующими неблагоприятные последствия. Справедливость налогов заключается в том, что люди должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью, т.е. богатые будут выплачивать большую долю своих доходов, чем бедные. ПАУШАЛЬНЫЙ НАЛОГ - это налог, взимаемый вне зависимости от размера дохода. Принцип ГОРИЗОНТАЛЬНОГО РАВЕНСТВА предполагает, что субъекты. находящиеся в одинаковых условиях, должны платить налоги одинаково. Принцип ВЕРТИКАЛЬНОГО РАВЕНСТВА предполагает, что находящиеся в неравных условиях должны и по-разному платить налоги. Но если субъекты находятся в разных условиях, то насколько по-разному они должны платить налоги? Если предприниматели и население считают. что принципы налогообложения в стране являются несправедливыми, то воз­никает "Эффект невидимой ноги" Они голосуют ногами, перебираясь туда. где налоги, на их взгляд, более оптимальны для них. В связи с этим различают: 1. Прогрессивные налоги 2. Регрессивные налоги. Налоговая система является прогрессивной, если после уплаты всех полагающихся налогов неравенство субъектов становится меньше .Для этого ставка налогообложения повышается по мере возрастания дохода. Главная характеристика прогрессивного налога - это то. что возрастает не только абсолютная сумма взымаемого налога, но и доля изымаемого дохода по мере роста дохода. Налоговая система рассматривается как регрессивная, если после вы­платы всех налогов неравенство субъектов возрастает. При регрессивной системе изымается все меньшая и меньшая доля доходов по мере их роста, хотя абсолютная сумма налога может и возрастать.

Фискальная политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, объем национального производства и уровень занятости населения. При увеличении налогов совокупные расходы сокращаются, и наоборот.

Различают два вида фискальной политики:

1) автоматическая фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов в экономическом механизме, к ним могут быть отнесены:

а) автоматические изменения налоговых поступлений;

б) изменения систем пособий по безработице и социальных выплат;

2) дискреционная фискальная политика – это целенаправленные изменения в области государственных расходов и в налоговой системе; основными инструментами такой политики могут выступать:

а) изменение государственных расходов (снижение расходов приводит к падению совокупного спроса);

б) изменение налоговых ставок (снижение налоговых ставок увеличивает совокупный спрос).

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В период спада производства осуществляется его стимулирование путем снижения налогов и увеличения государственных расходов. В условиях инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, подразумевающая уменьшение правительственных трат и увеличение налогов.

Основными элементами фискальной политики таким образом выступают:

1) государственные расходы – это расходы правительства, оплачиваемые из государственного бюджета, на содержание госаппарата и закупку товаров и услуг, которые бывают двух видов: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка;

2) налоги – это обязательные, безвозмездные платежи физических и юридических лиц в адрес бюджетов различных уровней; налоговая политика не постоянна, а изменяется в зависимости от исторических условий, целей социального и экономического развития общества. При проведении налоговой реформы необходимо иметь в виду, что снижение налогового бремени реально возможно только при росте производства и увеличении налогооблагаемых доходов.

Наши рекомендации